Выступление Этнокультурное воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства
Ноздрина В.М. – педагог дополнительного образования
Тема: «Этнокультурное воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства»
Основные цели воспитания в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.
Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение школьников к этнической культуре (или культурам) в школьных учреждениях, на основе образовательных программ при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации. Базовой целевой установкой этнокультурного образования является гармонизация развития личности школьников в единстве духовно-нравственных, социокультурных, психологических условий и составляющих такого развития. Сохранение родного языка, богатства этнокультурного и духовного наследия с одной стороны, включение в гражданскую, государственную целостность посредством овладения русским языком, знания истории Российского государства, правовых основ РФ, уважения права современной личности на культурную идентичность.
Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. Каждая этническая общность имеет право самостоятельно определять содержание и формы включения подрастающего поколения в деятельность по освоению собственного культурного опыта. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику школьных учреждений (национально - региональный компонент).
Этнокультурный компонент внедряется в практику образовательных учреждений и многих регионов России. В частности, в нашей Республике Мордовия одним из приоритетных направлений деятельности системы образования является формирование у школьников бережного отношения к культуре и языку мордовского народа.
Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа (этноса). В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народное искусство, народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения трансляции). Именно народное искусство в полной мере отражает историческую эпоху, социальные отношения, уровень развития материального производства, технологии и т.д.
В нашем современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?
Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Я считаю необходимым, пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение национальной культуры, традиций, языка.
Красота родной природы, особенности быта мордовского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных умельцев и мастеров.
Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети не только усваивают историю, традиции, культуру мордвы, но эта деятельность способствует развитию у детей основных психологических процессов: память, внимание, воображение, мышление, эмоции, коммуникативные навыки, познавательная активность.
Этнокультурный подход все чаще находит воплощение в практике школьного образования.
Накопленный опыт знакомства детей с народными традициями и творчеством, причем художественно-трудовая деятельность, декоративно-прикладное искусство, занимают в этом направлении ведущие позиции.
Образовательная область «Художественное творчество» направлена на ознакомление с мордовской народной игрушкой. Птичкой-свистулькой, стилизованной игрушкой-матрешкой и изделиями, изготовленными на территории Мордовии. Керамической и деревянной посудой, изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, ложкарница). При ознакомлении детей с произведениями декоративно - прикладного искусства я учитываю тот уровень технических умений, которым дети овладели в предыдущих группах, и на этой основе строю дальнейший процесс обучения. Наиболее ярким выражением в декоративно-прикладном творчестве мордовского народа является национальный костюм, который представляет собой художественный ансамбль, единый по своему эмоциональному выражению с этническим песенным фольклором. Костюм конкретного народа определен цветом, включает характерные украшения (из ткани, бисера, бус, металла). В совместной творческой деятельности дети получают знания о конкретном народном костюме и элементах вышивки, что способствует развитию их художественного вкуса и пониманию народного творчества, затем они учатся сопоставлять костюмы разных народов. В практической деятельности старшие школьники успешно решают творческие задачи, составляют мордовские узоры из ткани, тесьмы, декоративных элементов. Части одежды мокшан и эрзян, а также мордовский народный костюм используют школьники в тематических композициях. Начиная с младшего возраста , происходит знакомство не только с одеждой мордовского народа, но и с культурой. Это можно увидеть в коллективной работе «На мордовском празднике», «Семейные традиции», «В мордовской деревне». С обучающимися среднего возраста рисуем эскиз «Павлово-Посадских платков» и изучаем технологию их изготовления. (Прилагается видеозапись) Платок – это не только красивый орнамент – это символ России. Платок пользовался успехом у женщин мокшанок, и является незаменимым головным убором до сегодняшнего дня. А художник Ф.В.Сычков, изображая в своих произведениях мордовский народ, очень хорошо показал любовь к Павлово-Посадским платкам. Практически в каждой картине художника мы видим мордовок в платке. Успешно зарекомендовали себя в практике работы среднего звена: рисование и аппликация элементов мордовских узоров по мотивам мордовской вышивки, украшения ими салфеток, изготовление лепных изделий (посуды), приобщения к вышиванию и бисероплетению в народном стиле. Также знакомлю детей с изобразительным искусством, выраженным в произведениях живописи, скульптуры, книжной графики, архитектуры; с художниками и скульптурами – уроженцами Мордовии, с деревянной скульптурой мастеров села Подлесная Тавла. При изучении культуры и быта мордовского народа, рисуем интерьер крестьянской избы, применяя перспективу по одной и двум точкам схода. А в интерьере все атрибуты мордовского быта (печь, лавки, полати, стол, парь, полотенца и прялка украшенные мордовским орнаментом). Чтобы детям было интересно, применяю различные техники («граттаж», рисование воском, аппликация, трафарет, шаблон и др.)
Мордовское декоративно-прикладное искусство обладает всеми характеристиками народного творчества. Его истоками и причинами своеобразия являются особенности местного традиционного уклада жизни и труда, что делает его более понятным, эмоционально близким и привлекательным для детей школьного возраста республики Мордовия. Его успешному усвоению школьниками также способствуют некоторые своеобразные черты (геометрический характер и простота орнаментальных мотивов; яркость, но, вместе с тем, четкая определенность цветовых сочетаний и др.).
Работа по ознакомлению обучающихся с декоративно – прикладным искусством мордовского народа ведется в 3-х направлениях: 1. ознакомление с мордовским народным искусством; 2. аппликация - моделирование; 3. рисование.
При ознакомлении детей с произведениями декоративно - прикладного искусства я учитываю тот уровень технических умений, которым дети овладели в предыдущих классах, и на этой основе строю дальнейший процесс обучения.
Обучение школьников национальному декоративно – прикладному искусству можно рассматривать как одну из реальных возможностей решения задачи этнокультурного воспитания, играющего огромную роль в достижении цели развития личности детей школьного возраста. Изучение мордовской культуры не только способствует развитию личности ребёнка, но и формирует навыки межличностного общения.
Таким образом, включение ценностей и традиций мордовской народной культуры в процесс воспитания обучающихся даёт возможность решать многие воспитательные цели и задачи:
- развитие познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов личности ребёнка;
- воспитание личности ребёнка, знающей, уважающей историю и традиции своего народа;
- использование в работе разнообразных доступных и интересных детям форм и методов работы.
Педагогические условия, основанные на внедрении прогрессивных традиций народной педагогики, ценны тем, что они способствуют нравственному воспитанию учащихся. Это достигается только за счет системного, планомерного и целенаправленного включения в структуру занятий кружка «Юный художник» содержания педагогики, правильного выбора методов и средств их организации.