Рабочая программа кружка Рукодельница
Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО
МБОУ «СОШ № 8»
Протокол №
от «___» ________ 2014г
Руководитель ШМО
_____________
СОГЛАСОВАНО
«___» ___________ 2014г
Зам.директора по ВР
_________________
Иванова Г.К.
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ____
от «___» ________ 2014г
Директор МБОУ «СОШ № 8» ______________
Ярцева Л.Н.
Рабочая программа
дополнительного образования
кружка «Рукодельница»
для обучающихся 5 - 7 классов
на 2014-2015 учебный год
Направление: художественно-эстетическое
Автор разработки:
Попова Светлана Анатольевна
педагог ДО МБОУ «СОШ № 8»
первая квалификационная категория
Братск, 2014
Пояснительная записка
Программа кружка «Рукодельница» является адаптированной программой, составленной на основе авторской программы О.С. Молотобаровой «Кружок изготовления игрушек-сувениров». Предлагаемая программа кружка разработана для учащихся 5 – 7 классов, состоит из двух разделов: «Изготовление мягкой игрушки», «Лоскутная пластика» и рассчитана на 64 часа, 2 часа в неделю.
Программа «Рукодельница» направлена на развитие у школьников способности к творческому самовыражению через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, возможно – заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим.
Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Выполняя какую-либо работу, ученик добивается результата. Радость успеха рождает у него уверенность в своих силах. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У школьников воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда, а различные виды рукоделия приобщают их к истокам народного творчества.
Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества.
Самодельная игрушка из ткани и мехового лоскута все чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих игрушек завоевала симпатии детей.
Изделия из лоскутов сегодня также популярны, как и много лет назад. Дизайн и изготовление изделий в лоскутной технике – это полезное и приятное занятие. Некоторые традиционные узоры, которым уже сотни лет, продолжают свою жизнь и ложатся в основу новых интерпретаций.
На занятиях кружка учащиеся занимаются изготовлением мягких игрушек небольших размеров и сувениров: игольницы, крючки для ключей, подвесные карандашницы, детские кошельки, футляры для очков. А также осваивают лоскутное шитье и учатся создавать неповторимые изделия из маленьких лоскутов ткани.
Воспитательная система социальной ориентации
Основой программы кружка «Рукодельница» является предметно-практическая деятельность, которая по своему психолого-педагогическому механизму обладает развивающим потенциалом. Ручной труд является эффективным « гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Он является также средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, т.е. общего развития школьников.
Компоненты воспитательной системы:
система обучения социальным навыкам,
участие в различных социальных акциях.
Диагностика достижения воспитательных результатов
Основными результатами воспитательной системы являются:
сплоченность коллектива,
творческие работы учащихся,
участие учащихся в различных конкурсах.
Принципы работы кружка «Рукодельница»:
добровольность, индивидуальный подход;
осуществление работы поэтапно, в соответствии с основным дидактическим принципом «от простого к сложному»;
право на свободный творческий поиск.
При организации образовательного процесса по программе, особое внимание уделяется на комфортный, неформальный характер психологической атмосферы, не регламентированной обязательствами и стандартами.
Цели и задачи программы
Цель: научить учащихся шить мягкие игрушки небольших размеров и изделия из маленьких лоскутов ткани, создавая модели по своему замыслу и фантазии.
Задачи:
Знакомство с народным искусством, историей создания русской народной игрушки.
Формирование интереса к совершенствованию своего эстетического воспитания, развитию фантазии, художественного вкуса.
Формирование умений и навыков работы с различными видами тканей.
Развитие навыков раскроя, пошива и оформления объемных игрушек.
Освоить технику быстрого раскроя.
Создавать оригинальные лоскутные изделия, используя элементы аппликации и вышивки.
Формы и методы проведения занятий
Формы:
Практические занятия: по подгруппам, индивидуальные.
Творческая мастерская.
Праздники.
Занятия-исследования.
Выставки.
Способы усвоения содержания:
репродуктивный способ (« делай как я»),
креативный способ (поисково-исследовательский).
Методы:
Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия
Наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин, схем, рисунков.
Практические методы: практические занятия, занятие-исследование.
Методы контроля: выполнение конкурсных работ.
Учебно-тематический план занятий кружка «Рукодельница»
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
Общее
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Знакомство с программ
мой.
2
2
-
Изготовление мягкой игрушки
2
Материалы и инструменты для изготовления игрушек-сувениров.
2
1
1
3
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.
2
1
1
4
Декоративная отделка сувениров.
2
1
1
5
Изготовление игрушек с бисером.
6
1
5
6
Новогодние сувениры.
4
1
3
7
Меховые игрушки.
6
1
5
8
Игрушки из носочков.
4
1
3
9
Игрушки для всех.
4
1
3
10
Организация выставки.
2
-
2
Лоскутная пластика
11
Материаловедение.
2
1
1
12
Работа на швейной машине.
4
1
3
13
Шаблоны для раскроя деталей. Раскрой.
2
1
1
14
Технология соединения деталей узора по схеме.
4
1
3
15
Изготовление каймы. Стежка.
6
2
4
16
Изготовление лоскутных изделий.
10
2
8
17
Заключительное занятие. Организация выставки.
2
-
2
Содержание программы
Темы курса:
Вводное занятие.
Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ. Организационные вопросы. Оборудование кабинета и рабочего места. Инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для работы.
Изготовление мягкой игрушки
Материалы и инструменты для изготовления игрушек-сувениров.
Классификация волокон. Характеристика и структура материалов. Определение направления нити основы и утка, лицевой и изнаночной стороны ткани. Особенности тканей, учитываемые при изготовлении игрушек. Основы цветоведения.
Практическая работа: работа с образцами тканей.
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.
Подготовка швейной машины к работе. Правила техники безопасности при работе на швейной машине. Приемы выполнения машинных швов.
Практическая работа: выполнение образцов машинных швов.
Декоративная отделка сувениров.
Тесьма, бусины, стеклярус, бисер и др. в отделки изделий.
Изготовление игрушек с бисером.
Практическая работа: изготовление игрушек с бисером.
Новогодние сувениры.
Практическая работа: изготовление новогодних сувениров.
Меховые игрушки.
Практическая работа: изготовление меховых игрушек.
Игрушки из носочков. Форма игрушки, набивка, изготовление деталей. Практическая работа: изготовление игрушек из носочков.
Игрушки для всех. Изготовление головы, оформление лица, глаза зверюшек. Практическая работа: изготовление игрушек.
Заключительное занятие. Подведение итогов. Организация выставки и дефиле.
Лоскутная пластика
Материаловедение.
Характеристика и структура материалов. Определение направления нити основы и утка, лицевой и изнаночной стороны ткани. Особенности тканей для лоскутных изделий.
Работа на швейной машине. Правила техники безопасности при работе на швейной машине. Приемы выполнения машинных швов.
Шаблоны для раскроя деталей. Раскрой. Изготовление выкройки-шаблона, рациональный раскрой.
Технология соединения деталей узора по схеме.
Составление эскиза, изготовление шаблонов, раскладка на ткани.
Изготовление каймы. Стежка. Обработка края изделия каймой. Виды каймы. Стежка готового изделия.
Изготовление лоскутных изделий. Изготовление прихваток, диванных подушек, одеял, грелок.
Заключительное занятие. Организация выставки.
VI. Ожидаемые результаты
В результате освоения программы кружка «Рукодельница» учащиеся:
Научаться самостоятельно выполнять все работы по изготовлению мягких игрушек небольших размеров и изделий из маленьких лоскутов ткани.
Вести поиск необходимой информации и работать творчески с литературой.
Познакомятся с историей создания русской народной игрушки.
Программа будет способствовать адаптации ребенка к жизни в обществе.
Освоение программы будет способствовать развитию художественного вкуса и формированию эстетических потребностей учащихся, их творческой активности.
В результате освоения курса учащиеся должны знать:
правила техники безопасности;
историю создания русской народной игрушки;
основы создания оригинальных лоскутных изделий, используя элементы аппликации и вышивки художественного и технического моделирования одежды.
В результате освоения курса учащиеся должны уметь:
выполнять раскрой и пошив лоскутных изделий по схеме;
выполнять различные виды отделки;
изготавливать игрушки по своим эскизам;
раскраивать изделия, используя технику быстрого раскроя.
Условия реализации программы
Соблюдение правил техники безопасности, норм санитарии и гигиены в помещении и на рабочих местах, правила пожарной безопасности.
Наличие отдельного помещения; шкафов для хранения материалов, инструментов, наглядного пособия.
Наличие оборудования, инструментов и приспособлений.
Средства и методы контроля
Контроль знаний осуществляется в форме индивидуального опроса во время выполнения учащимися практических заданий.
Самостоятельные работы, выполненные учащимися, будут представлены на выставках различного уровня.
V. Перечень учебно-методического обеспечения
Для учащихся
Кочетова С.В., Мягкая игрушка, М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Максимова М.Н., Кузьмина М.Н., Мозаика лоскутных узоров ,М. Эксмо-Пресс:, 2007;
Максимова М.Н., Кузьмина М.Н., Лоскутки, М: Эксмо-Пресс, 2003 г.
Скопцева М.И., Технология. Учебное пособие по обслуживающему труду для учениц 5-8 классов, Ростов-на-Дону, «Феникс», 1997 г.
Аксессуары для дома, популярное издание, издательство «Внешсигма», 1999
Журналы по рукоделию.
Для учителя
Башенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. Методика обучения технологии 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2004. -220с.
Волкова И.П., Учимся творчеству, М.: Педагогика, 2002.
Кожина О.А, Обслуживающий труд /методическое пособие/ , М.: Дрофа, 2004.
Перевертень Г.И., Самоделки из текстильных материалов, М.: Просвещение, 2002.
Художественно-эстетическое воспитание как основа творческого образа жизни. - Челябинск, 2001.
Литература, использованная при написании данного спецкурса
Молотобарова О.С., Кружок изготовления игрушек-сувениров, М.: Просвещение, 2002.
Кочетова С.В., Мягкая игрушка, М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования, М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Селевко Г.К., Современные образовательные технологии, М.: Народные
образование, 2001.
VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Технические средства обучения
Кабинет оборудован:
машинами швейными бытовыми универсальными,
оверлоком,
комплектом оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки,
комплектом инструментов и приспособлений для ручных швейных работ,
комплектом инструментов и приспособлений для вышивания.
2.Цифровые образовательные ресурсы
иллюстрации в электронном виде по темам;
презентации по изготовлению мягкой игрушки и лоскутной пластике.
VII. Календарно-тематический план занятий кружка «Рукодельница»
№ п/п
Темы занятий
Практическая работа
Количество часов
Дата проведения
Общее
Теория
Практика
план
факт
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
.
2
2
-
2
Материалы и инструменты для изготовления игрушек-сувениров.
№ 1. Работа с образцами тканей.
2
1
1
3
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.
№ 2. Выполнение образцов машинных швов.
2
1
1
4
Декоративная отделка сувениров.
№ 3. Использование тесьмы, бусин, бисера в отделке сувениров.
2
1
1
5
Изготовление игрушек с бисером.
№ 4-8. Изготовление игрушек с бисером.
6
1
5
6
Новогодние сувениры.
№ 9-11. Изготовление новогодних сувениров.
4
1
3
7
Меховые игрушки.
№ 12-16. Изготовление меховых игрушек.
6
1
5
8
Игрушки из носочков.
№ 17-19. Изготовление игрушек из носочков.
4
1
3
9
Игрушки для всех.
№ 20-22. Изготовление игрушек.
4
1
3
10
Заключительное занятие. Подведение итогов.
Организация выставки.
2
-
2
11
Материаловедение.
№23. Выбор тканей для лоскутных изделий.
2
1
1
12
Работа на швейной машине.
№24-26. Выполнение машинных швов.
4
1
3
13
Шаблоны для раскроя деталей. Раскрой.
№ 27. Изготовление шаблонов. Раскрой.
2
1
1
14
Технология соединения деталей узора по схеме.
№ 28-30. Составление эскиза, схемы. Сборка деталей по схеме.
4
1
3
15
Изготовление каймы. Стежка.
№ 31-34. Обработка края изделия каймой. Стежка готового изделия.
6
2
4
16
Изготовление лоскутных изделий.
№35-42. Изготовление изделий по выбору.
10
2
8
17
Заключительное занятие. Подведение итогов.
Организация выставки.
4
2
2
Итого:
64 (4 резервного времени)
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
15