Статья Эстетическое воспитание младших школьников с ЗПР в процессе дополнительного образования
Эстетическое воспитание младших школьников с ЗПР в процессе дополнительного образования.
В настоящее время усиливается поиск новых форм организации внеурочных видов деятельности в специальной (коррекционной) школе, которые обеспечили бы интеллектуальное, социальное развитие особого ребенка и его творческой личности в целом. Если окружающие поверят в талант особого ребенка, его возможности могут быть безграничны. Работа педагогов коррекционной школы-интерната направлена на создание условий для формирования навыков суждений, основанных на моральных ценностях, развития творческого начала в каждом ребенке.
В основе взаимодействия с ребенком лежит принцип успешности каждого ученика во внеурочной деятельности, что требует особых педагогических средств и способов. Каждый воспитанник может проявить свои таланты, занимаясь в развивающейся системе дополнительного образования при школе. Среда успешности вокруг ребенка предполагает чувство защищенности, безопасности, создание условий для самореализации, самопроявления.
Каждый ребенок особо нуждается в создании «ситуации успеха», даже разовое переживание успеха может резко улучшить его психологическое состояние, ритм его деятельности и взаимоотношения с окружающими. Против несправедливости и невнимания ребенок с отклонениями в развитии беззащитен и реагирует на них потерей интереса, снижением активности в учении.
С раннего детства ребенок воображает, придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд, конструирование и др. Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в трудовой деятельности. Ребенок должен определить свой художественный замысел и воплотить его в конкретном продукте труда, при этом используя свои творческие способности.
В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично. В ходе работы развивается моторика руки, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально- эстетические качества.
Я считаю, что важным средством приобщения учащихся к творчеству, развития их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, умение находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы занятия кружка были занятиями творчества, на них следует воссоздать такие условия, как атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.
Но только создание этих условий не будет способствовать благотворительному творчеству, т. к. для творчества необходима некоторая база знаний: умение комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т.д. Сформировать и развивать эти умения – вот моя главная задача.
Ведущей педагогической идеей моей внеурочной работы является повышение творческой активности учащихся, развитие творческих способностей, приобщение их к созданию оригинальных и необычных изделий.
Внеурочная деятельность заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала ребенка и развитию у него природных творческих способностей. Основным методом работы в рамках представленного опыта является проявление педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность.
Творчество – явление сложное, комплексно-обусловленное многими социальными педагогическими и психофизиологическими предпосылками. Учить творчеству – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. Труд – самый главный источник формирования познавательной деятельности, без чего нет и творческой личности. Развитию творческих способностей содействует и стиль проведения занятий: творческий, доброжелательный микроклимат, обстановка уважения и сотрудничество воспитателя и учеников, внимание к каждому ребенку, поощрение даже малейшего успеха. На занятии дети должны получать не только знания и умения, но и общее развитие. Педагог должен создать условия для проявления творческих способностей учащихся, владеть тактикой, технологией, т.е. с конкретной программой творческих упражнений, которая включала бы активизацию основных компонентов творчества: эмоции, воображение, образного мышления.
Для творческих занятий необходимо ощущение уверенности в том, что твои нестандартные находки будут замечены, приняты и правильно оценены. Многие учащиеся, показывая свои работы, смущаются. «У меня плохо получилось» - иногда такие оценки соответствуют действительности, истинному положению, но часто за ними скрывается иное содержание: ребенок уверен, что работа сделана хорошо, но он снижает свое впечатление от нее, надеясь, что учитель все равно заметит и удивится тому, как удачно выполнено задание.
Отношение педагога к результатам детского творчества – тема очень обширная. Необходимо проявление бережного отношения к тому, что создается детьми, отказ от критики, выбор позиции принятия, ценностного отношения к творчеству учащихся. Когда отношения доверия и открытости между педагогом и учеником закрепятся, можно и нужно сравнивать выполненное задание с поставленной творческой задачей.
Задача занятий по творческому труду - создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает желание жить по законам красоты.
Задачи работы:
коррекция познавательной сферы ребенка, а именно сенсорных эталонов цвета, формы и величины;
развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;
знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями декоративно-прикладного искусства;
воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам искусства; развитие интереса к духовному миру человека;
развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные знания в повседневной жизни.
Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется комплексное воздействие на личность.
Внеурочная работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей степени должно отвечать индивидуальным устремлениям учащихся. Внеурочная работа дает воспитателю возможность проводить разнообразные занятия, развивающие творческие способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.
При организации внеурочной работы воспитатель должен соблюдать следующие принципы:
выдерживать общую направленность занятий;
обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержания и методов занятий с учетом личных склонностей детей;
осуществлять массовость внеурочной работы, вовлекать в нее большинство учащихся;
опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;
иметь общественно-полезную направленность всех выполняемых работ;
подчинять все виды внеурочных работ общим учебно-воспитательным задачам.
При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь ребенку стать творческой личностью. Развивать творческие способности можно и нужно на занятиях кружка.
На кружковых занятиях у детей есть большие возможности проявить творчество. Кроме того учащиеся проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.
В процессе кружковой работы над развитием творческого потенциала младших школьников используются различные пути для развития творчества: это может быть коллективное создание работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия занятий: на первых – это творчество самого педагога, т.е. он учит, что и как делать по принципу «делай как я»; на втором занятии может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самостоятельность.
Путь развития творческих способностей выбирается индивидуально для каждого класса, варьируются и комбинируются способы развития творческих способностей.
На занятиях активно создаются проблемные ситуации, в которых учащиеся учатся использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учатся быстро находить решения и предлагать несколько вариантов. Работа по развитию творческих способностей зависит от уровня детей. Это могут быть специальные тренировочные упражнения, коллективное создание работы, индуктивное изучение материала, т.е. от простого к сложному, от частного к общему и т.д. Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на занятиях обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает ее богаче и духовно выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.
Изучение и анализ литературы по проблеме развития творческих способностей младших школьников с нарушением интеллекта позволило выделить основные психолого-педагогические условия развития способностей учащихся:
1. Создание атмосферы доброжелательности на занятиях. С первых дней в классе надо стараться создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом занятии. Давать такие задания, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих занятиях.
2. Содержание занятий должно стимулировать эмоциональное отношение детей. Только будучи заинтересованным, ребенок начинает эмоционально выражать свое отношение ко всему окружающему. В связи с этим необходим подбор такого содержания занятий, которое стимулировало бы эмоциональное отношение детей.
3. Оптимальное сочетание принципов и технологий. Подготовка к каждому занятию требует выбора наиболее благоприятного сочетания принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и, конечно, способствовали бы развитию творческих способностей.
Работа по эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей младших школьников с нарушением интеллекта осуществлялась по разработанной нами программе кружка «Бумагия». Работа кружка направлена на трудовое, эстетическое, нравственное воспитание школьников. Программа рассчитана на учащихся 1-4 классов. Предусматривает групповые и индивидуальные занятия. Материал программы предусматривает теоретические и практические занятия. Особое место уделяется отработки практических навыков, умений школьников работать с бумагой, развитию творческих способностей и фантазии. Кружковые занятия способствуют даже в большей степени, чем урок, развитию у детей самостоятельности в работе, творческой самодеятельности.
Цель программы: создание условий для развития природных творческих способностей ребенка средствами трудового обучения и формирование основ творческой личности.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи программы.
Обучающие:
1.Обеспечение школьников знаниями и способами трудовой деятельности;
2.Формирование навыков трудовой творческой деятельности;
3.Обучение учащихся приемам работы с бумагой с целью выполнения художественных изделий.
Развивающие:
1.Формирование художественно-творческой активности учащихся;
2.Освоение учащимися компетенций: коммуникативной, ценностно-смысловой, культурно-эстетической, социально-трудовой;
3.Развитие личностных качеств ребенка таких, как самостоятельность, инициативность, взаимопомощь, сотрудничество;
4.Развитие навыков самостоятельной и коллективной работы.
Воспитательные:
Воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;
Формирование общей культуры личности ребенка;
Развитие у детей активности и самостоятельности общения.
Творческие работы учащихся индивидуальны, в каждой виден характер ребенка, его отношение к миру. Индивидуальный подход важен для каждого ребенка для того, чтобы он просто нормально учился и развивался. Раскрытие индивидуальности ребенка создает благоприятные условия (возможности) для формирования таланта.
В своей работе мы старались не давать детям готовое, а направлять на то, чтобы найти большее количество вариантов действий. На занятиях систематически используется материал, способствующий развитию мышления, творческих способностей, интереса к предмету.
Велика радость творчества. Это поход в неизвестность. Чтобы успешно его провести, нужны фантазия и изобретательность, прочные знания, упорство и труд. Исследования, пусть они еще маленькие, могут стать дорогой к открытию. Несмотря на большое значение природных задатков, и способностей человека, особенностей характера, познавательные возможности, привычки, склонности и интересы формируются не стихийно, а в процессе специально организованной деятельности. Занятия технологии способствуют формированию у детей элементарных основ мировоззрения, помогают развитию творческих способностей и воспитанию многих ценных черт и качеств личности.
В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Педагог в первую очередь должен заботиться о формировании у ученика способности к саморазвитию, которая обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру и главу угла при обучении ставится:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
в) формирование картины мира.
Поэтому в своей работе мы опираемся на основные принципы, современных образовательных задач с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности позволяет включать ребенка в учебно-познавательную деятельность.
2. Принцип целостного представления об окружающем в деятельностном подходе тесно взаимосвязан с дидактическим принципом научности, но является более глубоким в отношении к традиционной системе. Имеется в виду как личностное отношение школьников к получаемым знаниям, так и умение использовать их при выполнении собственной практической деятельности.
3. Принцип непрерывности характеризует наличие преемственности между всеми этапами обучения на уровнях методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса состоит в следующем: ученику предлагается освоить содержание образования по максимальному уровню, а ученику необходимо усвоить данное содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности дает возможность снять всестрессообразующих факторы, возникающие в учебном процессе, формирование в классе и на занятиях атмосферы, расковывающей школьников, и, в которой они ощущают себя «как дома». У учеников не должен возникать страх перед педагогом, не должно осуществляться личностное подавление школьника.
6. Принцип вариативности предполагает формирование у школьников вариативного мышления, т.е. понимание возможности разнообразных версий выполнения задач и умения осуществить систематический перебор возможных вариантов. Данный принцип способствует снятию страха перед ошибкой.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентировку на творческое начало в учебной деятельности школьников, обретение ими личного опыта творческой деятельности.
Все используемые нами методы, принципы, приемы направлены и благотворно влияют на развитие у ребенка интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно.
Важным условием развития творческих способностей является настойчивость и инициатива человека, без чего не может быть поиска. Исследования, проводимые в этом направлении, позволяют указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей школьников:
-раннее начало (рисование, лепка, конструктор);
-окружение ребенка такой средой, такой системой отношений, которые бы стимулировали - самую раннюю творческую силу;
-максимальное напряжение сил, то есть ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать этот потолок;
-большая свобода в выборе деятельности, в чередовании дел;
-умная помощь взрослых;
-эмоциональная сторона дела.
Развивать творчество можно следующими путями:
а) применение в учебном процессе методов, которые способствуют развитию логического мышления, инициативы, активности, самостоятельности. Особая роль в этом принадлежит проблемному обучению;
б) включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности;
в) приобщение к изобретательности на уроках и внеклассных занятиях;
г) организация индивидуальных занятий творческого характера.
Задача современной школы - учить детей делать правильный выбор, умению самореализации, самоуправлению, самовоспитанию, то есть учить думать творчески. Формирование положительной мотивации в их отношении к различным видам деятельности - непременное условие повышения результативности обучения.