Рабочая программа по русскому языку 9 класс. Специальная (коррекционная) школа.
ГОКУ «Школа-интернат р.п. Квиток»
Рассмотрено:Согласовано: Утверждено:
на педагогическом совете заместитель директора директор школы
протокол № __ от_______по УВР _______С.В.Тынина _______ П.Д.Маслий
___________2015 г. ____________ 2015 г. __________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету (курсу и т.д.) Русский язык
класс 9 класс специальной (коррекционной) школы
количество часов 136 (4 ч. в неделю)
учитель Потёмкина Елена Анатольевна
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса специальной (коррекционной) школы составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
В методике преподавания русского зыка определены задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:
Научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст.
Выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию.
Повысить уровень общего развития учащихся.
Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Развивать нравственные качества школьников.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
развитие мелкой моторики и пальцев рук;
развитие навыков каллиграфии;
развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция и развитие памяти;
коррекция и развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;
умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование адекватности чувств;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность;
воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи:
развитие фонематического восприятия;
коррекция нарушений устной и письменной речи;
коррекция монологической речи;
коррекция диалогической речи;
развитие лексико-грамматических средств языка.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Звуки и буквы. В 9 классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Большое внимание при этом уделяется фонетическому разбору.
Слово. С 5 класса начинается и в последующих классах продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются слова и части речи.
Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению сходных по написанию (подбор гнёзд родственных слов) и др.
Части речи изучаются в том объёме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Предложение. Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни, общению. В процессе изучения данной темы у школьников формируются навыки построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь. Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников излагать свои мысли в письменной форме ограничены.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 9 классов. Срок реализации данной программы 1 учебный год. Занятия по программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 136 часов в год (4 часа в неделю). Возможно изменение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. В структуре программы предусмотрено календарно – тематическое планирование.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. Также при планировании учитываются:
принцип коррекционной направленности в обучении,
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
принцип научности и доступности обучения,
принцип систематичности и последовательности в обучении,
принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
словесные методы – объяснение, т.е. изложение учителем учебного материала, беседа, работа с учебником и книгой;
наглядные методы – наблюдение, демонстрация, иллюстрация;
практические методы – упражнения, самостоятельные работы
методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме.
Типы уроков:
Урок изучения нового материала;
Урок закрепления знаний и умений;
Урок повторения;
Урок обобщения;
Контрольно - проверочные уроки;
Урок работы над ошибками;
Комбинированный урок.
Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе выполнения закрепительных упражнений, самостоятельных, контрольных работ. Контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого класса. Контроль осуществляется в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые, самостоятельные работы отводится 15 минут на уроке. В конце каждой четверти и в конце учебного года проводятся итоговые контрольные диктанты по изученным темам.
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей:
«5» - в целом правильно решает предъявляемые задания, активен и самостоятелен в усвоении программного материала, полно овладевает учебным материалом, понимает и может применять на практике.
«4» - успешно реализует знания в конкретно заданных условиях, справляется с основными требованиями программы, работает под контролем педагога по аналогии и по образцу.
«3» - фрагментарно усваивает программный материал, предлагаемые действия выполняет с ошибками, работает с помощью и под постоянным контролем педагога.
«2» - испытывает значительные затруднения в обучении, основное содержание учебного материала недоступно.
«1» - усвоение учебного материала недоступно, помощь педагога не принимает.
Распределение учебных часов по разделам курса 7 класса и последовательность изучения тем и разделов по программе осуществляется следующим образом:
Повторение.-7 часов;
Звуки и буквы.-7 часов
Состав слова.- 11 часов;
Части речи.- 88 часов;
Предложение.- 19 часов;
Повторение.- 4 часов.
Содержание программы
9 класс
(4 ч. в неделю)
Повторение (7ч)
Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Звуки и буквы.(7 ч)
Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие. Звонкие и глухие. гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ
знаки. Количество звуков и букв в слове.
Слово (11 ч)
Состав слова. Разбор слова по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).
Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных. Сложносокращённые слова.
Части речи ( 88 ч)
Имя существительное. Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол. Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола.
Спряжение глаголов.
Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400, 90,100.
Наречие. понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.
Правописание наречий с о и а на конце.
Части речи. Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение ( часов)
Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространённые, с однородными членами, обращение.
Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.
Связная речь
Изложение.
Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год. (4часа)
Словарь
Авиация, автономия, авторитет, агент, агитация, агрегат, агрессия, агрессор, адвокат, администратор, архив, аэрофлот, бетон, библиография, биография, благодарность, благодаря (чему?), буржуазия, бухгалтер, бухгалтерия, былина, вентиляция, воззвание, восстание, гарнизон, гражданин, диагноз, досуг, дубликат, единомышленник, ежемесячный, жюри, забастовка, заведующий, заимообразный, за счёт, иждивенец, избиратель, извержение, издательство, излишество, изящный, иногородний, инфекция, истязать, исцелять, капиталистический, катастрофа, каторга, квалификация, коллега, коллективизация, колония, комиссия, компенсация, кооператив, ландшафт, легенда, ликвидация, ликование, малодушный, митинг, монархия, население, оборона, обучение, общежитие, объединённый, обычай, обязанность, окрестность, окружение, организация, оригинальный, отчизна, парламент, планета, планетарий, правительство, правонарушение, прогрессивный, пролетариат, профессия, равенство, расправа, сберкасса, свидетельство, совершеннолетний, сознательность (89 слов).
Требования к уровню подготовки обучающихся
Результаты обучения представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь – владение конкретными умениями и навыками.
К концу учебного года
учащиеся должны знать:
части речи, использовать их в речи;
наиболее распространённые правила правописания слов.
учащиеся должны уметь:
писать небольшие по объёму изложение и сочинения творческого характера;
оформлять все виды деловых бумаг»
пользоваться школьным орфографическим словарём.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы (сборник 1) под редакцией Воронковой В.В., Москва, ВЛАДОС, 2011 г
Н.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык». Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва «Просвещение» 2011.
Дополнительная
А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе», Москва, «Просвещение», 2004г.
Л.Ю.Долгих «Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида, Иркутск, ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет», 2009 г.
Диктанты по русскому языку. Для специальных (коррекционных) школ VIII вида. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003г.
Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. «Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» пособие для учителей, Москва «Просвещение», 2002г.
Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы; коррекционное обучение/ авт.-сост. Т.П. Шабалкова.- Волгоград: учитель, 2007г
Е.А. Нефедова, О.В. Узорова «Справочное пособие по русскому языку» Москва АСТ, 2004г.
Н.Г. Кувашова «Тематический тестовый контроль по русскому языку в начальной школе» Волгоград, 2002г.
Е.А. Кудрявцева «Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы УШ вида . 5-7 классы Москва ВЛАДОС, 2003г.
Е.В. Юрова «200 упражнений для развития письменной речи». Аквариум, 2000г.
С.В. Савинова «Диктанты по русскому языку для специальных коррекционных учреждений VIII вида» Москва «ВЛАДОС», 2003г.
А.А. Бондаренко «Пишу правильно: орфографический словарь» Москва, Просвещение, 2006г.
Русский язык: коррекционно-развивающие задания и упражнения. Автор-составитель. Е.П.Плешакова. Волгоград: Учитель, 2007.
Русский язык. Тренинговые карточки с упражнениями и заданиями, контрольные тесты. Автор – составитель Н.В. Лободина. Волгоград, 2007.
Фролова Л.А.. Русский язык6 тесты. Тула, Родничок.2009.
Н.Г. Галунчикова, Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь №1,2, 3,4.Москва, Просвещение, 2005.
Тесты, индивидуальные карточки, контрольно-измерительные материалы, презентации, перфокарты.
Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ Тема урока Кол-во
час Дата /
класс
9-а Оборудование
Словарь Виды работ
Повторение.7 часов
1. Простое предложение с однородными членами
1 2.09 Сюжетные картинки.
Составление предложений.
Выделение главных членов предложений.
Распространить предложения. Комментированное письмо.
2. Простое предложение с однородными членами. Закрепительные упражнения.
1 3.09 Правило. Карточки-схемы. Картинки.
Карточки-схемы.
Благодаря
Благодарность Письмо по памяти.
Разобрать по членам предложения.
3. Обращение.
1 4.09 Правило. Карточки-схемы. Картинки.
Карточки-схемы.
Гарнизон Подчеркнуть обращение. Вставить обращение.
4.
Сложное предложение.
1 7.09 Правило. Карточки-схемы. Картинки.
Карточки-схемы.
Восстание
Воззвание Составление предложений. Соединение простых предложений в сложное.
Составление предложений.
5. Обобщающие упражнения.
1 9.09 Правило. Карточки-схемы. Картинки.
Карточки-схемы. Комментированное письмо.
Сочинение.
6.
Проверочный диктант по теме «Предложение». 1 10.09 Текст
7.
Работа над ошибками
1 11.09 Индивидуальные карточки Комментированное письмо. Письмо под диктовку.
Звуки и буквы (7ч.)
8.
Звуки и буквы
1 14.09 Алфавит.
Агрессия
Агрессор Записать в алфавитном порядке. Вставить пропущенные буквы.
9.
Разделительный Ь и разделительный Ъ знаки. 1 16.09 Правило. Подчеркнуть. Составить предложения.
Мини-сочинение.
10.
Проверка гласных и согласных в корне. 1 17.09 Правило. Карточки
Подчеркнуть сомнительную согласную, безударную гласную.
11.
Обобщающие упражнения по теме: «Звуки и буквы».
1 18.09 Правило. Карточки.
Свидетельство
профессия Работа с пословицами.
Письмо по памяти.
12. Д.п. Письмо объявления.
1 21.09 Образец.
Обязанность Составление образца.
13.
Контрольный диктант по теме: «Звуки и буквы». 1 23.09 Текст. 14. Работа над ошибками
1 24.09 Индивидуальные карточки. Письмо под диктовку. Письмо по памяти.
Состав слова (11ч.)
15. Состав слова. Разбор слов по составу.
1 25.09 Правило. Карточки. Подбор однокоренных слов. Разбор слов по составу. Вставить слова. Восстановить связь слов в предложении.
16. Проверка безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне. 1 28.09 Правило. Карточки
Изящный
Записать в 3 строчки.
Вставить пропущенные буквы.
Ответить на вопросы.
17. Правописание приставок.
1 30.09 Правило, Таблички с приставками. Схемы.
Авиация
Аэрофлот Составить словосочетание, вставить по смыслу приставки. Письмо по памяти.
Записать словосочетания.
18. Правописание приставок: раз –(рас-),
без- (бес-),из- (ис-),воз –(вос-).
1 1.10 Правило, Таблички с приставками. Схемы.
Окрестность
ландшафт Вставить буквы.
Вставить подходящие приставки.
19. Закрепительные упражнения.
1 2.10 Правило, Таблички с приставками. Схемы Вставить подходящие по смыслу приставки, составить и записать предложения.
20. Сложные слова.
1 5.10 Правило. Схемы.
Совершеннолетний Записать слова по схемам. Выписать сложные слова.
21. Сложносокращённые слова.
1 7.10 Правило.
Заведующий Замена словосочетаний сложносокращёнными совами.
22. Закрепительные упражнения.
Обобщающий урок.
1 8.10 Правило
Заимообразный Вставить и подчеркнуть пропущенные орфограммы.
23. Деловое письмо. Письмо расписки. 1 9.10 Образец. Составление расписки.
24. Контрольный диктант по теме: «Состав слова». 1 12.10 Текст. 25. Работа над ошибками 1 14.10 Индивидуальные карточки.
Общежитие Ответить на контрольные вопросы и задания.
Части речи (88ч.)
26. Имя существительное. Значение предметности кто? Что?
1 15.10 Правило. Таблицы, карточки.
Расправа
Истязать Работа с пословицами. Ответы на вопросы. Составить и записать предложения.
27. Грамматические признаки существительного.
1 16.10 Правило. Таблицы, карточки. Выписать существительные по столбикам. Подчеркнуть существительное. Разобрать существительное.
28. Имя существительное собственное и нарицательное.
1 19.10 Правило. Таблицы, карточки.
Планетарий Распространить предложения. Разобрать существительное.
Вставить слова в предложения.
Составление предложений по картине. Работа с текстом. Пересказ.
29. Склонение имен существительных единственного числа.
1 21.10 Правило. Таблицы, карточки.
Иждивенец Просклонять существительные. Работа с текстом.
Вставить пропущенную букву. Письменно ответить на вопросы.
30. Проверка безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа. (Правописание безударных окончаний) 1 22.10 Правило. Таблицы, карточки. Вставить пропущенную букву. Письменно ответить на вопросы.
Дополнить словосочетания.
31. Составление рассказа по картине И.И. Левитан «Золотая осень 23.10 Репродукция картины И.Левитана «Золотая осень». 32. Проверка безударных падежных окончаний имен существительных множественного числа. 26.10 Таблицы, карточки.
Бухгалтер Вставить пропущенные буквы. Комментированное письмо.
Составление заметки.
33. Контрольный диктант по теме «Имя существительное». 1 28.10 Текст. Составить и записать словосочетания, составить письменный пересказ.
34. Работа над ошибками. Д.п. Составление заметки. 1 29.10 Карточки для индивидуальной работы. Комментированное письмо. Письмо по памяти.
35. Существительные с шипящей на конце.
1 30.10 Таблицы, карточки. Комментированное письмо. Ответы на вопросы. Составление плана. Составление письменного пересказа по плану и опорным словам.
36. Несклоняемые существительные.
1 9.11 Жюри Вставить пропущенное слово. Комментированное письмо. Письмо по памяти.
37. Имя прилагательное. Роль в предложении.
1 11.11 Правило. Карточки.
Иногородний Подчеркнуть прилагательные.
38. Согласование прилагательного с существительным.
1 12.11 Правило. Карточки.
Ежемесячный Комментированное письмо. Определение рода, числа, падежа имени прилагательного.
39. Безударные окончания прилагательных.
1 13.11 Правило. Карточки.
Оригинальный Дописать окончания прилагательных. Составить предложение.
Выделить окончания.
Работа с синонимами.
40. Закрепительные упражнения.
1 16.11
Правило. Карточки.
Адвокат Письмо по памяти. Озаглавливание текста.
41. Имена прилагательные на –ье, -ьи, -ья, -ий. 1 18.11
Правило. Карточки Работа с деформированным текстом.
42. Закрепительные упражнения. 1 19.11
Правило. Карточки
Диагноз
Инфекция
Исцелять Рассматривание репродукции П.Корина «Александр Невский». Вставить подходящие прилагательные в текст об Александре Невском.
43. Обобщающие упражнения.
1 20.11 Правило. Карточки Комментированное письмо. Вставить пропущенные буквы.
44. Изложение «За колючими снегами». 1 23.11
Текст. Составление плана. Выписать словосочетания. Составить пересказ.
45. Д. п. Письмо объяснительной записки 1 25.11
Образец. Составление объяснительной записки.
46. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». 1 26.11
Текст. 47. Работа над ошибками
1 27.11
Карточки. 48. Понятие о местоимении. Личные местоимения.
1 30.11
Правило. Таблицы.
Отчизна Подчеркнуть местоимения.
Вставить обращение.
Выполнить по образцу.
49. Роль личных местоимений в речи. 1 2.12 Правило. Таблицы.
Вентиляция Подчеркнуть местоимения. Ответить на вопросы. Работа с пословицами.
Составление предложений.
50. Лицо и число местоимений 1 3.12
Правило. Таблицы. Определить лицо и число местоимений.
51. Склонение личных местоимений.
1 4.12
Таблица склонений.
Правонарушение Подчеркнуть личные местоимения. Раскрыть скобки. Записать предложение. Просклонять личное местоимение.
52. Правописание личных местоимений с предлогами.
1 7.12
Правило. Таблицы.
Авторитет Раскрыть скобки. Записать предложение. Просклонять личное местоимение.
53. Правописание личных местоимений 3 лица. 1 9.12
Правило. Таблицы. Выписать по образцу. Письмо по памяти
54. Обобщающие упражнения.
1 10.12 Извержение Списать и раскрыть скобки.
Деформированный текст.
Контрольные вопросы.
55. Сочинение «Пушкин в Михайловском». 1 11.12 Репродукция картины Н.Ге «И.И. Пушкин в селе Михайловском». Сочинение
56. Проверочная работа по теме «Местоимение». 1 14.12
Задания, тесты. Ответы на вопросы.
Глагол.
57. Глагол. Роль глагола в речи.
1 16.12
Правило. Таблички. Сюжетные картинки.
Бетон Составление предложений.
58. Различение глагола по назначению 1 17.12
Правило. Таблички. Сюжетные картинки.
Ликвидация
Комиссар Различение глаголов по значению. Работа по картине. Выборочное письмо.
Запись диалога.
Разбор глагола. Дописать глаголы по вопросу.
59. Глагол. Грамматические признаки глагола. 1 18.12 Правило. Таблички.
Равенство Разбор глагола. Дописать глаголы по вопросу.
«Оживи» картинку. Работа с пословицами. Антонимы.
60. Неопределенная форма глагола.
1 21.12
Правило. Таблички. Поставить глаголы в н.ф.
Составить предложения.
Подчеркнуть глаголы.
61. Контрольный диктант за 1 полугодие. 23.12
Текст Письмо под диктовку
62. Работа над ошибками. 24.12 Карточки, схемы. 63. Правописание глаголов с частицей «не».
1 25.12
Правило. Таблички.
Каторга
Составление предложений с частицей «не». Поисковая работа в тексте. Раскрыть скобки. Работа с пословицами. Выборочное письмо. Мини-сочинение.
64. Закрепительные упражнения. 1 11.01
Правило. Таблички. Тесты. Письмо под диктовку.
65. Изменение глагола по лицам и числам.
1 13.01
Инструкции. Таблица спряжений.
Избиратель Комментированное письмо. Письмо по памяти. Разбор глагола.
66. Правописание глаголов 2 лица ед.ч.
1 14.01
Инструкции. Таблица спряжений.
Досуг Игра «четвертый лишний». Дописать окончания глаголов. Работа с нструкциией. Определить лицо и число глаголов.
Комментированное письмо.
67. Правописание –ться, -тся в глаголах
1 15.01
Инструкции. Таблица спряжений.
Обычай Определить лицо и число глаголов.
Комментированное письмо.
68. Ударные и безударные окончания глаголов 1 18.01
Инструкции. Таблица спряжений. Поставить глагол в неопределенную форму. Определить спряжение.
69. I и II спряжение глаголов. 1 20.01
Правило. Картины о правилах дорожного движения.
Издательство Изменить глаголы по образцу. Практическая работа, контрольные вопросы.
Письмо по памяти.
70. Личные окончания глаголов 2 спряжения.
1 21.01
Таблица спряжений. Инструкция. Правило.
Автономия Составление правил поведения на улице. Работа с антонимами (веселиться – печалиться)
Составить словосочетание, поставить глаголы в неопределенную форму. Выборочное письмо. Образование глаголов.
71. Личные окончания глаголов 1 спряжения. 1 22.01 Таблица спряжений. Инструкция. Правило. Раскрыть скобки. Дополнить текст .
72. Закрепительные упражнения.
1 25.01
Таблица спряжений. Инструкция. Правило.
Биография Выборочное письмо. Образование глаголов. Комментированное письмо.
73. Различение окончаний 1 и 2 спряжения
1 27.01
Таблица. Правило.
Единомышленник Указать спряжение. Дописать окончания.
Письмо по памяти. Работа с пословицами.
Раскрыть скобки. Указать спряжение. Дописать предложения.
74. Закрепительные упражнения.
1 28.01
Таблица. Правило. Вставить личные окончания глаголов. Письмо по памяти. Комментированное письмо.
Письмо по памяти.
75. Составление рассказа по вопросам. 1 29.01 Ответить на вопросы.
Озаглавить текст.
76. Проверочный диктант по теме: «Окончания глаголов 1 и 2 спряжения». 1 01.02
Текст. 77. Работа над ошибками. 1 03.02
Карточки. Письмо под диктовку.
Комментируемое письмо.
78. Глаголы повелительной формы.
1 04.02 Правило. Вопросы
Постановка вопросов.
Замена глаголов в предложении по заданию.
79. Правописание глаголов повелительной формы.
1 05.02 Правило. Карточки Выборочное письмо. Изменение глаголов по образцу. Замена словосочетания глаголом.
80. Правописание глаголов повелительной формы с частицей - «ся».
1 08.02
Правило. Карточки Запись глаголов по образцу. Рассказ как принимать гостей. Запись глаголов с частицами –те, -ся. Раскрыть скобки. Составление правил по охране труда.
81. Мягкий знак в глаголах.
1 10.02
Правило. Карточки Запись глаголов по столбикам Письмо по памяти. Комментируемое письмо.
82. Обобщающие упражнения.
1 11.02
Правило. Карточки Вставить пропущенные буквы. Раскрыть скобки.
83. Заполнение анкеты.
1 12.02
Образец анкеты. Составление анкеты.
84. Контрольный диктант по теме: «Глагол». 1 15.02
Текст. Письмо под диктовку
85. Работа над ошибками. 1 17.02
Карточки. Письменно ответить на вопросы.
Контрольные вопросы и задания.
Наречие.
86. Понятие о наречии.
1 18.02 Правило. Таблички с вопросами. Пословицы.
Обучение Выборочное письмо с вопросами. Образование наречий. Работа с антонимами. Составление словосочетаний (бежать (как?) быстро).
87. Грамматические признаки наречия. 1 19.02
Карточки приставками.
Работа по составлению диалога. Описание погоды с употреблением наречий.
88. Наречия, которые обозначают время, место, способы действия.
1 22.02 Парламент Дописать наречие (вздохнул глубоко, тяжело) Вставить по смыслу наречие. Раскрыть скобки. По вопросу вставить наречие.
89. Закрепительные упражнения.
1 24.02 Карточки. Правило.
Жандарм Записать наречия с приставками. Дописать окончания. Работа над подбором рифмы.
90. Составление рассказа по данному началу. «Как в сказке». 1 25.02
Начало текста. Составление рассказа.
91. Правописание наречий с а и о на конце.
1 26.02
Карточки. Правило. Стихи. Дописать окончания. Работа с антонимами. Вставить по смыслу наречие.
Письмо по памяти.
92. Обобщающие упражнения.
1 29.02
Инструкция. Карточки. Пословицы. Рисунки. Образец. Загадки. Самостоятельная работа по карточкам. Найти ошибки.
93. Сочинение «Долг платежом красен». 1 02.03
Карточки. Составление рассказа.
94. Контрольный диктант по теме «Наречие». Работа над ошибками.
1 03.03
Текст. Числительное
95. Имя числительное. Понятие.
1 04.03
Правило
Агент Выборочное письмо. Пословицы с числительными.
96. Количественные и порядковые числительные.
1 7.03
Правило. Образец.
Текст.
Архив Записать числительные в 2 столбика. Числительные в названиях литературных произведений. Дописать пословицу. Соотнести словосочетания с рисунками.
Составление словосочетаний
97. Закрепительные упражнения.
1 9.03
Карточки.
Колонна Составление предложений.
Говори правильно.
98 Правописание числительных от 5 до 20 и 30; от 50 до 80; от 500 до 900.
1 10.03
Правило. Инструкция. Карточки. Картинки. Загадки.
Окружение Письмо по памяти. Разгадать загадки. Записать ответы по таблице. Ответы на вопросы.
Выборочное письмо. Работа над стихотворением. Дописать окончания.
Письмо по памяти. Говори правильно.
99 Числительные с Ь на конце и с Ь в середине.
11.03
Правило. Инструкция. Карточки.
Катастрофа Выписать числительные. Соединить поговорки.
Заменить числа словами. Письмо по памяти.
Составить словосочетания с числительными.
100. Правописание числительных 90, 200, 300, 400.
1 14.03
Правило. инструкция. Карточки.
Ликвидация Письмо под диктовку.
Говори правильно.
101. Обобщающие упражнения.
1 16.03
Карточки Вставить пропущенные буквы. Поисковая работа.
102. Контрольный диктант по теме «Имя числительное». 1 17.03
Текст
103. Работа над ошибками.
1 18.03
Карточки Письмо под диктовку.
Комментируемое письмо.
104. Деловое письмо. Доверенность.
1 28.03 Образец.
Бетон Составление доверенности.
105. Закрепительные упражнения 1 30.03
Карточки
106. Самостоятельная работа 1 31.03 Карточки
Самостоятельная работа по карточкам.
107. Части речи.
1 1.04
Правило.
Буржуазия
Пролетариат Образовать части речи. Разбор существительных. Составление предложений.
108. Различение имён прилагательных и порядковых числительных. 1 4.04 Карточки.
Агрегат Комментированное письмо. Письмо по памяти. Разбор прилагательного. Составление предложений.
109. Различение имён прилагательных и наречий.
1 6.04
Таблица.
Былина
Легенда Выборочное письмо. Составление предложений.
110. Различай имя существительное и местоимение. 1 7.04
Правило. Таблица. Составление предложений. Поисковая работа.
111. Обобщающие упражнения.
1 8.04
Компенсация Стихотворение
«Песня о вещем Олеге» А.С.Пушкин. Мини-сочинение.
112. Контрольная работа по теме: «Части речи». 1 11.04
Текст 113. Работа над ошибками.
1 13.04
Карточки. Работа над ошибками.
Письмо под диктовку.
Комментируемое письмо.
Предложение. (19 ч.)
114. Простое предложение. Главные члены предложения.
1 14.04
Схемы предложений.
Малодушие Составить словосочетания. Дописать предложения. Разбор по членам предложения.
115. Распространённое и нераспространённое предложение.
1 15.04
Схемы предложений.
Дубликат
Составление предложений. Доказать какое предложение. Распространение предложений. Подчеркнуть главные предложения. Распространить предложение.
Письменный пересказ.
116. Закрепительные упражнения.
1 18.04
Схемы предложений.
Прогрессивный Работа по репродукции А.Саврасова. «Грачи прилетели».
117. Предложение с однородными членами.
1 20.04
Схемы предложений. Правило.
Правительство Расставить запятые. Подчеркнуть однородные члены. Дополнить предложения однородными членами.
118. Распространённые и нераспространённые однородные члены предложения 1 21.04 Схемы предложений. Правило.
администратор Расставить запятые. Подчеркнуть однородные члены. Дополнить предложения однородными членами.
119. Распространённые и нераспространённые однородные члены предложения. Закрепительные упражнения. 1
22.04
Схемы предложений.
Письмо по памяти.
120. Обращение. 1 25.04
Схемы предложений.
Сознательность
Подчеркнуть обращения. поисковая работа (учебник чтения).
Вставить обращение. Комментированное письмо. Составление диалога.
121. Закрепительные упражнения.
1 27.04
Схемы предложений.
Составление письма.
Расставить запятые. Комментированное письмо. Соединить предложения, опираясь на схему. Поставить знаки преп-я.
122. Изложение «Жизнь человека на Русском Севере». 1 28.04 Текст. Изложение текста.
123. Сочинение «Забавная история».
1 29.04
Составление рассказа.
124. Сложное предложение.
1 4.05
Схемы предложений.
Сберкасса Записать предложения по схемам. Соединить части предложений.
Работа по карточкам.
Распространить сказуемые второстепенными членами.
125. Закрепительные упражнения. (Сложное предложение)
1 05.05
Схемы предложений.
Излишество
Коллективизация Составление преложений. Дописать сложные предложения, подбирая части по смыслу.
126. Проверочный диктант по теме: «Предложение». 1 06.05
Текст. 127. Работа над ошибками.
1 11.05
Карточки. Работа над ошибками. Письмо под диктовку.
128. Прямая речь. Место в предложении. 1 12.05
Правило. Схемы. Постановка кавычек. Подчеркнуть слова автора, прямую речь. Поисковая работа.
129. Знаки препинания при прямой речи.
1 13.05
Правило. Схемы.
Кооператив Расставить знаки препинания. Поисковая работа.
130. Расстановка знаков препинания при прямой речи. 1 16.05
Правило. Схемы. Расставить знаки препинания. Поисковая работа.
131. Обобщающие упражнения.
1 18.05
Таблички. Схемы. Карточки. Комментируемое письмо.
Письмо по памяти.
132. Изложение «Бегство в Египет».
1 19.05
Текст. Письменное изложение.
Повторение. (4 ч.)
133. Повторение . 1 20.05
Карточки. Тест. Письмо под диктовку.
134. Контрольная работа. 1 23.05
Тест. Карточки. Вставить пропущенные буквы, слова.
Ответы на вопросы теста.
135. Итоговый контрольный диктант. 1 25.05
Текст. 136. Работа над ошибками. 1 26.05
Карточки. Работа над ошибками.
Письмо под диктовку.