Рабочая программа по внеурочной деятельности Рукодельница
1.Пояснительная записка
Данная программа кружка «Рукодельница» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 6 классов. Программа может реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников. Программа разработана на основе проведенного анкетирования с учетом запросов и потребностей учащихся и их родителей.
Цель программы кружка «Рукодельница»:
·
·овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами работы с ручными швейными инструментами, работы на швейной машине, выполнения утюжильных работ;
·
·овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда из бумаги и текстильных материалов;
·
·развитие у обучающихся познавательных интересов, технического
мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
·
·воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности.
Задачи:
- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с нитями, бумагой, отделке ткани элементами вышивки лентами, работе с тканью;
- углубить и расширить знания о таких видах рукоделия как макраме,бумагопластика ,квиллинг, основы вышивки, вышивки лентами, лоскутной технике;
- сформировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
- формировать готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию;
- развивать образное мышление, творческие способности;
- формирование эстетического и художественного вкуса.
Программа дает возможность расширить возможности в освоении курса «Технологии ведения дома» при изучении разделов «Создание изделий из текстильных материалов» и «Художественные ремесла». Объекты труда ориентированы на определенную технику, но могут быть самыми разнообразными. Выбор объекта труда будет зависеть от уровня подготовленности школьника, наличия материала и фантазии.
Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться рукоделием вообще и научиться приемам работы с бумагой и текстильными материалами; научиться делать своими руками небольшие сувениры, которые смогли бы стать оригинальным подарком, украсить интерьер.
Курс включает изучение и отработка навыков по работе с нитями в технике «Макраме»(17ч), бумагой в технике квиллинг (6 часов), по отделке ткани ручными стежками, вышивкой лентами (11 часов). Программой предусмотрено проведение аудиторных занятий на базе швейной мастерской, укомплектованной необходимым швейным оборудованием, наглядными пособиями. Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, выполнение практических работ, разработка мини-проектов.
Также предполагается проведение внеаудиторных занятий в форме проведения выставок; посещения выставок. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 6-х классов, опирается на учебную программу по технологии.
Сроки реализации программы: 1 год.
Программа реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности. Программа внеурочного объединения «Рукодельница» относится к типу образовательных программ по конкретным видам внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 1 час в неделю ,всего 34 часа в год в 6 классе.
2. Учебно-тематический план
№
Наименование разделов,
блоков, тем
всего
Характеристика деятельности обучающихся
Макраме
1
1.Вводное занятие. Материалы и приспособления для макраме.Техника безопасности
17
1
2
Практическое занятие: плетение плоского узла. Способы крепления нитей.
1
Организовывать рабочее место, составлять последовательность выполнения работ.
3
Практическое занятие: плетение плоского квадратного узла.
1
Организовывать рабочее место, составлять последовательность выполнения работ, , составлять простейшую композицию, формирование ответственного отношения к работе, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, овладение элементами организации умственного труда.
4
Практическое занятие: плетение витой цепочки: правосторонней и левосторонней.
1
5
Практическое занятие: плетение узелковой цепочки.
1
6
Практическое занятие: плетение левого и правого узла «фриволите»
1
7
Практическое занятие: плетение узлов. «Жозефина».
1
8
Браслеты. Составление схемы Подбор нитей. Плетение браслета.
3
9
Кулон. Составление схемы Подбор нитей. Плетение кулона.
3
10
Практическое занятие: плетение «бриды».
1
11.
Практическое занятие: плетение узлов и составление схем. Сувенир Гном.
3
Квиллинг
6
12
Материалы и инструменты для квиллинга. Организация рабочего места.
1
Организовывать рабочее место, составлять последовательность выполнения работ, выполнять скручивание бумажных полосок различными способами, составлять простейшую композицию, формирование ответственного отношения к работе, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, овладение элементами организации умственного труда.
13
Способы скручивания бумаги
1
14
Композиционные приемы.
1
15
Изготовление сувенира.
3
16
Отделка ткани.
11
17
Знакомство с текстильными материалами
1
Организовывать рабочее место, составлять последовательность выполнения работ, выполнять простейшие швы свободной вышивки и вышивки лентами, составлять простейшую композицию. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, овладение элементами организации умственного и физического труда.
18
Виды швов их применение.
2
19
Элементы вышивки лентами
4
20
Изготовление сувенира с применением элементов вышивки лентами.
4
34
34
3. Содержание программы
Введение (1час.)
Рукоделие – увлекательное занятие, способ реализации творческих возможностей. Обзор основных тем курса.
Знакомство с творческими работами учащихся школы, анализ различных техник рукоделия.
2.Работа с бумагой. Квиллинг (6 часов )
Материалы и инструменты для квиллинга. Бумага, клей, дополнительные материалы. Организация рабочего места.
Способы скручивания бумаги. Изготовление простых форм. Заготовка «свободная спираль», «капля», «глаз», «лист», «лепесток», «рыхлый завиток», «змейка».
Композиционные приемы. Плоские изделия в технике квиллинга. Разработка эскиза. Подготовка деталей для плоской композиции.
Практическая работа: Изготовление открытки с цветком. Изготовление плоской композиции.
Возможные объекты труда: открытка, фоторамка, панно и т.д.
3.Отделка ткани.(11 часов)
Знакомство с текстильными материалами.
Знакомство с основами вышивания (2 часа )
Ручные швейные инструменты. Правила безопасной работы. Виды швов и их применение.
Практическая работа: Изготовление образцов швов «вперед иголка», «назад иголка», «через край», «петельный», «тамбурный», «стебельчатый». Изготовление изделий с использованием простейших швов.
Практическая работа: Вышивание монограммы стебельчатым швом.
Возможные объекты труда: салфетка, открытка, отделка готового изделия.
Вышивка лентами (4часа.)
Вышивка лентами. Материалы и инструменты. Общие приемы вышивания лентами. «Французский узелок», ленточный стежок. Разновидности ленточного стежка. Полупетля и петля с прикрепом. Стежок «петелька», «пестик».
Понятие о композиции, стилизации. Анализ изделий декоративно-прикладного творчества.
Разработка эскиза и изготовление сувенира с применением элементов вышивки лентами. Подготовка материалов, разметка рисунка на ткани. Вышивка сувенира лентами. Окончательная отделка сувенира.
Подготовка и проведение выставки работ, отбор работ на городскую выставку декоративно-прикладного творчества
Практическая работа: изготовление сувенира с элементами вышивки лентами.
Возможные объекты труда: открытка, панно, чехол для телефона, косметичка, отделка готового изделия.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
При освоении программы курса обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности обучающихся.
Личностные результаты освоения программы кружка «Рукодельница»:
готовность и способностьобучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
стремление внести красоту в домашний быт;
испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Метапредметные результаты освоения учащимися программы кружка «Рукодельница»:
самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности;
алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности
с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки
зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
5.Формы и виды контроля
В процессе выполнения работы по изготовлению изделий используется текущий контроль. Руководитель кружка непрерывно отслеживает процесс работы учащихся, своевременно направляет обучающихся на исправление неточностей в практической работе. Учащиеся в качестве текущего контроля используют самоконтроль. Текущий контроль позволяет в случае необходимости вовремя произвести корректировку деятельности и не испортить изделие.
Кроме текущего контроля используется итоговый контроль. После выполнения каждого изделия, предусмотренного программой, организуется выставка детских работ. Совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, экспертная оценка творческих работ, фотографирование. По итогам года оформляется портфолио в электронном варианте в программе PowerPoint.
Участие учащихся в школьных, городских выставках творческих работ.
6.Методические рекомендации
Для успешного освоения программы курса «Рукодельница» учащимся необходимо иметь материалы и инструменты для изготовления творческих работ. Целесообразно проводить занятия на базе школьных мастерских, укомплектованных необходимыми инструментами и оборудованием: швейными машинками, гладильным оборудованием, техническими средства для просмотра слайдовых презентаций. Учителю необходимо подготовить образцы творческих работ, журналы по рукоделию, материал для показа. Изучение каждого раздела закачивается изготовлением сувенира, ориентированного на какой – либо праздник: День Учителя, День матери, Новый год, 8 марта, день рождения. Выбор объектов труда должен быть личностно значимым для учащихся.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие пояснения руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы. Практическая часть занятий предусматривает выполнение изделий и позволяет выполнять отработку техники работы с бумагой, текстильными материалами.
Безоценочная система кружковой работы требует новой формы контроля. Взаимооценка и самооценка, проведение мини-выставок в конце каждого занятия и отчетных выставок в конце четверти, отбор лучших работ на городскую выставку декоративно-прикладного творчества в рамках краевого фестиваля «Молодые дарования Кубани».
Одним из продуктивных способов заинтересовать учащихся творческой деятельностью, закрепления полученных навыков, можно рекомендовать проведение учащимися мастер-классов для своих сверстников.
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*
1
2
Квиллинг. Поделки из бумажных лент. Шилкова Е.А., -М.: РИПОЛ классик, 2012-(поделки-самоделки)
3
Рукоделие. Составитель Малеванная Н.В.,-Ижевск, Удмуртское РИО «Алфавит», 1992
4
Вышиваем цветы шелковыми лентами. Хелен Дафтер,-М.: «Контэнт», 2011
5
Лоскутное шитье. Руководство для новичков. Фоломьева Е.А.-Ростов-на-Дону: Владис, 2011-(умелые руки)
6
Журналы по рукоделию «Лена», «Чудесные мгновения», «Валентина»
7
Вышивка. Л.В. Сычева, Горно-Алтайск, МП «Альтернатива»
8
Большая книга поделок. Фигурки и игрушки.Цветы и сувениры.Аксессуары и украшения./М.Коэрц и др.-Ярославль:Академия развития,2010.-240с
2. Печатные пособия
1
Техника безопасности при работе ручными инструментами
2
Ручные стежки и строчки
3
Швейная машина типа ПМЗ
4
Машинная игла и моталка
5
Заправка ниток в швейную машину
3. Технические средства обучения
1
Компьютер
Экранно-звуковые пособия
(Компьютерные слайдовые презентации)
1
Квиллинг
2
Основы вышивания. Виды швов.
3
Вышивка лентами
4
Лоскутное шитье
6. Оборудование класса
1
Набор ручных швейных инструментов и приспособлений
2
Набор чертежных инструментов
3
Виды швов, вышивок, орнаментов
4
Комплект оборудования и приспособлений для ВТО
5
Образцы изделий, выполненных в различных техниках рукоделия
15