Родительское собрание на тему «Книга в семье: что и как читают наши дети»
Родительское собрание №3 10.02.2017
«Книга в семье: что и как читают наши дети»
Цель: Содействовать сближению школы, детей, родителей путем проведения совместного родительского собрания и литературного праздника-игры.
Задачи: Прививать интерес к чтению у детей, стремление много знать.Показать родителям пути и способы организации домашнего чтения.
Методики и технологии:
Словесные методы: рассказ, лекция, беседа.
Методы примера: осмысление и применение к себе литературных исторических образов.
Методы организации деятельности: иллюстрация, демонстрация, самостоятельная работа.
Методы познавательной деятельности: проблемно-поисковые (анализ проблемной ситуации, догадка).
Методы, отражающие логический путь познания: анализ, опора на теоретические закономерности.
Методы эмоционального воздействия: создание ситуаций занимательности, нравственного переживания, успеха, поощрения.
Методы контроля: опрос индивидуальный, групповой.
Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.
В.А. Сухомлинский
Уважаемые родители! Заявленная тема нашей встречи весьма и весьма актуальна. Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из сидящих здесь наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Сухомлинский в период исследования причин умственной отсталости школьников заметил, что если в младших классах дети мало уделяли времени процессу чтения и обработки полученной информации, то у них складывалась структура малодеятельности мозга.
Интерес к семейному чтению в последнее время возрождается. Систематическое общение «вокруг книги» способствует эмоциональному и духовному сплочению старших и младших, взаимопониманию и общению. Однако многие полагают, что книги сегодня вытесняются телевидением, компьютерными играми. На это я хочу сказать, что у книг не может быть конкурентов. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания. Книги, как настоящие друзья никогда не предадут.
Первый вопрос, вынесенный сегодня на обсуждение, - «Чтение – это важно». Действительно, в истории русской культуры литература для детей занимала почетное место – родоначальниками детской литературы в России были буквари, азбуки, азбуковники (1574 год – Иван Федоров, «Азбука»; 1634 год – В.Ф.Бурцов, «Букварь»; XIX век – К.Д.Ушинский, «Детский мир»). С детства памятны нам сказки В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, П.П.Ершова, А.Н.Афанасьева, Д.Н.Мамина-Сибиряка. Это – наши воспитатели, хранители национальных традиций и «волнители чувств».
Наши дети любят и сказки, и рассказы, и длинные повести. А вот разовьется ли этот интерес, превратиться ли он в настоящую страсть к чтению, в источник мудрости зависит во многом от вас, дорогие папы и мамы.
Анализ анкет показывает, что дети любят читать, причем родители в своих оценках более строги, чем дети. В анкетах родителей встречаются такие ответы, как «по настроению», «не очень», «не всегда». Трое родителей не знают, какую книгу читает их ребенок сейчас, из этого (увы!) следует, что далеко не все из родителей участвуют в домашнем чтении ребенка. Двое человек не ответили на вопрос читают ли они своим детям книги, один родитель признался, что очень редко это делает, и ещё один – что иногда. Наши ребята в этом нуждаются. Некоторые из них опускают головы и грустят, когда кто-то из ребят с гордостью рассказывает о семейном чтении. Поверьте, вы многое теряете, обедняете себя, упуская возможность войти в ребячий мир, лучше понять его, помочь ребенку.
Из ответов следует, что взрослые любят читать (около 60%) и дети это видят. Кто–то затруднился дать ответ на этот вопрос, один родитель ответил, что чаще читают газеты, некоторые отвечали, что не все в семье любят читать. Это самый лучший способ вовлечь ребят в это интересное занятие, так как сила примера отца и матери очень велика.
Увы, каждый второй родитель констатирует, что ребенок читает больше по необходимости. А дети немного «приукрашивают» себя и лукавят, говоря, что большинство из них читает, потому что интересно. Радует то, что почти у всех дома есть книги для детей, и каждый из них в любой момент может взять интересующую. Но библиотека, к сожалению, привлекательна не для всех детей, хотя, водили туда детей, объяснили правила, показали, как много интересных книг можно выбрать.
На вопрос о том, активный ли вы читатель, больше половины дали отрицательный ответ. Зато большая часть родителей может назвать книгу, которую читает ребенок. Это радует. Но, к сожалению, трое родителей не написали, какую книгу сейчас читает их ребенок.
А вот ответы на последний вопрос о читательских предпочтениях детей полны противоречий. Некоторые родители полагают, что их дети любят читать сказки, а они, оказывается, предпочитают приключения. Другие считают, что дети увлекаются чтением энциклопедий, а на самом деле они любят комиксы. Это несоответствие – еще одно доказательство того, что наше внимание к чтению детей недостаточно, а тема, которую мы сегодня обсуждаем, действительно актуальна.
Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или пассивным. Отметим, что в наши дни, когда школа переориентируется с памяти на мышление, роль книги неизменно растет.
Опыт показывает, что современные дети мало читают. Это ведет к низкой технике чтения. Нет необходимого оптимального чтения, нет скорочтения.
Скорочтение – это чтение более 300 слов в минуту.
О чтении языком статистики
Утверждается, что наш современник, для того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю свою жизнь.
95% людей читают очень медленно – 180-220 слов в минуту (1 страницу за 1,5-2 минуты).
Средняя скорость чтения старшеклассников – 90-100 слов в минуту,
Потрясающе быстро читали Ж.Ж.Русо, А.С.Пушкин, Наполеон, О. де Бальзак, Н.Г.Чернышевский, Л.Н.Толстой, В.И.Ленин, М.Горький, А.Энштейн, А.В.Луначарский.
Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
Оноре де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
М.Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
Просветитель Н.А.Рубакин в течение жизни прочитал более двухсот тысяч книг (по 2750 в год).
В некоторых зарубежных фирмах не берут на руководящую роль специалиста, если он читает менее 400 слов в минуту.
Ребенку-школьнику необходимо оптимальное чтение. Это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.
Выпускник начальной школы по нормативу должен читать 90 слов в минуту. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи.
По оценкам психологов, на успеваемость ребенка в школе влияет 200 факторов. И существует фактор номер один – скорость и осознанность чтения.
Опытные учителя отмечают: в 6–8 классе отличниками, в основном, были те, кто в конце начального обучения читал 130-170 слов в минуту, хорошистами – 100–140 слов в минуту, троечники – 80–90 слов в минуту.
При низкой скорости чтения ученику старшей школы и 24 часов не хватит, чтобы прочитать все из домашнего задания. Таким образом, он обречен на неуспеваемость. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность.
Дети имеют разный темперамент. Холерики, как правило, говорят 150 слов в минуту, сангвиники – 130 слов в минуту. Флегматики и меланхолики на уровень 120 слов в минуту выйдут вряд ли. Но природа распорядилась так, что большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками.
Итак, школьнику необходима оптимальная скорость чтения. Как ее достичь? Нужно пробудить интерес к чтению. Здесь важна совместная работа учителя, родителей и библиотекаря. Книги, предлагаемые детям для дополнительного чтения, должны строго соответствовать возрасту ребенка. Для каждого возраста есть рекомендательные списки литературы “Что читать детям?” Они имеются в детской библиотеке.
Часто родители гордятся тем, что дети читают “очень толстые книги”. Это книги для взрослых. От них не будет пользы младшему школьнику. Дети читают поверхностно, улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение ведет к привычке пропускать описание природы, характеристики героев. А бывает, чтение ребенком книги для взрослых ведет к беде.
Следя за чтением детей, надо стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: приключения, сказки, рассказы о животных, о музыке.
В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста имеет значение наличие хороших детских книг дома. Это даст возможность обмениваться книгами с товарищами, обсуждать их.
Очень хорош прием, когда взрослый начинает читать книгу вслух. На интересном месте останавливается, а дальше читает ребенок. Потому что всем хочется знать, что произойдет с героями дальше.
По программе, в школе, на уроках чтения изучаются отрывки из детских произведений. Хорошо бы дома по вечерам читать эти произведения полностью вслух всей семьей по очереди.
Родители должны позаботиться о том, чтобы ребенок знал фамилию автора и название книги. Нужно поговорить о том, какие книги этого автора уже знакомы ребенку.
Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации помогают понять и запомнить прочитанное.
Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном, а взрослые живо интересовались сюжетом книги.
Продолжительность домашнего коллективного чтения не более 40 минут. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.
Хорошо, если для ребенка выписали детский журнал. Их и сейчас печатается много. Дети будут ждать встречи с книгой. Воспитание интереса к чтению легче проходит в тех семьях, где взрослые сами любят читать.
А теперь, уважаемые собеседники, давайте сообща ответим на вопрос «Почему чтение – это важно?». Каждый ваш аргумент – это ступенька на пути к вершине, которую ребенок достигает, если становится активным читателем. Я прошу вас объединиться парами и через две минуты предложить свой аргумент.
ЗНАНИЯ ДУХОВНОСТЬ
Побуждает к нравственным поступкам
Формирует самообразовательные навыки
Помогает в учебе
Повышает интеллект
Будит эмоции
Цепочка мнений родителей, в результате на доске появляется словесная «лесенка».
КОММЕНТАРИИ К СХЕМЕ
Книга будит эмоции
Еще И.П.Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и все это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные.
Чтение повышает интеллект
Заметьте: чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю свою жизнь. Итак, чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жестким требованиям. Причем скорость и уровень восприятия чтения нужно все время повышать. В подтверждение этой мысли приведу известные слова И.Гете: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что достиг цели».
Чтение помогает в учебе
Действительно, хорошо читающий ребенок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребенок читает больше, он обладает большим объемом информации, и ориентируется во всех предметах, имеет навыки ее поиска и обобщения.
Книги формируют самообразовательные навыки
Приобщившись к чтению, ребенок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Он начинает понимать, что книжный мир – увлекательный и огромный, в нем можно путешествовать бесконечно, ребенок идет в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребенок знает, какой бы вопрос не возник, ответ можно найти в волшебнице-книге, которая мудрее всех.
Чтение побуждает к нравственным поступкам
К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают.
Некоторые родители, сами того не желая, «отбивают» желание к чтению у своих детей. Я приведу вам 2 ситуации, где родители ведут себя неправильно. Давайте обсудим, в чём их ошибка.
Ситуация первая
Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?
Выслушав ответ родителей, делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.
Ситуация вторая
Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя...» – угрожает мать. Как избежать конфликта?
Предлагаю объединиться «четверками» и попытаться через 2 минуты предложить присутст-вующим свой (возможно проверенный временем) способ приобщения ребенка к чтению.
Возможные варианты ответов родителей
На ребенка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, то вряд ли их «чада» будут книгочеем.
Надо поддерживать интерес к чтению у ребенка: задавать вопросы, вникать в то, что он читает, удивляться каким-то моментам содержания, увлекаться им.
Мы думаем, что могут помочь маленькие родительские «хитрости», например: «Почитай для меня, пожалуйста, а то мне так некогда! Я пока помою посуду».
Надо дарить ребенку красивые книги, ориентируясь на его интересы. Можно чаще ходить с ним в книжный магазин и выбирать! Но при этом не «скатиться» только на
комиксы и иллюстрации к «мультикам».
5. Надо запастись терпением, не упрекать ребенка за то, что у него с чтением «туго»
ободрить его, хвалить за маленькие «шажки» вперед. Помните, что и у вас не сразу
получилось.
6. Иногда родителям стоит превратиться в «Незнайку» и искренне удивиться и
заинтересоваться тем, что читает ребенок. Ощущение того, что он знает больше хотя
бы в чем-то, очень ободряет ребенка и помогает ему закрепить читательский интерес.
Конечно, «копилку родительской мудрости» можно еще пополнять. И я думаю, вы продолжите это делать и после нашей встречи. А пока я предлагаю вам памятки, в которых немало полезных советов.
Как же должен ребенок читать книгу?
Надо приучить детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги. Приучить детей беречь книгу. Ее нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из нее картинки. Особенно аккуратно относиться к библиотечной книге. Ее нужно обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок.
При чтении нужно соблюдать основные правила гигиены чтения:– глаза надо беречь, поэтому нельзя читать при слабом освещении;– лампа должна быть со стороны левой руки ребенка, и свет от нее не должен падать в глаза;– при чтении следует давать краткий отдых глазам;– нельзя читать лежа.
Как добиться оптимальной скорости чтения?
Несколько практических советов для родителей младших школьников.
1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена, так, что запоминается не то, что постоянно, а то, что мелькает: то есть, то нет. Поэтому все тренировочные упражнения нужно проводить короткими порциями, но с большой частотой. Нельзя говорить: “Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. Для первоклассника достаточно домашней тренировки тремя порциями по 5 минут.
2. Жужжащее чтение было основным элементом при обучении в школе В.А. Сухомлинского. Это такое чтение, когда ребенок читает вслух, вполголоса, со своей скоростью в течение 5 минут.
3. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и 8 часов сна человек находится под их впечатлением. Еще 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”.
Часто мы советуем ребенку стихотворение прочитать на ночь и книгу положить под подушку. Эта рекомендация означает одно: последнее впечатление дня остается в памяти на всю ночь.
4. Если ребенок не любит читать, то ему необходим режим щадящего чтения: ребенок прочитает 1–2 строчки и получает кратковременный отдых. Такую возможность дают книжки с большой картинкой и одним – двумя предложениями внизу.
5. Развитие техники чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Дочитав до четвертого слова, ученик уже не помнит первое.
Профессор И.Т. Федоренко рекомендует упражнения: многократное чтение, чтение любого текста в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.
6. Упражнение “Молния” заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной скорости. По команде “Молния” ребенок читает с ускорением в течение 20 секунд вначале, затем продолжительность увеличить до 2-х минут.
7. Упражнение “Буксир”. Взрослый читает со скоростью доступной детям, а дети стараются читать про себя, следить и поспеть за взрослым. Проверку проводить путем внезапной остановки.
8. Упражнение “Кто быстрее?” На столе лежат карточки со статьей. Требуется найти данное предложение в одной из карточек, скользя по тексту.
9. Упражнение “Губы” используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и чтения вслух, а также активного внешнего проговаривания при чтении. По команде “Читать про себя” дети прикладывают палец левой руки к плотно сжатым губам.
Таким образом, родители могут выбрать одну из форм или чередовать данные формы и методы работы, чтобы постоянно поддерживать читательский интерес младшего школьника.
Воспитанию любви к чтению, развитию читательских навыков способствуют конкурсы лучших чтецов, обзорные уроки внеклассного чтения, коллективные посещения библиотеки, конкурсы иллюстраций к прочитанным книгам, создание “видеофильма” к произведению, составление кроссвордов, тестов по рассказу, повести.
Литературные праздники, в которых участвуют все члены семьи, имеют большое воспитательное значение.
Мнение родителей о пользе собрания
А в заключении, давайте с вами поиграем в игру: «Прилагательные». Каждому из вас нужно подобрать прилагательное, которое характеризует наше родительское собрание.
Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Читайте вместе с детьми и вы одухотворите свою жизнь прекрасными образами. Этот путь не легок, но он прекрасен, поскольку ведет к вершинам нравственности и понимания высокого предназначения Человека в этом мире.
Анкета для родителей «Любит ли читать ваш ребенок?»
Дата заполнения ____________________
Любит ли читать ваш ребенок?
________________
Какую книгу читает ваш ребенок сейчас?
______________________________________________________________________________
Читаете ли вы детям?
_________________
Читаете ли вы вместе с ребенком?
___________________
Любят ли в вашей семье читать взрослые?
___________________
Как вы думаете, ваш ребенок читает, потому что надо, или потому, что интересно?
______________________________________________________________________________
Есть ли в вашей домашней библиотеке книги для вашего ребенка?
___________________
Посещает ли ваш ребенок библиотеку?
___________________
9. Считаете ли вы себя активным читателем?
____________________
10. Книги какого содержания предпочитает читать ваш ребенок? (стихотворения, сказки, о животных и т.д.)
______________________________________________________________________________
Анкета для родителей «Любит ли читать ваш ребенок?»
Дата заполнения ____________________
Любит ли читать ваш ребенок?
________________
Какую книгу читает ваш ребенок сейчас?
______________________________________________________________________________
Читаете ли вы детям?
_________________
Читаете ли вы вместе с ребенком?
___________________
Любят ли в вашей семье читать взрослые?
___________________
Как вы думаете, ваш ребенок читает, потому что надо, или потому, что интересно?
______________________________________________________________________________
Есть ли в вашей домашней библиотеке книги для вашего ребенка?
___________________
Посещает ли ваш ребенок библиотеку?
___________________
9. Считаете ли вы себя активным читателем?
____________________
10. Книги какого содержания предпочитает читать ваш ребенок? (стихотворения, сказки, о животных и т.д.)
______________________________________________________________________________
Анкета для учащихся
- Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
_____________________________________________________________________________
- Нравиться ли тебе читать книги?
_____________________________________________________________________________
- Какие книги ты читаешь с удовольствием?
_____________________________________________________________________________
- Нравиться ли тебе получать книги в подарок?
_____________________________________________________________________________
- Какую книгу ты теперь читаешь?
____________________________________________________________________________
- Тебе ее подарили или ты взял в библиотеке?
_____________________________________________________________________________
- У вас дома много книг?
_____________________________________________________________________________
- Какие детские книги есть в вашей домашней библиотеке?
____________________________________________________________________________
Техника чтения (февраль 2017) 20-30 слов в минуту – период обучения грамоте, 30-35 слов в минуту – конец учебного года. Чтение должно быть сознательное, правильное, от плавного слогового к чтению целыми словами. Должны уметь читать про себя.
Абильтаров Суин
Алимов Таир
Басов Артём
Бортник София
Волков Эрвин
Геок Вера
Джемилева Камила
Исмаилов Неймет
Колодченко Владислав
Костеров Илья
Макарова Мария
Мишак Ольга
Русаков Александр
Самолюк Таисия
Умерова Анифе
Хакимов Исмаил
Шадрин Максим
Якубова София
Чечель Денис
15