Доклад Эстетическое воспитание младших школьников на уроках труда


«ГУ» КОНСТАНТИНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
ДОКЛАД
«Эстетическое воспитание младших школьников на уроках труда»
Учитель начальных классов
Жунусова Р.Б.


2015
Эстетическое воспитание младших школьников на уроках труда
«Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе».  (В.А. Сухомлинский)
В настоящее время, эстетическое воспитание детей стало одним из важных средств воспитания подрастающего поколения.
Растить человека восприимчивым к прекрасному – это проблема, в которой неразрывно связаны задачи эстетики-науки об искусстве – и задачи этики - учения– это проблема, в которой неразрывно связаны задачи эстетики-науки об искусстве – и задачи этики – учения о морали, о нормах отношений людей к обществу и друг другу.
И именно учителю начальных классов, отведена особая роль в процессе эстетического воспитания школьников. Именно он призван заложить основы трудовых навыков ребёнка, его творческого потенциала, художественного развития.
Что же такое эстетическое воспитание?
В «Словаре по педагогике» Г.М. Коджаспировой термин «эстетическое воспитание» описывается так : выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
Понятие «эстетическое воспитание» органически связано с термином «эстетика», который происходит с греческого слова эстезис- чувственный.
Эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. По мнению И.Ф.Харламова эстетическое воспитание состоит из организации разнообразной художественно- эстетической деятельности учащихся, направленная на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного, на выработку эстетического вкуса.
Задачами  эстетического воспитания являются:     1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность  знаний по основам эстетики, мировой  и отечественной культуры, способность  понимать и отличать подлинно  прекрасное в искусстве, народном  художественном творчестве, природе,  человеке от суррогата.     2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное  противодействие дезориентирующим  влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.     3. Формирование способов художественно-творческой  деятельности; поддержка одаренных  детей: выработка опыта (умений  и навыков) организации среды  обитания, труда, учения с учетом  эстетических норм и потребностей
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира» Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка.
Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно взаимосвязаны формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся младших классов, может быть работа по украшению изделия аппликацией. Она позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает у них радость труда, жажду творчества.
Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно. Декоративно-прикладное искусство живет вокруг нас в коврах, тканях, одежде, керамической посуде, оформлении книг.
Анализ программы В.И.Романиной, В.Г.Машинистова позволил выделить ряд требований к урокам. Соблюдение данных требований направлено на оптимизацию учебной деятельности школьников и на успешную реализацию задач эстетического воспитания на уроках труда.
Прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся младших классов: быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче и соответственно снижению внимания. Поэтому, выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на один урок, если же время требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второй урок. Трудные операции, требующие значительного умственного труда напряжения мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми.
На уроке должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие.
Причем на теоретическую часть отводится втрое меньше времени, чем на практическое действия.
Теоретическая работа должна быть организована в динамичной, веселой, захватывающей форме. По возможности в 1-2 классах вносить элементы игры. А самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
  Мало  обеспечить себя инструментом, оборудованием, материалами, надо научиться культурно с ними обращаться, т. е. трудиться так, чтобы на парте был порядок, чтобы все было под руками и ничего не мешало работе. Каждого младшего школьника следует убедить в мысли, что уважающий себя и свой труд человек должен уделять внимание содержанию рабочего места, что культура рабочего места делает труд не только приятнее, но и успешнее.     Правильно организованные условия труда не только оказывают непосредственное эстетическое воздействие на младших  школьников, способствуют достижению детьми высоких результатов в  их занятии, но и активно формируют  лучшие трудовые навыки и привычки, которые столь необходимы для  них в любой сфере деятельности - и в учебе, и в труде.     Следующее направление - постановка цели труда. Цель труда по своему содержанию весьма многогранна: она включает и учебную, и воспитательную, и предметную, и эстетическую, и общественную стороны. Учебная и воспитательная цели труда направлены на формирование личности детей; предметная, эстетическая, общественная - связаны с объектом труда, направлены на достижение высоких результатов труда.     Как правило, труд младших школьников носит  учебно-воспитательный характер. Поэтому  учитель обязательно продумывает, какие новые знания, умения, навыки, какие качества должны приобрести дети, выполняя очередное трудовое задание. Это определяет содержание учебной  и воспитательной целей труда. Иногда учителя раскрывают их перед школьниками, иногда сознательно оставляют при  себе. Кто из них делает правильно, а кто ошибается, можно судить, лишь учитывая конкретную педагогическую ситуацию, в которой поставлена цель.     Однако  можно утверждать, что подчеркивание  учебных и воспитательных целей  ставит ребенка в позицию ученика, воспитуемого, что обедняет содержание детского труда, особенно его общественной направленности. Напротив, сознательное умолчание об учебных и воспитательных целях и подчеркивание предметной, эстетической, общественной целей труда  насыщает труд детей той полезной игрой "во взрослого труженика", которая делает учебный труд оптимальным  с точки зрения развития учащихся. Именно поэтому правильно поступают  те учителя, которые оставляют учебные  и воспитательные цели при себе, но, направляя деятельность школьников на успешное достижение предметной, общественной и эстетической целей, решают учебные и воспитательные задачи.     Уроки труда в основном связаны с  изготовлением конкретных вещей. Привлечение  внимания детей к выбранному объекту  труда, демонстрация объекта с установкой на его изготовление - это постановка предметной цели труда. При постановке предметной цели труда нельзя ограничиваться названием объекта труда, а следует  демонстрировать изделие-образец, которое  помогает детям конкретно, точно  представить цель своего труда.     Педагогическая  задача при постановке эстетической цели - создать у школьников эстетическое отношение к объекту труда  и пробудить (а если оно возникло в момент предварительных наблюдений, то укрепить) стремление к созданию красивого предмета. Раскрытие этой цели следует начинать с демонстрации модели-образца.     Как известно, эстетическое восприятие конкретно-чувственное. В сфере прекрасного нет и не может быть абстракций. То, что недоступно чувственному восприятию, что мы не можем непосредственно видеть или слышать, остается за пределами нашей эстетической оценки. Именно поэтому нельзя пренебрегать демонстрацией модели-образца. Она рассчитана на побуждение переживаний школьников, вызванных созерцанием красивого предмета, мастерски сработанного человеком. Во время постановки эстетической цели иногда полезно развернуть перед детьми яркие перспективы оценки результатов труда. 
 Уроки технологии идеально вписываются в общую атмосферу творчества в школе. Они воспитывают чувство прекрасного, развивают художественный вкус, формируют   начальные профессиональные навыки.
.