Выступление на межшкольном МО социальных педагогов Нравственно-эстетическое воспитание детей во внеурочной деятельности


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
" СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 "
п.г.т. УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
микрорайон 5, д. № 53а, п.г.т. Уренгой, Пуровский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629860,
тел./факс (34934) 9-27-45. E-mail: Urengoy_2@mail.ruОКПО 32733321, ОГРН 1028900859558, ИНН/КПП 8911012478/ 891101001, БИК 047191000
НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Выступление на межшкольном МО социальных педагогов.
Докладчик Холопко В.В. социальный педагог
п.г.т. Уренгой
2015г
Нравственно-эстетическое воспитание детей во внеурочной деятельности
Человек живет в обществе и находится во множестве общественных и личных связей между собой и другими людьми. Он должен согласовывать свою деятельность с другими членами общества; подчиняться определенным нормам, правилам, требованиям. Каждое общество вырабатывает свои правила и нормы, регулирующие поведение человека в семье, в труде, в обществе, в отношении к природе и окружающему миру. Поэтому нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка.
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этом возрасте возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, собеседника посредством включения ребенка в деятельность по освоению культурных ценностей. Именно в период обучения в начальной школе происходит формирование личности, которая учится жить в мире и согласии с окружающими людьми и с самим собой. Поэтому проблема поведения в обществе является актуальной для современных школьников. Это тем более важно, что в наше время зачастую нравственное развитие отстает от интеллектуального. Дети и взрослые страдают от эмоциональной неустойчивости, от неумения понимать окружающих, правильно выстраивать взаимоотношения.
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно - досуговой деятельности с детьми и молодежью, снижение роли патриотического воспитания,  вот только несколько характерных причин, из-за которых в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодёжи. Перед школой  ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»
Решение этих вопросов следует искать в истоках народной педагогики. Творческое применение и развитие исторически сложившихся народных традиций обучения и воспитания должны определять направления развития педагогической теории и практики в современной школе.  Но, наивно полагать, что народная педагогика способна решить все сложные проблемы бытия, хотя можно с уверенностью утверждать, что глубокое знание педагогики народа, его культурного наследия поможет сделать мир добрее и чище. В качестве новых путей воспитательного процесса младших школьников, можно использовать  Программу воспитания (срок реализации 4 года), в основе которой лежит знакомства учащихся с традициями народной культуры.
Этот выбор сделан неслучайно:
·        Народная культура – основа национальной культуры. Поэтому правильно было бы  начать знакомство ребёнка с достижениями общечеловеческой культуры именно с этих основ.
·        Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.
·        Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей.
·        Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.
·        В современной повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, а произведения фольклора дают образцы красивой, образной, поэтической речи.
·        Изучение народной культуры формирует навыки межличностного общения, помогает воспитателю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.
Таким образом, включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс воспитания младших школьников даёт возможность решить воспитательную цель и задачи.
Цель:    возрождение национального самосознания, развитие личности воспитанника, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей, идей преемственности поколений и исторической памяти.
Задачи:
·        развивать познавательный, коммуникативный, нравственный, физический, эстетический потенциал личности ребёнка;
·        воспитывать личность ребёнка знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
·        создавать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
·        развивать любознательность и познавательный интерес;
·        воспитывать уважительное и бережное отношения к своему прошлому, истории и культуре своего народа;
·        создавать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нём.
Это требует от преподавателя большой и планомерной работы.
Так как  ФГОС требует формирование разносторонней личности, всю работу можно планировать  по следующим направлениям:
·        воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
·        воспитание нравственных качеств и этического сознания;
·        воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
·        воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
·        воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
По каждому  направлению есть специфические формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата.
Одним из важных средств воспитания духовной культуры является фольклор. Он помогает в воспитании трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Содержание его отдельных жанров и произведений составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально – исторические, политические ценности.
Убедиться в этом может помочь  занятие на тему «Сказка – ложь, да в ней намёк…» по текстам русских народных сказок. Работая в группах, ученики  могут провести исследовательскую работу, результатом которой  может стать проект «Чему нас учат сказки».  Творческие группы формируются в зависимости от вида деятельности: артисты, литературоведы, художники. Для учеников это всегда увлекательно и интересно. Смысл подобных мероприятий в привлечении всех учеников, в создании ситуации успеха, в возможности реализоваться каждому в любимом виде деятельности. Кроме того, в процессе подготовки этого мероприятия, ученики получили дополнительные знания по литературному чтению.
Потенциальный член общества должен уметь самостоятельно оценивать себя и свои поступки, поступки других людей, принимать самостоятельные решения, касающиеся не только собственной деятельности и судьбы, но в определенной степени – и других людей. Научить детей нравственно – эстетическим отношениям между собой, дать навыки нравственно-эстетического поведения, учить строить добрые отношения с окружающими людьми: сверстниками, родителями, соседями, учителями – цель моей педагогической деятельности на данном этапе. Большое внимание во внеурочной деятельности я уделяю развитию у учащихся своего класса таких эстетических и нравственных понятий и категорий, как добро, уважение, внимание, умение видеть красивое вокруг себя и сохранять его. Нужно отметить, что вся работа по нравственно-эстетическому воспитанию ведётся на протяжении всего времени пребывания ребёнка в школе, что приносит положительные результаты.
Для реализации поставленной цели, а именно формирования основ нравственно-эстетического поведения обучающихся, нужно проводить классные часы по темам
«Грустно одному», «Что такое дружба», «Играем вместе», «Мальчики и девочки», «Без друзей меня чуть-чуть», «Да здравствует вежливость!», «Поговорим о доброте»,
На таких классных часах обсуждаются вопросы о роли дружбы, друзей в жизни каждого человека, о своеобразии делового общения в школе, об особенностях отношений между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми.
Можно играть в ролевые игры, позволяющие детям побывать в разных коммуникативных ролях – такая своеобразная репетиция, подготовка к поведению в различных жизненных ситуациях:
как вежливо, но твердо отказаться от сомнительного предложения (незнакомец чем-либо угощает, друзья предлагают какое-нибудь опасное развлечение, озорство);
как общаться с агрессивно настроенным человеком, чтобы не спровоцировать конфликт (ты нечаянно обидел, или помешал кому-то, и человек стремится отомстить);
как удержать себя от неблаговидного поступка, грубого слова, агрессии (если тебе сказали, или сделали что-то обидное, высмеивают, стараются вывести из себя);
как лучше выразить свою симпатию, хорошее отношение и как ответить на проявление чувств к тебе.
Для лучшего осмысления формируемых понятий, навыков нравственно-эстетического поведения мы проводим групповые и индивидуальные беседы с учащимися, в которых дети высказывают свое мнение по разным злободневным вопросам, касающимся жизни класса или отдельных учащихся. Из таких бесед можно понять, как ребята размышляют о себе, своих достижениях и недостатках, осмысливают и оценивают поведение свое и одноклассников (часто эта оценка бывает самокритичной), болезненно переживают несправедливость. Ребят волнуют проблемы отношений между старшими и младшими детьми в семье, переживают они и свои неудачи в учебе, промахи в общении.
Можно обсуждать литературных героев, “примерять на себя” их слова и поступки, размышлять вместе “А как бы я поступил на его месте?”, “А как надо поступать в таком случае?”.
Например, можно провести ролевую игру “Мы в зрительном зале”. Ее задача – дать детям пример нравственно-эстетического поведения на спектакле, в кино, общешкольном мероприятии. Нужно составить стулья, имитируя ряды кресел. Часть детей рассаживается, а нескольким ребятам нужно занять свое место (стулья помечены). Оставшиеся ученики – наблюдатели. Сначала дети высказывают свои предположения о поведении в зрительном зале, затем учащимся предлагается пройти к своему “креслу”. Наблюдатели и участники игры высказывают свои замечания – что было сделано хорошо, а что неправильно, какие почувствовали неудобства, какие слова должны прозвучать в тот или иной момент. Потом ребята возвращаются на исходные позиции, и игра проводится снова, с учетом сделанных замечаний. Затем учащиеся меняются ролями. Учитывая характеры учеников, нужно корректировать условия игры, чтобы ребенок оказался в проблемной для него ситуации и мог заранее, в спокойной обстановке найти достойный выход из нее. Повторение игры закрепляет навык бесконфликтного поведения в зрительном зале.
Так в игровой форме можно обсуждать очень важные и серьезные вещи.
Процесс воспитания – не дело одной только школы, и одна она обеспечить полноценное развитие личности ребенка просто не в состоянии. Ведь ребенок является членом семьи и в этом своем качестве – постоянным объектом воспитания со стороны родителей и близких.  Поэтому индивидуальные беседы с детьми и родителями для корректировки поведения, разрешения проблем в общении являются  важной неотъемлемой  частью нашей работы  по  формированию основ нравственно-эстетического поведения обучающихся во внеурочное время”.
Таким образом, дети учатся ставить перед собой цель, искать и находить пути выхода из создавшихся проблемных ситуаций, выбирать средства их разрешения и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой и чужой опыт, выражать свое отношение к ситуации словами и поступками.
Формируя основы нравственно-эстетического поведения обучающихся во внеурочное время через формирование у детей приемы нравственно-эстетического общения между собой, на близком и хорошо знакомом им материале учим их строить гармоничные отношения с окружающим миром.
Человек является неотъемлемым элементом природы, без нее он не может существовать, поэтому отношение к природе имеет глубокий гуманистический смысл, оно перерастает в нравственное отношение к самому человеку. Формирование у младших школьников высокого уровня экологических знаний является составной частью нравственности и культуры поведения в природном и социальном окружении. Особая чувствительность и эмоциональность младшего школьника создает предпосылки для выявления интереса к тому, что его окружает в природной среде. Это является важным условием нравственно-эстетического воспитания. Следует подчеркнуть нравственно-эстетическую сторону отношения личности к природе и ее воздействие на личность.
Для развития у школьников чувства прекрасного, формирования здорового художественного вкуса, умения правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы нами используются все возможности внеурочной деятельности: экскурсии в природу, беседы по произведениям, диалоги о прекрасном, конкурсы стихов и рисунков, творчество, трудовую деятельность. Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей. Так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности; реальным пространством, где протекает их деятельность; окружающей средой - в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения - в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве. Природа - неиссякаемый и вечный источник красоты. Нравственно-эстетическое отношение к природе обогащается ее отображением в художественных образах литературы и искусства, с которыми знакомятся школьники. Дети постепенно приходят к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и преумножении ее богатства, в том числе - красоты, а зло состоит в нанесении ей ущерба, в загрязнении окружающей среды.
Нравственная сторона отношения к природе формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды. Природа - по истине неисчерпаемая кладовая для творчества, а наша задача - воспитывать у ребенка умение видеть ее красоту. Лучшей формой привлечения детей к творческой деятельности становятся занятия рисованием, лепкой, моделированием. Занятия декоративно-прикладным искусством благотворно влияют на развитие детской фантазии, пробуждают заложенное в человеке от природы чувство прекрасного. При выполнении творческих работ, дети убеждаются в том, что они могут от начала и до конца создавать красивые вещи. Этим воспитывается серьезное отношение к порученному делу. Кроме того причастность к творческому процессу, при изготовлении прикладных изделий, развивают некоторые технические и художественные навыки.
В  работе с детьми больше внимания надо уделять внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.  В начале учебного года можно провести  занятие  «Правила поведения в школе», в ходе его проведения,  у ребят возник вопрос: «А почему нельзя шуметь в школе?» Можно исследовать эту проблему. Результатом этих исследований может стать выступление по теме «Влияние шума на здоровье младших школьников».
Занятие, проводимое во втором классе, «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье  животных, живущих в доме. Чтобы занятие не стало формально проведённым мероприятием, а затронуло душу ребёнка, можно использовать рассказы на этические темы, например «Жестокий урок», «Слепая лошадь». Цель этих рассказов обогащать нравственный опыт ребёнка опытом других людей. При таком подходе дети активно участвуют в обсуждении темы.
Так же можно использовать  психологические тренинги. Например, такой как  «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны.  Занятия  «Моя родословная», «Все вместе, так и душа на месте» направлены на получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье.
Без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Часто родители снимают с себя ответственность за формирование моральных ценностей своего ребёнка, перекладывая всё на образовательное учреждение.  К сожалению, современные родители в силу своей постоянной занятости и собственной некомпетентности в вопросах духовно – нравственного воспитания, просто порой не знают, как это сделать.
Поэтому, начиная с первого класса, с родителями учеников необходимо проводить родительские лектории, на которых давать рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.
Нравственное развитие ребенка определяется всем ходом его жизни – учением, игрой, общением с окружающим миром, взаимоотношениями со сверстниками. Вместе с тем немаловажную роль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе и обществе, в отношениях с людьми и к своему здоровью. Важную роль в этом процессе могут сыграть этические беседы, ролевые игры, экскурсии.
Формированию нравственных качеств, таких как справедливость, совестливость, коллективизм, честность, скромность, гражданственность способствует воспитание трудолюбия как нравственной черты.
Что же в себе содержат эти нравственные качества?
Справедливость – объективная сторона личностно-деловых качеств
людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость к общению, самокритичность.
Коллективизм – это такая организация труда, посредством которой соединяются индивидуальные, групповые и общественные интересы, ориентирующие работника на достижение конечных общественных полезных результатов, способствует заинтересованности в труде, придает ему положительный социально-нравственный смысл.
Умение работать в коллективе предполагает стремление работать сообща, готовность прийти на помощь товарищам, дисциплинированность, чувство ответственности за общее дело, высокую требовательность к себе, чувство личной ответственности за результаты своего труда перед коллективом.
Честность – моральное качество, отражающее одно из важнейших требований нравственности, самоотдачи в работе, умение говорить правду "в глаза", требовательность к себе и к другим.
Скромность – исполнительность, критическое отношение к своим заслугам и недостаткам.
Гражданственность – личная ответственность перед обществом, людьми.
Воспитание культуры труда во всех ее проявлениях.
Чувство собственного достоинства порождает потребность в достойном поведении, в красивых и добрых поступках. Человек, уважающий себя, уважает и других людей, умеет видеть в них достоинства. Это умение составляет одно из безусловных свойств нравственности.
Чувство собственного достоинства, как и уважение достоинства в других людях, необходимо воспитывать с детства.
Самый эффективный путь приобщения школьников к красоте труда – предоставление возможности трудиться самим. Участвуя в коллективном труде, школьники на практике применяют приобретенные навыки, проявляют свои творческие силы. Одним из видов такого труда может быть уход за растениями в школе или на пришкольном участке. Если труд правильно организован и способствует формированию таких нравственных черт личности, как трудолюбие, аккуратность, настойчивость, целеустремленность, это еще не решение воспитательной задачи. Воспитывает не столько сам труд, сколько те коллективные, общественные отношения, в которые включается школьник в процессе труда.
Труд становится по-настоящему воспитывающим фактором при следующих условиях:
1. Труд учащихся должен быть общественно полезным трудом. Ребята должны осознавать, что его труд представляет определенную общественную значимость, приносит пользу людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу школе (работа на пришкольном участке, оформление школы, ремонт школьной мебели и учебных пособий, благоустройство и озеленение школьного двора).
2. Результатом труда обязательно должен быть полезный продукт, имеющий определенную общественную ценность. Школьники должны ясно, зримо видеть реальные результаты своего труда. Здесь очень важно на деле знакомить школьников с общественным назначением цели его труда, показать ученику кому нужен его труд. Но если ребята не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает всякое желание трудиться, они работают по принуждению, неохотно.
3. Труд школьников должен быть коллективным. Только такой труд вырабатывает умение подчинять свое поведение в интересах коллектива. Именно в коллективе формируются и проявляются нравственные качества каждого труженика. Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи, выполнение которых не под силу каждому отдельному человеку, дает возможность школьникам приобрести опыт трудовой взаимопомощи и солидарности.
4. Труд школьников должен быть инициативным. Желательно, чтобы он был творческим, предоставлял школьникам возможность проявить инициативу, стремиться к новому, поискам.
5. Труд школьников должен быть посильным для них. Если труд непосилен, то он угнетающе действует на психику и ученик может потерять веру в себя, отказываясь выполнять даже посильную работу.
7. При возможности труд школьников должен быть увязан с их учебной деятельностью. Взаимосвязь между теоретическими знаниями школьников и их практической трудовой деятельностью.
8. Совершенно недопустимо наказание школьников трудом. Труд воспитывает тогда, когда он не является для школьника принуждением, наказанием. В воспитательных целях можно наказывать школьника лишением права трудиться в коллективе и с коллективом.
9. Необходимо требовать от школьника не просто выполнения работы, а тщательного, аккуратного, добросовестного выполнения, бережного отношения к оборудованию, материалам, орудиям труда.
Необходимо подчеркнуть, что хорошо организованный общественно полезный труд – благодатное поле для воспитания нравственного сознания и поступков.
Участие в коллективном труде даёт возможность человеку выработать правильное нравственное отношение к людям труда.
Воспитывая в труде и для труда, школа должна пробуждать в учащихся дух коллективизма, желание жить и трудиться в коллективе, учить творить прекрасное, строить жизнь по законам красоты, воспитывать нового человека в условиях рыночной экономики.
Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.
Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания.        Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития раскрывается тем, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что оно заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.
Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотизма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результатами труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию Родины.
Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной материал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы. Радость труда … немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает.В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально существующем.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.
Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.
Основными методами, которые мы используем в эстетическом воспитании являются:1. Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.2. Также большое значение имеют беседы и рассказы, в них ребенок может высказать свое мнение.
Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждое мероприятие, проводимое как в урочной, так и во внеурочной работе с учащимися подчинено воспитанию гармоничной личности и способствует его нравственному и эстетическому развитию и становлению.
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя  лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.