Методическая разработка по истории на тему Итоги и уроки Второй мировой войны (11 класс)
Сарапульцева Светлана Анатольевна,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 22 города Калининграда
В целях совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, урок истории направлен на формирование качеств патриота и гражданина России.
Урок несет большой информационный материал, по структуре соответствует уроку - практикуму. Материал дается не в готовом виде, а вводится с опорой на знания учащихся, на их жизненный опыт.
Для активизации познавательной деятельности на уроке применяется деятельностный подход, предполагающий такие формы работы:
решение нравственных проблем на базе исторического материала;
установление исторических параллелей;
обсуждение проблем в группах;
знакомство с различными точками зрения на события;
изучение дополнительной литературы.
Через весь урок «красной» линией проходит целенаправленная ориентировка учащихся на восприятие и коллективное решение сложных вопросов войны и мира, которые помогают им увидеть новые стороны этих событий, формируют целостное видение мира и облегчают поиск своего места в нём.
Урок истории в 11 классе
«Итоги и уроки Второй мировой войны»
Цели урока:
Обобщить знания учащихся по теме, раскрыть причины победы советского народа в Великой Отечественной войне, оценить вклад СССР в победу над фашистской Германией и милитаристской Японией, сравнить свои выводы с выводами западных историографов.
Развивать навык работы с документами, дополнительной литературой, умение оценивать, анализировать изучаемый материал, умение общаться, отстаивать собственную позицию.
На примере событий Великой Отечественной войны показать мужество, стойкость солдат советской армии, тружеников тыла, воспитывать патриотизм, умение сопереживать, активную гражданскую позицию.
Оборудование: карта «Вторая мировая война», Virtual Ink Mimio Xi, мультимедийная презентация «Итоги Второй мировой войны», сборники с документами (Задания для самостоятельных работ по истории СССР, авт. Гевуркова Е. А.), цитата «Не было в мире такой силы, которая могла сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская армия» – У. Черчилль, премьер-министр Англии.
План урока.
Актуализация знаний (проверка домашнего задания).
Работа с документами по группам
Презентация работы групп.
Домашнее задание.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
События Второй мировой войны все более отдаляются во времени. 2 сентября 2016 года мы праздновали 71-уюю годовщину окончания Второй мировой войны. Однако миллионы людей не перестают задумываться над причинами, породившими эту войну, ее итогами и уроками. Как вы думаете, какие события в современной истории побуждают нас обращаться к урокам Второй мировой? (Учащиеся отвечают на поставленный вопрос)
Сегодня на занятии мы с вами исследуем и различные точки зрения на важнейшие проблемы войны.
"Следы войны неизгладимы!Пускай окончится она,Нам не пройти спокойно мимоНезатемненного окна!"
Д. Кедрин
1. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
В качестве исторической разминки классу предлагается вспомнить ключевые события Второй мировой войны и заполнить рабочий лист (проверка выполнения задания происходит Virtual Ink Mimio Xi.
Задание: приведите в соответствие события и даты Второй мировой войны.
Начало Второй мировой войны 07 декабря 1941 г.
Капитуляция Германии 02 сентября 1945 г.
Капитуляция Японии 08 мая 1945 г.
Парад Победы в Москве 05 декабря 1941 г. – 20 апреля 1942 г.
Сражение у атолла Мидуэй 23 октября – 04 ноября 1942 г.
Курская битва 19 ноября 1942 г. – 02 февраля 1943 г.
Открытие второго фронта 03 – 23 июля 1943 г.
Московская (наступательная) операция 04 июня 1944 г.
Сталинградская битва 01 сентября 1939 г.
Нападение Японии на Перл – Харбор 24 июня 1945 г.
Сражение у Эль – Аламейна 04 – 06 июня 1942 г.
2. Работа с документами в группах (7 – 10 мин).
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с рядом документов, касающихся событий Второй мировой войны, проанализировать их и сделать выводы об итогах и уроках войны.
Класс делится на 3 группы, которые работают с документами:
- Итоги войны (человеческие и материальные потери, территориальные изменения)
- Роль Восточного фронта
-история Холокоста-
Материалы для работы групп:
1 группа: Итоги войны (человеческие и материальные потери, территориальные изменения)
Вторая мировая война закончилась. В ней участвовало 61 государство. Боевые действия велись на территории 40 стран. В войне погибли свыше 50 млн. человек, в том числе около 27 млн. советских граждан. Это самая кровопролитная и разрушительная война. Уничтожены тысячи городов и деревень, неисчислимые материальные и культурные ценности. Итоги Второй мировой войны привели к крупным политическим изменениям на международной арене, постепенному развитию тенденции к сотрудничеству государств с различными социальными системами. С целью предотвращения новых мировых конфликтов, создания в послевоенный период системы безопасности и сотрудничества между странами в конце войны была создана Организация Объединенных Наций (ООН), Устав которой был подписан 26 июня 1945 в Сан-Франциско 50 государствами (СССР, США, Великобританией, Китаем и другими).
С целью разоблачения сущности германского фашизма, его планов уничтожения целых государств и народов, опасности фашизма для всего человечества состоялся Нюрнбергский процесс. На Нюрнбергском процессе впервые в истории агрессия была признана тягчайшим преступлением против человечества.
Потсдамская конференция состоялась в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] во дворце [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] г. с участием руководства трёх крупнейших держав [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] во [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы.
Это была третья и последняя встреча «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Первые две состоялись в конце [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и в начале [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Советский Союз).
В конференции участвовали главы правительств трёх государств [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (председательствовал на всех заседаниях), председатель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и председатель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (во время конференции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и в Потсдам прибыл его преемник [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). По решению Потсдамской конференции восточные границы Германии были перенесены на запад к линии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], что сократило её территорию на 25 % по сравнению с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Территории к востоку от новой границы состояли из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и две трети [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Это в основном сельскохозяйственные районы, за исключением Верхней Силезии, которая являлась вторым по величине центром немецкой тяжелой промышленности. Большая часть территорий, отторгнутых от Германии, вошла в состав [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В состав Советского Союза вместе со столицей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (который в следующем году был переименован в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) вошла одна треть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на территории которой была создана [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Небольшая часть, включавшая часть [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и город [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], т. н. «Мемельский сектор»), была передана руководством Советского Союза в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
На Потсдамской конференции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] подтвердил своё обязательство не позднее трёх месяцев после капитуляции Германии объявить [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Союзники также подписали [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], потребовавшую от Японии безоговорочной капитуляции.
Вторая мировая война не могла не затронуть международных отношений.
Принимая решение о ядерной бомбардировке японских городов Хиросима и Нагасаки, американские политические и военные лидеры были хорошо осведомлены о намерениях Токио капитулировать и понимали, что в применении нового оружия нет никакой военной необходимости. Документы, подтверждающие этот факт, были найдены в архивах США американским историком Гаром Элперовицем, автором книги «Атомная дипломатия: Хиросима и Потсдам». В числе обнаруженных им документов есть секретный доклад отдела по проведению операций армии США, из которого явствует, что исход войны с Японией решило вступление в нее СССР и наступление советских войск в Маньчжурии. Этот вывод, отмечает автор, опровергает до сих пор существующую в США официальную точку зрения, согласно которой именно атомная бомба сыграла главную роль в победе над японским милитаризмом, а ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки были необходимы для спасения жизней сотен тысяч американских солдат.
Еще за два месяца до бомбардировки Хиросимы, указывает Элперовиц, начальник штаба армии США генерал Дж. Маршалл, основываясь на донесениях разведки, заявил президенту Г. Трумэну, что вступление Советского Союза в войну с Японией скорее всего заставит ее капитулировать. После того как на Потсдамской конференции была достигнута окончательная договоренность о вступлении СССР в войну с Японией, президент США записал в своем дневнике: «Когда это случится японцам конец». Как явствует из того же дневника, Трумэну к тому времени уже было известно о попытках японского императора Хирохито через дипломатические каналы добиться прекращения войны. Япония, без всякого сомнения, была готова к капитуляции.
Чем можно объяснить решение США подвергнуть ядерной бомбардировке Хиросиму и Нагасаки? Какие цели преследовал Вашингтон? Какую оценку действиям администрации Трумэна можно дать?
Вывод: Одним из главных итогов войны стала новая геополитическая ситуация. Она характеризовалась нарастающим противостоянием капиталистических и социалистических стран мира. Исключительный драматизм противостоянию придавало то, что он развивался в ядерную эпоху, в которую вступило человечество в августе 1945 г.
2 группа: Роль Восточного фронта
Выдержка из книги А. Гринько «В боях за Воронеж»: У убитого обер-ефрейтора Алоиза Луринга было найдено неотправленное письмо. Рассказывая приятелю о боях за Воронеж, Луринг писал: «Я не могу тебе передать, что здесь происходит. Поверь, что ничего подобного я еще не видел и не переживал за все время войны. Каждый день стоит нам жизней. Наш батальон расформирован – в нем почти ничего не осталось. Я попал в 5-ю роту. Уже сейчас в ней меньше людей, чем должно быть в одном взводе... Русские очень отчаянные люди. Они упорно сопротивляются и не боятся смерти. Да, Россия – это загадка для всех нас. Иногда мне кажется, мы втянуты в очень опасную авантюру».
Высказывания западных историков о роли Второго фронта:
Английский историк Лиддел Герт: высадка союзных войск в июне 1944 г. в Нормандии была «наиболее драматичным и решающим событием войны».
Английский историк Б. Кольер, оценивая военные действия в 1944 р., утверждал: «Широко распространенное мнение о том, что главное бремя войны с Германией несет Россия, не имеет под собой никаких оснований».
Во второй половине 1944 г., указывается в американской «Энциклопедии военной истории», на Запад «поспешно перебрасывались подкрепления из Германии и с Востока». По словам историка Э. Зимке, основные усилия Германии в 1944 г. «были сосредоточены на Западе»,
Как вы оцениваете эти высказывания? Правомерны ли они? Свою точку зрения аргументируйте. Помогут разобраться в этом следующие данные.
Состав сил в наиболее крупных операциях в Северной Африке и Италии
Операция
Личный состав (тыс. человек)
Орудия и минометы (тыс. шт.)
Танки (тыс. шт.)
Боевые самолеты (тыс. шт.)
англо-амер. войска
фаш. войска
англо-амер. войска
фаш. войска
англо-амер. войска
фаш. войска
англо-амер. войска
фаш. войска
Сражение под Эль-Аламейном (1942)
230
80
2,31
1,22
1,44
0,54
1,50
0,35
Сицилийская операция (1943)
478
255
1,8
–
0,6
Около 0,2
Свыше 4,0
Около 0,6
Состав сил в важнейших наступательных операциях на советско-германском фронте
Операция
Личный состав (тыс. человек)
Орудия и минометы (тыс. шт.)
Танки и САУ (тыс. шт.)
Боевые самолеты (тыс. шт.)
СССР
фаш. блок
СССР
фаш. блок
СССР
фаш. блок
СССР
фаш. блок
Контрнаступление под Москвой (19411942)
1100
1708
7,65
13,5
0,77
1,17
1.0
0,61
Контрнаступление под Сталинградом (1942 1943)
1106
1011
15,5
10,29
1,46
0,67
1,35
1,21
Контрнаступление под Курском (1943)
2266
900
33,0
10,0
4,8
1,8
4,3
2,1
Вывод: СССР внес решающий вклад в избавление мира от угрозы фашистского порабощения. По своим масштабам советско-германский фронт в течение всей войны являлся главным.
Что же помогло выстоять советскому народу? «Магнитогорск победил Рур» – такое лаконичное и образное выражение нередко встречается в работах западных историков, освещающих события второй мировой войны.
Какой смысл вкладывается в это выражение? Свой ответ аргументируйте конкретными фактами.
Во второй половине 1941 г. на производство пришли 360 тыс. учащихся 8-10 классов. В 1944 г. среди рабочего класса насчитывалось 2,5 млн. человек в возрасте до 18 лет, в том числе 700 тыс. подростков.
В одном из колхозов Казахской ССР 14-летний Алеша Бойченко ежедневно перевыполнял установленный для подростков минимум трудодней в 6-7 раз. В 1947 г. ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Из воспоминаний К.К. Рокоссовского: «Война наложила тяжелый отпечаток на экономическую жизнь страны. Заготовительным органам было трудно справиться с необычайно возросшим объемом работы. И войскам пришлось взять на себя часть их функций. Центр возложил на нас задачу помочь местным органам в заготовке продовольствия и фуража. Мы сами понимали, что без этого не обойтись. Почти все мужчины, способные носить оружие, ушли сражаться с врагом. В колхозах и совхозах остались женщины, старики, подростки. Трудились они героически, но все-таки недостаток рабочих рук не всегда удавалось восполнить. В конце лета (1943 г.) мы выделили 27 тысяч солдат под командованием 250 офицеров для работы на колхозных и совхозных полях в Орловской, Сумской, Черниговской, а позже и Гомельской областях. Они помогали в уборке. 2000 машин, выделенных фронтом, возили обмолоченный хлеб на мельницы, а оттуда на фронтовые склады».
Проанализируйте приведенные в таблице данные и сделайте выводы.
Объем производства в важнейших отраслях военной промышленности в процентах к 1940 г.
Промышленность
1941 г.
1942 г.
1943 г.
Авиационная
126
178
223
Танковая
112
184
234
Вооружения
145
191
200
Боеприпасов
152
218
261
О чем свидетельствуют приведенные выше факты? Как вы их можете оценить?
Вывод: Экономическая победа над фашистской Германией и ее сателлитами в решающей степени была заслугой напряженно трудившихся рабочих, крестьян, служащих.
Вторая мировая война унесла более 50 млн. человеческих жизней, из них около 27 млн. сынов и дочерей Советского Союза.
На полях сражений сложили головы сотни тысяч советских воинов. За освобождение Польши пали 600 тыс. наших солдат и офицеров, Чехословакии – 140 тыс., Венгрии – 140 тыс., Румынии – около 69 тыс., Югославии – 8 тыс., Австрии – 26 тыс., Норвегии – более 2 тыс., Финляндии – около 2 тыс., Китая – 8 тыс., Кореи – 1,5 тыс. Свыше 100 тыс. советских воинов полегло на земле Германии.
Какие выводы можно сделать на основе этих данных?
В Сталинграде было разрушено почти 42 тыс. домов, 126 предприятий. Только в 1945 г. в городе закончили работу саперы, обезвредив около полутора миллионов мин, бомб и снарядов.
В годы Великой Отечественной войны в среднем ежедневно погибало 15 тыс. советских людей. Если бы мы решили почтить минутой молчания каждого погибшего в эту войну, нам бы пришлось молчать целых 38 лет.
3 группа: История Холокоста
Перед Вами документальные свидетельства об одной из самых известных и всё же еще не до конца осмысленной трагедии XX столетия о попытке уничтожения нацистами еврейского народа. Холокост (от греческого Holocaust) всесожжение, уничтожение огнем. Это общепринятый термин для обозначения геноцида евреев нацистами и их пособниками в 19331945 гг. В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства. Правительство России приняло Федеральную программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»; из духа и буквы этого документа вытекает необходимость преодоления воспроизводящихся в обществе этнических предрассудков (в том числе антисемитизма), мешающих строить правовое государство и гражданское общество.
Нацистский оккупационный режим и Холокост на территории СССР
На оккупированной германской армией территории СССР были выделены зоны ответственности военной (в прифронтовых районах) и гражданской администрации. Появились рейхскомиссариаты «Украина» и «Остланд» (Литва, Латвия, Эстония, западные районы Белоруссии). Восточная Галиция с городом Львовом была присоединена к оккупированной Польше. Зона между Днепром и Бугом, включая Одессу, так называемая Транснистрия, была передана под власть Румынии. Еврейское население во всех этих районах подлежало особой регистрации. Евреев обязали носить особые знаки на одежде, повязки с шестиконечными звездами; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы На всех территориях, находившихся в военной зоне, в том числе на территории России, евреи уничтожались вскоре после оккупации. Осуществляли массовые убийства мобильные подразделения айнзатцгруппы, главная задача которых состояла в уничтожении «враждебных элементов». Евреи составили большинство жертв. Каждая айнзатцгруппа в составе 6001000 человек была разбита на айнзатцкоманды. Группа «А» действовала в Прибалтике и под Ленинградом, группа «Б» в Белоруссии и на Московском направлении, группа «С» на Украине, группа «Д» в Молдавии, на Буковине, в Крыму и на Кавказе. С ними взаимодействовали подразделения войск СС, вермахта, жандармерии, полицейские батальоны. Массовые убийства евреев часто осуществлялись при участии местных коллаборационистов. Обреченных вывозили или выводили на окраины, где и расстреливали. Подобным образом на оккупированной территории были осуществлены десятки массовых убийств. 2930 сентября 1941 г. в Бабьем Яре, на окраине Киева, были расстреляны десятки тысяч евреев. К началу 1942 г. немцы уничтожили свыше миллиона советских евреев. В зонах, находившихся под управлением гражданской администрации, евреев убивали поэтапно. Часть мужчин была уничтожена сразу. Специалистов, ремесленников, врачей и членов их семей заключили в сотни больших и малых гетто. Гетто располагались в самых плохих районах городов. Они обычно отделялись от близлежащих кварталов стеной или колючей проволокой. Евреев предупреждали о переселении в гетто за день, а иногда и за несколько часов. С собой разрешалось брать лишь ручную кладь. Перед переселением у евреев конфисковывали все ценности. Нацисты полностью изолировали евреев. Между собой гетто не имели никакой связи. Время от времени устраивались обыски, в ходе которых отнималось последнее. Всех трудоспособных евреев ежедневно угоняли на работы, за которые чаще всего ничего не платили. Ежедневно голод и болезни уносили многие жизни. Веснойосенью 1942 г. в Белоруссии и на Украине гитлеровцы приступили к ликвидации гетто. Их обитателей либо уничтожали, либо переводили в концлагеря. Осенью 1943 г. были ликвидированы последние крупные гетто в Минске, Каунасе, Вильнюсе, Шауляе, Риге. Те, кто решил бежать из гетто или сумел скрыться из расстрельных рвов, нуждались в надежном укрытии, в документах. Около 3 000 000 советских евреев стали жертвами Холокоста. Уцелели лишь бежавшие в партизанские отряды, укрывавшиеся под чужими документами либо спрятанные местными жителями. Около 70 000 евреев выжили на территории, находившейся под румынским контролем.
Сопротивление. Праведники народов мира
Часто задают вопрос: почему евреи не боролись за свою свободу, почему они не сопротивлялись? Подобного рода вопросы отражают незнание и непонимание реальной обстановки. Нацисты поставили перед собой цель сломить дух обитателей гетто. Жестокие репрессии, следовавшие за любым актом сопротивления, нехватка оружия и теплившаяся у многих надежда пережить войну и оккупацию сдерживали Сопротивление. Планы уничтожения всегда держались в секрете и маскировались под обещания переселения, перевода в другой район города, вывоза на работу. И всё же многие узники гетто боролись за свое существование, пытались бежать из гетто, добыть поддельные «арийские» документы, участвовали в вооруженной борьбе за освобождение. Они внесли достойный вклад в антинацистское Сопротивление в Европе и на территории СССР. Существовали две формы борьбы: духовная и физическая. Духовное Сопротивление выражалось прежде всего в стремлении сохранить человеческое достоинство. За колючей проволокой не забывали о воспитании детей. Для этого нелегально открывали школы, читали лекции и вручную копировали учебники. Узники собирались на тайные богослужения, вели дневники чтобы сохранить для будущих поколений свидетельства о злодеяниях нацистов и их пособников. Евреи не ограничивались, однако, такого рода противостоянием. К вооруженному сопротивлению нацистам призвали подпольщики Вильнюсского гетто. Символом еврейского сопротивления стало восстание в Варшавском гетто в апрелемае 1943 г., которое было подавлено лишь с применением танков и артиллерии. В некоторых гетто (Вильнюс, Минск, Каунас) подпольные организации готовили вооруженные группы, которые прорывались в леса, где создавали партизанские отряды. Уже в 19421943 гг. в партизанском движении в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине, в России сражалось около 25 000 евреев. Были и еврейские отряды. Пользуясь знанием местности, умением приспосабливаться к жизни в лесах, они нападали на фашистские опорные пункты, полицейские участки, минировали транспортные пути противника, взрывали поезда. Партизаны занимались также спасением евреев из гетто, переправкой их в леса. Часть спасшихся организовывали семейные лагеря, жившие под опекой партизан. Число евреев в семейных лагерях достигало многих тысяч. Около полумиллиона советских евреев находились в годы Великой Отечественной войны в рядах Красной армии. По числу Героев Советского Союза евреи занимают 5-е место среди представителей народов нашей страны. Одна из важных связанных с историей Холокоста тем подвиг тех, кого в еврейской традиции называют праведники народов мира. Повсеместно на оккупированных нацистами территориях были люди и семьи, спасавшие евреев. Они не подчинялись нацистским приказам и были готовы рисковать собственной жизнью. Таких бесстрашных людей были сотни и тысячи. Они прятали у себя скрывавшихся от депортаций и бежавших из гетто, снабжали евреев необходимыми документами, оказывали преследуемым финансовую, продовольственную и медицинскую помощь. Многие праведники оказались в застенках, были казнены. Их имена чаще всего оставались лишь в памяти тех, кого они спасали...
Уроки Холокоста
Еще в 1943 г. в «Декларации об ответственности гитлеровцев за совершаемые зверства», подписанной руководителями стран антигитлеровской коалиции, нацистов предупреждали о том, что они ответят за свои преступления и что им не скрыться «даже на краю света». В 19451946 гг. в Нюрнберге в городе, где проходили съезды нацистской партии, где были приняты расистские законы, международный военный трибунал судил некоторых руководителей Третьего рейха за совершенные ими преступления. В ходе суда была доказана виновность подсудимых в преступлениях против мира, в военных преступлениях, в преступлениях против человечности: в негуманном отношении к гражданским лицам, в преследовании людей по расовому признаку, в том числе в уничтожении евреев. Трибунал приговорил к смертной казни 12 руководителей гитлеровского государства. Военные трибуналы после войны осудили более 30 000 нацистов. Тысячам преступников удалось ускользнуть от правосудия. Многие нашли убежище в США, Канаде, Австралии, в латиноамериканских странах. Объединенные Нации решили не принимать во внимание сроки давности совершенных нацистами преступлений. В 19601970-е гг. были арестованы и осуждены десятки и сотни нацистов. Среди них глава Еврейского отдела гестапо Адольф Эйхман. Нюрнбергский процесс и все последующие процессы над нацистскими преступниками напоминают о неотвратимости ответственности за геноцид.
Выводы: История Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения порождают практический расизм. История Холокоста учит нас и тому, как современная техника и технология могут быть использованы для уничтожения людей. Осмысливая Холокост, историки и политики стараются определить роль еврейской трагедии в судьбе человечества, а также выяснить, какие параллели, ассоциации, совпадения связывают то, что произошло в Германии в середине XX столетия, и сегодняшнюю ситуацию.
3. Презентация работы групп (5 мин. – выступление; обсуждение до 5 мин.).
4. Домашнее творческое задание:
Как вы думаете, в будущем можно будет создать единый учебник по истории Второй мировой войны? Какие вопросы, факты, иллюстрации вы предложили бы включить в него?
Список литературы
1.Гринько, А. И. В боях за Воронеж : (хроника героической обороны города) / А. И. Гринько. - Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1979. - 222 с.
2. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. 5-е изд. М.: Воениздат, 1988, 367 с
3. Стефан Брухфельд, Пол А.Левин Передайте об этом детям вашим История Холокоста в Европе 1933-1945. – М.: «ТЕКСТ», 2001. – 104 с.
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315