Рабочая программа по чтению 9 класс. Специальная (коррекционная) школа.


ГОКУ «Школа-интернат р.п. Квиток»
Рассмотрено:Согласовано: Утверждено:
на педагогическом совете заместитель директора директор школы
протокол № __ от_______по УВР _______С.В.Тынина _______ П.Д.Маслий
___________2015 г. ____________ 2015 г. __________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу и т.д.) Чтение
класс 9 класс специальной (коррекционной) школы
количество часов 102 (3 ч. в неделю)
учитель Потёмкина Елена Анатольевна
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по чтению для 9 класса специальной (коррекционной) школы составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г.
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
На уроках чтения в старших классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.
Цель программы:
развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи программы:
формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;
развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения;
нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе).
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция и развитие памяти;
коррекция и развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности при принятии решений;
формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность;
воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи:
развитие фонематического восприятия;
коррекция нарушений устной и письменной речи;
коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи;
развитие лексико-грамматических средств языка.
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором); развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту; участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения; а также пересказывать текст кратко, но полно, выборочно, от лица различных героев произведения.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 9 классах продолжается работа по объяснительному чтению, как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 9 класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор. Процесс обучения носит развивающий характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 9 классов. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). В 9 классах реализуется 102 часа в год (3 часа в неделю). Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Формы организации учебного процесса
В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы текста;
- устные сочинения-характеристики героев;
- развитие художественной фантазии у детей;
- придумывание финала, опираясь на развитие событий.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьники могут стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Обучение построено на принципах:
принцип коррекционной направленности в обучении;
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
принцип научности и доступности обучения;
принцип систематичности и последовательности в обучении;
принцип наглядности в обучении;
принцип индивидуального и дифференцированного подходов в обучении и т.д.
Методы и приёмы обучения:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация, иллюстрация.
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний.
методы повторения, закрепления знаний.
методы применения знаний
методы контроля
Формы работы: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, работа с иллюстрацией учебника, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
пересказ текста по предполагаемым вопросам;
продолжение текста;
выразительное чтение;
чтение наизусть;
чтение по ролям;
Ожидаемые результаты.
Овладевать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;
научиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;
быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок изучения нового материала;
Урок закрепления знаний и умений;
Урок повторения;
Урок обобщения;
Контрольно - проверочные уроки;
Комбинированный урок.
Критерии контроля и оценки знаний учащихся
Проверку навыков чтения учитель проводит на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса. С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний. Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3 - 4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка - мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): V класс – 45-60 слов; VI класс – 70-80 слов; VII класс – 80-90 слов; VIII - IX классы 90-100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
V - IX классы.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (в VIII - IX классах легкие тексты - самостоятельно); называет главных действующих лиц, передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, с соблюдением смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливание частей текста, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3»ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре - в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.
Оценка «1»ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не понимает смысла произведения, искажает его основное содержание; не знает наизусть стихотворение.
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
Устное народное творчество.- 10 часов;
Из произведений русской литературы XIX века. – 39 часов;
Из произведений русской литературы XX. – 33часов;
Из произведений зарубежной литературы - 8 часов
Внеклассное чтение. – 9 часов.
Контрольное чтение – 3 часа.
Содержание программы
Чтение и развитие речи 9 класс
(3 часа в неделю)
Примерная тематика.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады.
Литературные сказки.
Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.
На примере художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведение А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И.А.Крылова, Н.Н.Гоголя, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А.Н.Майкова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А. П. Чехова, А.И.Куприна, И.А.Бунина.
Произведения А.М. Горького, В.В.Маяковского, С.А.Есенина, А.Н.Толстого, А.А.Фадеева, М.А.Шолохова, К.Г.Паустовского, К.М.Симонова, В.М.Инбер, Р.Гамзатова, В.М.Шукшина, Ф.А.Абрамова, Ч.И. Айтматова, Л.Н.Ошанина, С.В.Михалкова, Ф.А.Искандера, А.Рыбакова, Б.Окуджава..
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской Орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения.
Составление характеристик героев, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных поступков героев (с помощью учителя).
Работа над планом, средствами языковой выразительности.
Пересказ содержания прочитанного; составление рассказа по предложенной теме на материале нескольких произведений.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаических отрывков.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала.
Ведение дневника или стенда внеклассного чтения.
Рекомендуемая литература (на выбор)
Ахматова А.А. Стихотворения.
Беляев А.Р. «Человек – амфибия».
Богомолов В.О. «Иван».
Бондарев Ю.В.. «Последние залпы», «Горячий снег».
Быков В.В. «Альпийская баллада», «Обелиск».
Васильев Б.Л. «А зори здесь тихие».
Жюль Верн «Таинственный остров».
Воскресенская З. «Сердце матери».
Горький А.М. «В людях», «Мои университеты».
Есенин С.А. Стихотворения.
Искандер Ф.А. «Сандро из Чегема».
Паустовский К.Г. «Во глубине России», «Телеграмма», «Великий сказочник», «Разливы рек», «Исаак Левитан», «Приточная трава».
Сурков А.А. Стихотворения.
Толстой Л.Н. «Севастопольские рассказы» (выборочно).
Цветаева М.Н. Стихотворения.
Чехов А.П. «Дом с мезонином».
Шукшин В.М. «Кляуза»,»Мечты», «Чужие», «Жил человек», «Привет Сивому».
Внеклассное чтение проводится один раз в месяц.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь – владение конкретными умениями и навыками.
К концу учебного года
учащиеся должны знать:
наизусть 10 стихотворений.
учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать про «себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным героям;
высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным..
Перечень учебно-методических средств обучения
Литература основная:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г
Учебник «Чтение» для 9 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида \ А.К. Аксёнова, -М.: Просвещение, 2012 г.
Дополнительная:
Русский язык и чтение. 5 -7 класс: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения \ М.Е. Прокопьенко, –Волгоград: Учитель, 2009 . – серия «Коррекционное обучение».
Л.Ю.Долгих «Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида, Иркутск, ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет», 2009 г.
Тексты по проверке техники чтения: Учимся читать быстро \ О.В. Узорова, Е.А. Нефедова.-М.: ООО «Издательство Астрел», 2000г.
70 игр для обучения чтению: рабочая тетрадь \ Р.А. Кирьянова. – СПб.: КАРО, 2005г.
Методические рекомендации к обучению чтению учащихся коррекционно-развивающих классов \ Ю.А. Костенкова.- 1998г.
Ушакова О.Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
Ушакова О.Д.Понятия и определения: литература/Словарик школьника. – СПб.: Издательский Дом Литера, 2005.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ Тема урока Колво
час Дата Оборудование Виды работ по
совершенствованию
техники чтения Виды работ по
развитию речи
Устное народное творчество (10 ч.)
1. Устное народное творчество 1 2.09
Иллюстрации. Произведения устного народного творчества. Выставка книг. Репродукции картин Чтение соревнование. Чтение до первой ошибки. Ответы на вопросы. Объяснение пословиц. Игра «Собери пословицу». Мини-изложение.
2. Русская народная песня «Колыбельная». 1 3.09
Чтение цепочкой, чтение до первой ошибки, чтение предложений по вопросам. Работа над выразительными средствами языка. Объяснение слов. Ответы на вопросы. Работа по иллюстрации.
3. Русская народная песня «За морем синичка жила». 1 5.09
Чтение цепочкой, чтение до первой ошибки, чтение предложений по вопросам. Чтение парами. Чтение соревнование. Объяснить характер песни. Подбор определений для жениха.
4. Былины. «На заставе богатырской». 1 9.09
Иллюстрация. Репродукция картины Васнецова «Три богатыря» Чтение в лицах. Чтение выборочное. Объяснение слов, выражений. Ответы на вопросы. Составление характеристики героев.
5 Контрольное чтение 1 10.09
Текст для проверки техники чтения. Чтение на время. Пересказ прочитанного, ответы на вопросы.
6. Сочинение по картине Васнецова 1 12.09
Репродукция картины Васнецова «Три богатыря»
Пересказ по плану. Работа по картине. Сочинение.
7. Русская народная сказка. «Сказка про Василису Премудрую». 1 16.09 Иллюстрации к произведению. Чтение: по заданию, к иллюстрации. Чтение в лицах. Объяснение слов. Ответы на вопросы. Объяснение выражений, пословиц. Работа с иллюстрациями.
8. Русская народная сказка. «Сказка про Василису Премудрую». 1 17.09
Иллюстрации к произведению. Чтение «цепочкой», «я начну – ты продолжай».Чтение в лицах Озаглавливание части . Ответы на вопросы. Пересказ по плану
9. Русская народная сказка. «Сказка про Василису Премудрую». 1 19.09
Иллюстрации к произведению. Чтение в лицах; чтение до первой ошибки; чтение по частям, чтение по заданному слову Озаглавливание части. Ответы на вопросы.
10. Русская народная сказка. «Сказка про Василису Премудрую». 1 23.09
Иллюстрации к произведению. Чтение в лицах; чтение до первой ошибки; чтение по частям; чтение по заданному слову Озаглавливание части. Составление характеристики героев. Объяснение пословиц.
11. Русская народная сказка. «Лиса и тетерев». 1 24.09
Иллюстрация. Презентация. Чтение в лицах диалога. Выразительное чтение Чтение по ролям. Пересказ. Ответы на вопросы. Работа по иллюстрации. Объяснение пословиц.
12. Внеклассное чтение. Произведения устного народного творчества. Сказки народов мира 1 26.09
Сборник «Сказки народов мира». Выборочное чтение, работа над интонацией Выборочное чтение, работа над интонацией
Из произведений русской литературы X IX века (39 ч.)
13. В.А. Жуковский Биография 1 30.09
Портрет. Презентация – биография ЖуковскогоВ.А. Чтение с продолжением. Чтение соревнование. Ответы на вопросы. Рассматривание портрета. Пересказ.
14. В.А. Жуковский. «Три пояса». 1 01.10
Иллюстрации учебника. Чтение: в лицах; по частям. Объяснение выражений. Ответы на вопросы Составить портрет старой женщины. Составление характеристик героинь. Составление рассказа.
15. В.А. Жуковский. «Три пояса». 1 03.10
Портрет. В.А. Жуковского. Чтение «пятнашки». Пересказ по плану.
16. В.А. Жуковский. «Три пояса». 1 07.10
Рассказ о князе Владимире. Чтение «эстафета», по лану. Пересказ по плану. Составление характеристик героинь.
17. И.А.Крылов. Биография. 1 08.10
Портрет. Презентация-биография И.А.Крылова. Книги. Чтение «пятнашки», Чтение соревнование. Ответы на вопросы. Пересказ. Объяснение слов, выражений.
18. И.А.Крылов. «Кот и Повар». 1 10.10
Иллюстрация учебника. Аудиозапись в исполнении В.Гафта. Ритор, нравоучение Работа над выразительными средствами языка. Чтение в лицах. Работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы. Объяснение выражений. Мораль.
19. А.С. Пушкин. Биография 1 14.10
Портрет. Презентация – биография А.С.Пушкина. Выставка книг, репродукции Чтение по «цепочке», в парах, по частям Ответы на вопросы. Работа с картиной. Составление вопросов. Рассказ по плану.
20. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». ( в сокращении). 1 15.10
Произведение «Руслан и Людмила». Худ.фильм «Руслан и Людмила». Работа над выразительными средствами языка. Чтение с передачей интонации. Чтение по частям , соревнование, по заданию. Ответы на вопросы. Объяснение устаревших слов. Работа с иллюстрациями. Деление на части.
21. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила».( в сокращении). 1 17.10
Портрет А.С. Пушкина. Иллюстрации. Работа над выразительными средствами языка. Чтение с передачей интонации. Чтение по частям , соревнование, по заданию. Ответы на вопросы. Объяснение устаревших слов. Работа с иллюстрациями. Деление на части. Словесное рисование.
22. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». ( в сокращении). 1 21.10
Портрет А.С. Пушкина. Иллюстрации. Работа над выразительными средствами языка. Чтение с передачей интонации. Чтение по частям , соревнование, по заданию. Ответы на вопросы. Объяснение устаревших слов. Работа с иллюстрациями. Деление на части.
23. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила». ( в сокращении). 1 22.10
Портрет А.С. Пушкина. Иллюстрации. Работа над выразительными средствами языка. Чтение с передачей интонации. Чтение по частям , соревнование, по заданию. Ответы на вопросы. Объяснение устаревших слов. Работа с иллюстрациями. Деление на части.
24. Внеклассное чтение. Ф.А.Искандер,. «Сердце». 1 24.10
Портрет Ф.А. Искандера Книги. Иллюстрации.
Выборочное чтение, работа над интонацией. Выборочное чтение, работа над интонацией
25. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». 1 28.10
Портрет А.С. Пушкина. Выставка книг. Аудиозапись «Барышня – крестьянка». Чтение до первой ошибки. Чтение в лицах, по заданию, к иллюстрации. Объяснение слов, словосочетаний. Ответы на вопросы. Работа с иллюстрацией.
26. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». 1 29.10
Портрет А.С. Пушкина. Чтение до первой ошибки. Чтение в лицах. По заданию, к иллюстрации. Объяснение слов, словосочетаний. Ответы на вопросы. Работа с иллюстрацией. Рассказ о подготовке Лизы к встрече с Берестовыми.
27. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». 1 11.11
Портрет А.С. Пушкина. Иллюстрации. Чтение соревнование. Чтение размышления героев. Объяснение слов, словосочетаний. Ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями. Рассказ о подготовке Лизы к встрече с Алексеем.
28. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». 1 12.11
Портрет А.С. Пушкина. Чтение до первой ошибки. Чтение в парах. Объяснение слов, словосочетаний. Ответы на вопросы.
29. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». 1 14.11
Портрет А.С. Пушкина. Иллюстрации. Чтение по ролям. Чтение по заданию. Объяснение слов, словосочетаний. Ответы на вопросы. Работа с иллюстрацией. рассказ о том как прошёл обед у Муромских
30. А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». 1 18.11
Портрет А.С. Пушкина. Иллюстрации. Чтение по ролям Объяснение слов, словосочетаний. Ответы на вопросы. Словесное рисование –встреча Лизы и Алексея.
31. Обобщающий урок по теме «Жизнь и творчество А.С.Пушкина» 1 19.11
Викторина по произведениям. Рисунки. Презентация. Чтение понравившихся отрывков Ответы на вопросы. Пересказ.
32. М.Ю. Лермонтов. Биография. 1 21.11
Портрет М.Ю. Лермонтова. Презентация биография М.Ю.Лермонтова. Выставка книг. Чтение соревнование, « пятнашки», «цепочкой». Рассказ биографии «консультантами». Ответы на вопросы. Пересказ.
33. М.Ю. Лермонтов. « Тучи». 1 25.11
Портрет М.Ю. Лермонтова. Аудиозапись. Хоровое чтение, парами. Объяснить смысл последней строчки. Выучить наизусть
34. М.Ю.Лермонтов. «Баллада». 1 26.11 Портрет М.Ю. Лермонтова. Выразительное чтение. Чтение по частям. Чтение парами. Чтение по ролям. Объяснение слов, выражений. Ответы на вопросы. Работа иллюстрацией. Деление на части. Высказать свое мнение.
35. М.Ю. Лермонтов. «Морская царевна». 1 28.11
Портрет М.Ю. Лермонтова Чтение соревнование. Чтение к иллюстрации. Чтение по ролям Объяснение слов. Ответы на вопросы. Дать описание моря. Разделить на части. Рассказ по иллюстрации.
36. Обобщающий урок по теме «Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова» 1 02.12
Викторина по произведениям. Презентация. Чтение отрывков. Ответы на викторину. Пересказ.
37. Внеклассное чтение. А. Ахматова, Стихи. 1 03.12 Портрет А.Ахматовой. Книги для рекомендации. Выборочное чтение, работа над интонацией.
Выборочное чтение, работа над интонацией
38. Н.В.Гоголь. Биография. 1 05.12.
Портрет Н.В. Гоголя. Выставка книг, иллюстрации, репродукции картин Чтение: по заданию, выборочное, с продолжением Рассказ биографии. Ответы на вопросы. Пересказ.
39. Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или утопленница». 1 09.12
Портрет Н.В. Гоголя. Иллюстрации, репродукция картины Выборочное чтение. Чтение до первой ошибки. Чтение по ролям. Объяснение слов, выражений. Ответы на вопросы. Рассказ по иллюстрации. Пересказ легенды. Рассмотреть репродукцию Куинджи «Украинская ночь».
40. Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или утопленница». 1 10.12
Портрет Н.В. Гоголя. Рисунок учебника. Выборочное чтение. Чтение до первой ошибки. Чтение по ролям. Чтение – описание русалки. Пересказ прочитанного по частям. Пересказ легенды. Рассмотреть репродукцию Куинджи «Украинская ночь».
41. Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или утопленница». 1 12.12
Портрет Н.В. Гоголя. Выборочное чтение. Чтение до первой ошибки. Чтение по ролям.
Ответы на вопросы. Объяснить выражения.
42. Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или утопленница». 1 16.12
Портрет Н.В. Гоголя. Выборочное чтение. Чтение до первой ошибки. Чтение по ролям. Пересказ легенды по готовому началу.
43. Н.А.Некрасов. Биография. 1 17.12
Портрет Н.А. Некрасова. Презентация. Чтение соревнование. Выборочное чтение. Чтение-обращение к потомкам. Ответы на вопросы. Пересказ
44. Н.А.Некрасов. «Рыцарь на час». 1 19.12
Портрет Н.А. Некрасова. Презентация. Выразительное чтение. Чтение в парах. Ответы на вопросы. Рассказ о матери Некрасова.
45. Н.А.Некрасов. «Саша». 1 23.12
Портрет Н.А. Некрасова. Презентация. Выразительное чтение с передачей грусти, возмущения и гнева, Ответы на вопросы. Рассказ о м.э.о. «Гринпис»-«Зеленый мир». Работа с репродукцией В.Д. Поленова «Горелый лес».
46 Контрольное чтение 1 24.12
Текст для проверки техники чтения. Чтение на время. Пересказ прочитанного, ответы на вопросы.
47 Обобщающий урок. По Н.А.Некрасову. 1 26.12
Выставка книг. Презентация. Чтение понравившегося отрывка.
Ответы на вопросы.
48 Внеклассное чтение. А.П.Чехов «Переполох». 1 13.01
Портрет А.П. Чехова. Книги для рекомендации. Выборочное чтение, работа над интонацией.
Выборочное чтение, работа над интонацией
49. А.А.Фет. Биография. 1 14.01
Портрет. А.А. Фета. Выставка книг. Чтение до первой ошибки. Чтение «пятнашки». Рассказ биографии. Ответы на вопросы. Пересказ
50. А.А.Фет. «На заре ты ее не буди». 1 16.01
Портрет. А.А. Фета. Выборочное чтение, работа над интонацией. Объяснение слов. Ответы на вопросы. Работа с репродукцией Н.М. Ромадина «Разлив на Керженце». Наизусть.
51. А.А.Фет. «Помню я; старушка няня». 1 20.01
Портрет. А.А. Фета. Работа над выразительными средствами языка. Ответы на вопросы. Обсуждение «можно ли
52. А.А.Фет. «Это утро, радость эта». 1 21.01
Портрет. А.А. Фета. Работа над выразительными средствами языка. Объяснение слов. Ответы на вопросы. Работа с репродукцией Н.М. Ромадина «Разлив на Керженце».
53. А.П.Чехов. Биография. 1 23.01
Портрет А.П. Чехова. Выставка книг. Презентация. Чтение по частям. Выборочное чтение. Рассказ биографии. Ответы на вопросы. Пересказ.
54. А.П.Чехов. «Злоумышленник». 1 27.01
Портрет А.П. Чехова. Чтение до первой ошибки. Чтение описание. Чтение по ролям. Чтение по частям. Чтение по ролям. Объяснение слов. Ответы на вопросы. Обсудить ситуацию Пересказ
55. А.П.Чехов. «Пересолил». 1 28.01
Портрет А.П. Чехова. Чтение до первой ошибки.
Чтение описание. Чтение по
ролям.
Чтение по частям. Чтение по
ролям. Чтение по заданию. Объяснение слов. Ответы на вопросы. Пересказ по плану. Работа по иллюстрации. Дать описание внешнего вида обоих персонажей.
56. Внеклассное чтение. М. Зощенко «Любовь». 1 30.01 Портрет М. Зощенко. Книги для рекомендации. Чтение соревнование. Выборочное чтение, работа над интонацией. Пересказ. Составление отзыва.
Из произведений русской литературы xx века (33 ч.)
57. А.М.Горький. Биография. 1 03.02
Портрет А.М. Горького. Презентация. Чтение соревнование. Чтение по заданию. Рассказ биографии «консультантами». Ответы на вопросы. Пересказ.
58. А.М.Горький. «Песня о Соколе». 1 04.02
Портрет А.М. Горького. Чтение соревнование. Чтение по заданию. Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Пересказ. Рассказ по рисунку.
59. А.М.Горький. «Песня о Соколе». 1 06.02
Портрет А.М. Горького Чтение соревнование. Чтение по заданию. Ответы на вопросы. Пересказ. Найти в рассказе выражения, ставшие пословицами. Выучить отрывок наизусть
60. В.В. Маяковский. Биография 1 10.02
Портрет В.В. Маяковского. Презентация. Выставка книг. Чтение соревнование. Чтение по заданию. Чтение «цепочкой». Пересказ. Составление вопросов и ответы на них
61. В.В. Маяковский. « Необычайное приключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». 1 11.02
Портрет В.В. Маяковского. Чтение соревнование. Чтение по заданию. Чтение «цепочкой». Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Объяснение слов. Работа с иллюстрацией.
62. М.И.Цветаева. Биография. 1 13.02
Портрет поэтессы, выставки книг, иллюстрации, репродукции картин. Выставка книг Чтение «цепочкой». Чтение по частям. Пересказ. Составление вопросов и ответы на них.
63. М.И.Цветаева. «Красною кистью». 1 17.02
Иоанн Богослов Работа над выразительными средствами языка. Ответы на вопросы. Наизусть.
64. М.И.Цветаева. «Вчера еще в глаза глядел» 1 18.02
Портрет М.И.Цветаевой. Работа над выразительными средствами языка Словесное рисование. Найти противопоставления Наизусть.
65. К.Г. Паустовский. Биография. 1 20.02
Портрет К.Г. Паустовского. Презентация. Чтение соревнование, по заданию. Чтение по плану. Составление вопросов и ответы на них. Пересказ.
66. К.Г.Паустовский. «Стекольный мастер». 1 24.02
Портрет К.Г.Паустовского Чтение соревнование, по заданию. Чтение письма. Чтение по плану. Объяснение слов, выражений. Составление вопросов и ответы на них. Работа по рисунку. Составление бумаги бабкой Агафьей. Пересказ.
67. К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер». 1 25.02
Портрет К.Г.Паустовского. Чтение соревнование, по заданию. Пересказ. Составление вопросов и ответы.
68. Внеклассное чтение. К.Г.Паустовский. «Телеграммма» 1 27.02
Портрет К.Г. Паустовского. Книги для рекомендации.. Выборочное чтение, работа над интонацией. Выборочное чтение, работа над интонацией
69. С.А.Есенин. Биография. 1 02.03
Портрет поэта. Выставка книг. Чтение соревнование. Рассказ «консультантов». Пересказ.
70. С.А.Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы». 1 03.03
Портрет С.А. Есенина. Иллюстрации. Работа над выразительными средствами языка.
Ответы на вопросы. Наизусть.
71. Сочинение по картине «Ранний снег». 1 05.02
Сочинение Чтение по вопросу. Пересказ по плану.
72. С.А.Есенин. «Собака Качалова». 1 9.03
Портрет С.А. Есенина. Иллюстрации. Работа над выразительными средствами языка. Ответы на вопросы. Словесное рисование. Наизусть.
73. М.А.Шолохов. Биография. 1 10.03
Портрет М.А. Шолохова, выставки книг, иллюстрации, репродукции картин. Чтение «цепочкой». Чтение по плану. Сообщение учащихся. Ответы на вопросы. Составление плана и пересказ
74. М.А.Шолохов. «Судьба человека». 1 12.03
Портрет М.А. Шолохова Чтение «цепочкой». Чтение по плану. Ответы на вопросы. Составление плана и пересказ. Чтение по ролям. Изложение по плану.
75. М.А.Шолохов. «Судьба человека». 1 16.03
Портрет М.А. Шолохова Чтение «цепочкой». Чтение по плану. Ответы на вопросы. Составление плана и пересказ. Чтение по ролям.
76. М.А.Шолохов. «Судьба человека». 1 17.03
Портрет М.А. Шолохова Чтение «цепочкой». Чтение по плану, по ролям. Ответы на вопросы. Составление плана и пересказ. Чтение по ролям.
77. Внеклассное чтение. Б. Васильев «А зори здесь тихие». 1 30.03
Портрет Б. Васильева. Книги для рекомендации. Выразительное чтение. Выборочное чтение, работа над интонацией. Чтение наизусть.
78. Е.И.Носов. Биография. 1 31.03
Портрет Н.И. Носова. Сверстник. Чтение до первой ошибки. Поисковая работа. Пересказ.
79. Е.И.Носов. «Трудный хлеб». 1 02.04
Портрет Е.И. Носова. Чтение соревнование. Чтение в лицах, по заданию. Поисковая работа. Пересказ.
80. Изложение «Чанг». 1 06.04
Чтение по заданию. Составить характеристику Чанги. Пересказ по плану «Мы в ответе за тех кого приручили»
81. Н.М.Рубцов. Биография 1 07.04
Портрет Н.М. Рубцова. Чтение: соревнование, на время, в парах, Сведения о биографии. Ответы на вопросы. Пересказ
82. Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина». 1 09.04
Портрет Н.М. Рубцова. Иллюстрации. Работа над выразительными средствами языка. Чтение: соревнование, на время, в парах. Высказывание - Свое отношение к родине. Ответы на вопросы. Работа с репродукцией И.Левитана «Озеро». (Русь).
83. Н.М.Рубцов. «Русский огонек» 1 13.04
Портрет Н.М. Рубцова. Иллюстрации. Работа над выразительными средствами языка. Чтение: соревнование, на время, в парах. Ответы на вопросы. Объяснение выражения.
84. Н.М. Рубцов. «Зимняя песня». 1 14.04
Портрет Н.М. Рубцова. Иллюстрации. Чтение: соревнование, на время, в парах, Ответы на вопросы. Выучить наизусть.
85. Ю.И.Коваль. Биография. 1 16.04
Портрет Ю.И. Коваля.. Чтение до первой ошибки. Сведения о писателе. Ответы на вопросы. Пересказ.
86. Ю.И.Коваль. «Приключения Васи Куралесова». 1 20.04
Портрет Ю.И. Коваля. Рисунки. Чтение: в лицах, по заданию, на время, «Я начну, а ты продолжи». Объяснение слов и выражений. Ответы на вопросы. Словесное рисование. Работа с иллюстрацией. Пересказ. Составление характеристики героя.
87. Ю.И.Коваль. «Приключения Васи Куралесова». 1 21.04
Портрет Ю.И. Коваля. Чтение по ролям. Работа над выразительными средствами языка; чтение в парах Объяснение слов и выражений. Ответы на вопросы. Словесное рисование. Работа с иллюстрацией. Пересказ. Составление характеристики героя.
88. Ю.И.Коваль. «Приключения Васи Куралесова». 1 23.04
Портрет Ю.И. Коваля. Иллюстрации. Чтение по ролям. Работа над выразительными средствами языка; чтение в парах Объяснение слов и выражений. Ответы на вопросы. Словесное рисование. Работа с иллюстрацией. Пересказ. Составление характеристики героя.
89. Ю.И.Коваль. «Приключения Васи Куралесова». 1 27.04 Портрет Ю.И. Коваля. Чтение соревнование. Работа над выразительными средствами языка; чтение в парах Объяснение слов и выражений. Ответы на вопросы. Словесное рисование. Работа с иллюстрацией. Пересказ. Составление характеристики героя.
90. Ю.И.Коваль. «Приключения Васи Куралесова». 1 28.04
Портрет Ю.И. Коваля. Чтение по ролям. Работа над выразительными средствами языка; чтение в парах Объяснение слов и выражений. Ответы на вопросы. Словесное рисование.
91. Ю.И.Коваль. «Приключения Васи Куралесова». 1 30.04
Портрет Ю.И. Коваля.. Выразительное чтение восклицательных предложений- соревнование. Объяснение слов и выражений. Ответы на вопросы. Словесное рисование. Пересказ. Составление характеристики героя.
92. Внеклассное чтение. В.В.Быков «Альпийская баллада». 1 04.05
Портрет В.В. Быкова. Книги для рекомендации. Выборочное чтение, работа над интонацией. Выборочное чтение, работа над интонацией
Из произведений зарубежной литературы (8 ч.)
93. Роберт Луис Стивенсон. Биография. «Вересковый мед». 1 05.05
Портрет Р.Л. Стивенсона Мульфильм. Чтение: в микрогруппах, по заданию, до первой ошибки. Работа над выразительными средствами языка. Чтение: соревнование, на время, в парах, хоровое. Рассказ о зарубежной литературе, о писателях. Объяснение слов и выражений. Ответы на вопросы. Составление характеристики героя. Свое отношение к происходящему событию.
94. Эрнест Сетон – Томпсон. Биография. 1 07.05
Портрет Э.Сетона. Чтение по заданию. Поисковая работа – сведения о писателе. Ответы на вопросы.
95. Эрнест Сетон – Томпсон. «Снап». 1 11.05
Портрет Э.Сетона. Рисунки собак. Чтение в парах и по «цепочке». Чтение к рисунку. Чтение до первой ошибки. Объяснение слов. Ответы на вопросы. Составление характеристики. Словесный рассказ. Пересказ по плану
96. Эрнест Сетон – Томпсон. «Снап». 1 12.05
Портрет Э.Сетона. Иллюстрации. Чтение в парах и по «цепочке». Чтение до первой ошибки. Объяснение слов. Ответы на вопросы. Составление характеристики. Словесный рассказ. Пересказ по плану
97. Эрнест Сетон – Томпсон. «Снап». 1 14.05
Портрет Э.Сетона. Иллюстрации. Чтение к рисунку, по ролям. Объяснение слов. Ответы на вопросы. Составление характеристики. Словесный рассказ. Пересказ по плану
98. Джеральд Даррелл. Биография
1 18.05
Портрет Д. Даррела. Чтение соревнование Ответы на вопросы.
99. Джеральд Даррелл.«Живописный жираф». 1 19.05
Портрет Д. Даррела. Иллюстрации к произведению. Чтение в парах и по «цепочке». Чтение до первой ошибки. Объяснение слов. Ответы на вопросы. Словесный рассказ. Пересказ по плану
100. Джеральд Даррелл.«Живописный жираф». 1 21.05
Портрет Д. Даррела. Иллюстрации к произведению. Чтение в парах и по «цепочке». Чтение «эстафета» Объяснение слов. Ответы на вопросы. Словесный рассказ. Пересказ по плану
101. Контрольное чтение. 1 25.05
Текст для проверки техники чтения.
Чтение на время. Пересказ прочитанного, ответы на вопросы.
102. Внеклассное чтение. В. Богомолов «Иван». 1 26.05
Портрет В. Богомолова.
Книги. Выразительное чтение. Выборочное чтение, работа над интонацией. Выборочное чтение, работа над интонацией