Программа профилактики ПАВ Сделай свой выбор!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Корсаковского городского округа
Сахалинской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ "СОШ № 6"
_______________Т.И. Зеландз
Программа
профилактики употребления ПАВ
"Сделай правильный выбор"
на 2016 г.
Корсаков
2016
Пояснительная записка
Можно констатировать тот факт, что все предпринимаемые попытки остановить рост детского алкоголизма, курения, наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин – крайнее упрощенное представление о профилактике.Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ, так как отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди учащихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям.
Первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ.
Объектом работы должны являться дети всех возрастов, начиная с младшего школьного возраста.
Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками.
Многие родители, даже ответственно относящиеся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках и последствиях употребления ПАВ, о способах своевременного выявления и предупреждения различных форм отклоняющегося поведения.Сложившееся положение обуславливает необходимость реализации дополнительных мер направленных на повышение уровня осведомленности родителей, педагогических работников и детей о ПАВах и мерах противодействия ее распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с детьми.
Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства.
Дети подражают поведению друг друга. Некоторые авторы считают, что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя и курении. Одна из задач программы – помощь детям и подросткам в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками, обучение умения выбирать друзей.
Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести максимум знаний для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение.
Цели:
Создание условий формирования уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье;
помощь детям и подросткам в осознании ответственности за выбор здорового образа жизни, в решении личностных и социальных проблем, которые могут привести к употреблению ПАВ.
Основныезадачи:
предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;
сориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать ЗОЖ.
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
У аддиктивного поведения есть несколько этапов формирования.
1 этап - познавательный (период ориентации) . Он приходится на возраст
3-5 лет. Ребенок знакомится с ситуациями употребления алкоголя и табакокурения окружающими его взрослыми людьми. Кроме того, что он видит, как это делает взрослое окружение, часто сам становится пассивным курильщиком.
Промежуток между 1 и 2 этапами называется установкой на “первую пробу”.
2 этап - этап тайного пребывания. Ребенок в 8-9 лет начинает четко анализировать ситуацию поведения окружающих. Он видит, как взрослые, выпив, становятся “детьми”. Начинают его замечать, шутить с ним, играть в его игры, что им и в голову не придет делать в трезвом состоянии.
Вывод: попробовав алкоголь, стану взрослее.
3 этап - импровизированного застолья. 12-14 лет - дни рожденья с алкоголем без присутствия родителей. Этот период совпадает с периодом полового созревания. Период неустойчивого гормонального выхода, когда все полученные эмоции особенно сильно запоминаются. Это период, когда дети одного класса делятся на отдельные группировки, и здесь очень важно, кто лидер этой группировки.
4 этап приходится на подростковый возраст 14-17 лет “формирования круга друзей”. Здесь, как правило, и школа, и родители принимают самое активное участие, но, зачастую, не в нужном направлении. Детей переводят в другие школы, формируют спецклассы и, подчас, эти новые группировки вносят разнообразие в аддиктивное поведение. Если подросток из некурящей группы перешел в курящую, из непьющей в пьющую, то вероятность того, что он не начнет курить или употреблять алкоголь очень низка.
ЭТАПЫ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ
этапы возраст характеристика
I 6-9 лет
9-11 лет Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих) ; развитие навыков самоконтроля.
Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды.
II 11–13 лет Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ) .
III 14–17 лет Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях наркогенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей сказать – НЕТ! Сделай свой выбор !”
ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
этапы класс формы работы
I 1 - 2
3- 4 Игровые ситуации, инсценирование сказки, контекстное обучение (включение информации об опасности наркотизации в содержание базовых учебных курсов);тренинги “Загадки необитаемого острова”, “Учимся быть внимательными”;
Ролевые игры, инсценирование, контекстное обучение, тренинги “Правила доброты”, “Я учусь владеть собой”.
II 5 - 7 Тренинг “Уроки общения”, ролевые игры, контекстное обучение, инсценирование, беседы с элементами рассуждения;
III 8 – 9
10 - 11 Тренинг “Мир моих чувств”, тренинг общения, ролевые игры, дискуссии, деловые игры; контекстное обучение, беседы с элементами рассуждения;
Тренинг “Мой жизненный выбор”, тренинг толерантности, дискуссии, деловые игры, презентации.
Активные методы психолого-педагогического воздействия, применяемые в работе по профилактике употребления ПАВ:
Социально-психологический тренинг стал одним из самых эффективных способов превентивного обучения. Интенсивное личностное общение, которое разворачивается в рамках так называемого “группового процесса”, обеспечивает уникальные условия для развития мотивации межличностного общения и познавательной мотивации, коммуникативной компетентности и рефлексивных качеств участников тренинга.
Эти задачи решаются благодаря атмосфере безопасности, которая обеспечивается созданием на первом этапе тренинга “правил группы”. В правила обязательно включаются такие пункты, как: безоценочные суждения, конфиденциальность личной информации, право не участвовать в каком-либо упражнении и т.д. Тренинг позволяет не только получить психологическую информацию, но и осознать проблемы и причины личностных трудностей, обучить новым адаптивным способам поведения, улучшить субъективное самочувствие учащихся и укрепить их психическое здоровье.
Кооперативное обучение – это метод групповой работы, при котором участники объединяются в небольшие группы от 2 до 8 человек, взаимодействуют лицом к лицу, решая общую задачу, имея общие ресурсы, между ними существует позитивная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее и коллективно-распределенный способ деятельности. Совместная работа в группе позволяет формировать качества социальной и личностной компетентности учащихся.
Игровое моделирование реальных ситуаций позволяет в процессе специально построенных игр активно решать поставленные задачи, формирует устойчивую мотивацию, связывает обучение с практикой, создает особую атмосферу – доверия, раскованности, свободы творчества. Ролевое моделирование может осуществляться в форме драматических представлений, ролевых игр, имитации радиопередач и телевизионных шоу. Эти методы позволяют тренировать социально желательное поведение подростков, развивать уверенность, делать осмысленный выбор и импровизировать в значимых ситуациях.
Мозговой штурм используется для стимуляции высказываний по теме или отдельному вопросу без комментариев и оценочных суждений со стороны одноклассников и психолога. Все идеи фиксируются на доске или ватмане. Мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не будут озвучены все идеи или не кончится отведенное на него время.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством педагога-психолога с целью решения групповых задач или воздействия на мнения и установки участников в процессе общения. Данный метод позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, ослабить скрытые конфликты, выработать общее решение, повысить заинтересованность учеников проблемой, удовлетворить потребность подростка в признании и уважении одноклассников.
Энергизатор – короткое упражнение, восстанавливающее энергию класса и отдельных учеников, позволяющее привлечь и сохранить на занятии их внимание, включить всех в обучение, получить удовольствия от учебы.
“Аквариум” – это активный метод обучения, предполагающий расположение учащихся в двух концентрических кругах, когда участники внутреннего круга работают в режиме группы кооперативного обучения, а внешнего – являются наблюдателями и аналитиками данного группового взаимодействия. Этот метод позволяет формировать рефлексивные качества и аналитические умения учащихся.
Сказкотерапия –Само название метода указывает на то, что его основой является использование сказочной формы. Перспективность использования этого метода в работе по предупреждению приобщения детей к ПАВ обусловлена следующим: форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, наиболее доступна для восприятия ребенка, и в то же время, воздействие с помощью метафоры является глубинным и удивительно стойким, т.к. затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру. Таким образом, возможна практическая реализация работы по формированию внутриличностных “антинаркотических барьеров”, наличие которых и признается главным защитным фактором по отношению к возможной наркотизации.
Арттерапия – метод, используемый в качестве средства психолого-педагогического воздействия искусством. Основная цель арттерапии – установление гармонических связей с окружающим миром и с самим собой через искусство. Терапия искусством укрепляет личность ребенка. Творя, дети обдумывают мир и ищут свой язык, связывающий их с “большим” миром и наиболее точно выражающий их внутренний мир.
Разнообразие способов самовыражения, положительные эмоции, возникающие в процессе арттерапии, снижают агрессивность, повышают самооценку (“я не хуже других”) , адаптивные способности ребенка к повседневной жизни. Метод позволяет работать с чувствами: исследовать и выражать их на символическом уровне. Использование элементов арттерапии в профилактике способствует усилению защитных факторов по отношению к возможному вовлечению в наркотизацию.
Психогимнастика – метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Термин “психогимнастика” рассматривается в узком значении, т.е. как игры, этюды, в основе которых лежит использование двигательной экспрессии в качестве главного средства коммуникации. Психогимнастика может использоваться на профилактических занятиях для решения задач групповой психокоррекции: установление контакта, снятие напряжения, отработка обратной связи.
Активные методы проведения занятий способствуют приобретению навыков самоконтроля, саморегуляции, выбора и принятия решений, укреплению волевых качеств и психической устойчивости по отношению к неудачам, трудностям и преградам.
Тренинговые программы, применяемые в профилактической работе
Возрастная группа Название тренинговой программы Основные цели и задачи тренинговой программы.
Младшие школьники
(1-2 класс) “Загадки необитаемого острова” Создание благоприятных условий для развития личности.
Профилактика и коррекция социально-психологическойдезадаптации
Развитие эмоциональной сферы.
Формирование навыков самопознания и эффективного общения.
1-2 класс “Учимся быть внимательными” Развитие основных свойств внимания (концентрации, распределения, переключения, объёма) ;
Формирование навыков самоконтроля в поведенческой и эмоциональной сфере;
Обучение ребят регулированию своего эмоционального состояния путём релаксации ( расслабления) .
3-4 класс “Правила доброты” Обучение детей конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении;
Обучение ребят отреагированию своего гнева приемлемым способом (безопасным для себя и окружающих) ;
Формирование способности осознавать свои эмоции и чувства других людей (развитие эмпатии) ;
Обучение ребят способам управления собственным гневом.
Снижение уровня личностной тревожности;
Развитие позитивной самооценки.
2-4 класс “Я учусь владеть собой” Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки;
Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции.
Обучение ребят ответственному отношению к своим поступкам.
Развитие умения сказать “Нет”.
Повышение самооценки и уверенности в себе.
Развитие коммуникативных навыков.
Среднее звено
5-6 класс “Уроки общения” Обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Развитие умения слущать других людей.
Обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
Обучение способам внутреннего самоконтроля.
Формирование позитивной моральной позиции.
7-9 класс “Мир моих чувств” Обучение подростков обозначению своих личных границ и уважению границ другого человека.
Обучение способам выражения чувств.
Формирование уважительного отношения к чувствам других людей.
Повышение самооценки подростков.
Отработка навыков взаимодействия и уверенного поведения.
8-9 класс Тренинг общения Повышение общей социально-психологическойадаптированности учащихся.
Развитие коммуникативных навыков.
Формирование навыков социально приемлемого самовыражения.
Развитие самоконтроля.
Старшее звено
9-11 класс “Мой жизненный выбор” Профилактика и коррекция социально-психологическойдезадаптации.
Развитие личности старшеклассников.
Развитие ценностно-смысловой сферы.
Повышение общей успешности учащихся.
10-11 класс “Жить в мире с собой и другими”.
(Тренинг толерантности) Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.
Обучение конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций
Повышение самооценки.
Развитие коммуникативных навыков.
Формирование позитивного отношения к своему народу.
Обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.
Примерные темы классных часов:
№ класс тема
1 1-4 кл История курения
2 1-11 кл Привычки и здоровье
3 5-8 кл Курение-опасное влечение
4 5-7 кл Курение -коварная ловушка
5 1-11 кл Спорт, спорт и только спорт!
6 7-9 кл Кого же обвинить и как быть ?
7 7-11 кл Алкоголь и его последствия
8 8-10 кл Пьянство и алкоголизм-явление безнравственное
9 1-6 кл. Правила жизни
10 5-7 кл. Человек продли свой век
11 7-11 кл Вредные привычки их последствия
12 7-11 кл Курение и его последствия
13 5-9 кл Алкоголь наш общий враг
14 8-10 кл Наркомания-шаг в бездну
15 1-4 кл. Мы за ЗОЖ
Показателем эффективности программы является:
Повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы.
Увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной деятельности в активно-положительном использование досуга.
Повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростка.
Положительная мотивация на здоровый образ жизни.
Используемая литература:
1. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей // Педагогика. 1999. № 4.
2. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М., 2000.
3. Крыжановсная Л.M. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005.
4. Спивахоесная А.С. Детско-родительские отношения. СПб., 2005.
5. Психология современного подростка / Под ред. Л.А. Регуш. СПб., 2005.
6. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. СПб., 2003.
7. Сирота Н.А., Ялтонсний В.М. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., 2004.
8.Бернова Ю.А. Дмитриева Е.В. Все, что тебя касается. Методическое пособие по программе формирования навыков здорового образа жизни у подростков.