Конспект урока. Безударные падежные окончания окончания имен сущ. 4 кл.
МБОУ «СОШ» с.Объячево
Прилузский р-он Республика Коми
Конспект урока по русскому языку
«Правописание безударных окончаний имен существительных»
4 класс
Выполнила учитель
начальных классов
Туркова Лидия Акиндиновна
2014г.
Урок русского языка в 4 «а» классе.
Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных».
Цель: научить проверять буквы безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных.
Задачи:
Личностные: формировать учебно-воспитательный интерес к новому учебному материалу, положительное отношение к школе, воспитывать самостоятельность, ответственное отношение к работе.
Предметные: формировать умение находить имена существительные с безударными окончаниями, учить проверять буквы в безударных окончаниях, развивать связную речь и логическое мышление.
Метапредметные:
Регулятивные: учить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, выполнять учебные действия в речевой и умственной форме, обучать навыкам самоконтроля.
Познавательные: учить находить и выделять необходимую информацию, осознанно
строить речевые высказывания, умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Коммуникативные: учить умению слушать, выражать своё мнение, уважать мнение своих товарищей, вступать в диалог, осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь в сотрудничестве
Учебные материалы.
Учебник «Русский язык. 4 класс». (Авт. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В.); рабочие тетради;
карточки для дифференцированной творческой работы в парах;
справка-информация для изучения нового материала;
карточки для самостоятельной работы;
компьютер, экран, проектор; презентация урока.
Ход урока
Универсальные учебные действия
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
- Внимание!
- Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке: книги, ручка и тетрадки?Дети: Есть у нас девиз такой: «Всё, что нужно – под рукой!»-У вас на столе лежат картинки, на них изображены солнышко и тучка. Посмотрите, какая из картинок отражает ваше настроение. Выберите её и покажите.-Ну, что ж хорошее настроение – залог успешной работы на уроке. А я проверю вашу готовность к работе:- учащиеся 1 ряда сядут, если услышат в словосочетании существительное, которое стоит в родительном падеже;- учащиеся 2 ряда сядут, если услышат существительное в дательном падеже;- учащиеся 3 ряда сядут, если услышат существительное в предложном падеже;
- Вы готовы? Тогда приступаем:в березовой роще: (3)начертить по линейке: (2)прибежал с площадки.(1)Я рада, что ошибок вы не допустили.Правила посадки.Здоровьесберегающая технология.Цель: формирование правильной осанки.-Руки на месте? (НА МЕСТЕ)Ноги на месте? (НА МЕСТЕ)Локти на месте? (У КРАЯ)Спина прямая? (ПРЯМАЯ)-Откройте тетради, запишите число
- Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.А девизом нашего урока будут следующие слова, прочитаем хором:
(Будем знанья добывать,
Чтоб с успехом применять).
Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки (личностные УУД)
2.Чистописание.
Цель: организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках: письмо различных соединений букв, организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания
Массаж рук.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят –
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Дети читают стихотворение и выполняют движение.
(Руки в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко распрямлять пальцы, на парту положить ладони.)
Дети рассматривают написание соединений букв и рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя (регулятивные УУД).
3. Актуализация знаний. Реализация общеучебных умений и навыков.Цель: Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении уч-ся изученного материала.-Ребята, предлагаю вам выполнить задание «Орфографической минутки».
-Посмотрите на слова:
п.ход, н.мазал, пр.мокнет, з.крытая, п.р.сказ, стульч.к, осин.вый, кист.чка, стар.нькая, смел.сть, см.гчить, л.нейка, д.брота, сож.ление, ст.клянный.
-Какая орфограмма пропущена во всех этих словах?
(Безударная гласная).
-На какие группы можно разделить эти слова?
Дети могут предложить разные варианты (по частям речи, по количеству слогов,по месту нахождения орфограммы и т.д.).
Если нужного ответа дети не предлагают (по месту нахождения орфограммы), то на экране предлагается символическая подсказка, после чего детям ещё раз задаётся вопрос:
-А на какие ещё группы можно разделить эти слова?
- Запишите слова в группы, в зависимости от места нахождения орфограммы.
-Давайте проверим это задание.
-Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова (на экране): по тропинк..., у дорожк..., о Серёж... .
-Какая орфограмма пропущена в этих словах?
- В какую из наших трёх групп нужно их записать?
- Почему?
- Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
-На доске записаны слова, из которых необходимо составить слова с непроверяемыми написаниями.
пенал (?) носоктакси (?) набекренькулич (?) разницабензин (?) музей(Песок, сирень, улица, иней.)-Запишите эти слова в родительном падеже, выделите окончания. Назовите окончания имен существительных.(Окончания –а, -и, -ы, -я.)-Почему у этих существительных разные окончания, если падеж одинаковый? - От чего зависит написание окончания? (Окончание зависит не только от падежа, но и от склонения.)
4 этап: Целеполагание. Усвоение новых знаний и способов действий.Цель: Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)- Составьте предложение со словом «олень», но так, чтобы это слово стояло в форме предложного падежа. Давайте запишем предложение.- Какое задание можно выполнить с данным предложением? Разобрать по членам предложения и разобрать по частям речи.
- Что вы можете сказать о слове «олень»?(2-е скл., безударную гласную в падежном окончании нужно проверять словом – помощником в «земле», значит окончание – е в П.п.) - Кто из Вас может обозначить тему нашего урока?
-Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.Гимнастика для глаз.
- Сейчас мы пойдем в гости к падежам. Разделимся на три группы по рядам в соответствии с количеством склонений, и просклоняем их.(парта, солнце, рожь)
Ребята, откройте папку, найдите карточки под № 1, что там написано «Памятка» Внимательно читайте задание и “шаг” за “шагом” выполняйте работу.Памятка.1.Просклонять существительные.2.Дописать окончания. (Если не знаете, какую букву писать, обозначьте мне это сигналом)3.Поставить ударение.- Принимаемся за работу.- Проверим свою работу. - Назовите слова – помощники?- Почему именно эти слова?(Потому, как в этих словах ударные окончания).
Изучают список слов на экране и индивидуальных карточках.
(познавательные и коммуникативные УУД).
Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения об объектах, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД).
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
По одному ученику называют слова, записанные в каждую группу, объясняя правописание орфограммы.
-Безударная гласная.
-Ни в какую.
-Орфограмма находится в окончании слов.
Дети начинают предлагать различные варианты правописания этих слов. Для объяснения не находят знакомый алгоритм.
Дети планируют свои действия, устанавливают аналогии (познавательные, регулятивные УУД).
Планируемые результаты:Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге,объяснять смысл слов.Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий.Познавательные УУД: формулировать познавательные цели, отбирать информацию, анализировать, самостоятельно делать выводы.Здоровьесберегающая технология.
Физминутка.Встаньте все. Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то руки вверх; если имя существительное относится к 3-му склонению, то руки в стороны. Попробуем?(Домик, море, лампа, , солнце, мать, балкон,лесник)-Опустили руки, тихонечко сели.5 этап: Закрепление новых знаний и способов действий.Цель: Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях
А) - Читаем и вставляем в тексте «Светлячки» правильные окончания. (На экране)
Б) Деформированные предложения:
«живут, в, полярный, тундра, совы
являются, птиц, мыши, кормом.
дежурит, у, сова, терпеливо, норка.»
- Составьте предложения из этих слов, озвучьте их- Сейчас мы их запишем в тетрадь, но в данном предложении встречаются слова с безударными падежными окончаниями, для того, чтобы грамотно их записать, нам нужно вспомнить последовательность действий, и я предлагаю Вам отправиться в магазин «алгоритм».Давайте познакомимся с содержимым данного магазина и всё расставим по полочкам, согласно тому, как мы будем действовать, чтобы правильно написать безударные падежные окончания в именах существительных.-Итак, расставляем всё по полочкам.-Какие окончания вы написали, докажите?
- Мы отправляемся дальше теперь уже в «Учебный центр», откройте учебники на странице 21. Найдите упражнение 194.
- Прочитайте задание. Выполните.
Регулятивные УУД: снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления
Планируемые результаты:Коммуникативные УУД: сотрудничать в поиске путей решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, выделять необходимую информацию.Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации.Познавательные УУД: отбирать информацию, анализировать, выбирать критерии для сравнения, строить логическую цепь рассуждения.
6 этап: Применения знаний и способов действий Цель: обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиямПрименить свои знания для грамотного написания безударного окончания. Предлагаю вам на улице «Существительное».Здесь живут Буратино и крокодил Гена. В дом Буратино мы поселим слова с окончанием е, а в дом Гены слова с окончанием и.На слайде появляются слова:на дубе, к кому в дом поселим данное слово?от злости, в поле, из бочки, в озере, на воле, в зелени, у дичи.
Планируемые результаты:Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.Регулятивные УУД: самостоятельно корректировать работу, определять правильность выполненного задания.Познавательные УУД: сотрудничать в парах в совместном решении учебной задачи, определять, какая информация нужна для решения учебной задачи, строить логическую цепочку рассуждений.
7 этап: Обобщения и систематизация знаний.Цель: Обеспечить установление уч-ся внутрипредметных, и межпредметных знаний.А, сейчас фабрика, да не простая, а фабрика слов.Приготовьте карточку под №2 -Нарисуйте график безударных окончаний.Посмотрите, какой график получился у меня, оцените себя в листах успеха.
Учащиеся работают в парах, записывают текст без ошибок.
8 этап : подведение итогов
Цель: Выявить недостатки в знаниях и способах действий уч-ся.Оценки за урок.
Планируемые результаты:Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения.Личностные УУД: оценивать личностный смысл учения, оценивать своё отношение к процессу обучения.Познавательные УУД: анализировать, делать выводы на основе полученных знаний, осуществлять контроль и оценку результатов деятельности.
9 этап: Информация о домашнем задании.
Цели: Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего заданияНайдите карточки под № 3. Это Ваше дом. зад., оно состоит из 3-ехупражнений, выберите одно из них и выполните.
10 этап: Рефлексия. Цель: Обеспечить усвоение уч-ся принципов саморегуляции и сотрудничества- А теперь поднимите зелёные фишки, кто доволен своей работой на уроке?- Жёлтые фишки, кто не совсем доволен и мог бы работать лучше.- Красные фишки, кто не доволен.- Обозначьте мне своё настроение. Я рада, что у вас хорошее настроение, значит урок удался.
Оценка работы
Планируемые результаты:Регулятивные УУД: давать оценку деятельности другим, давать оценку своей деятельности
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515