Конспект урока И.Бунин Листопад
Тема: И.А.Бунин «Листопад » Слайд 1.
Цели: учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);
учить различать темп и тон стиха;
учить указывать паузы;
упражняться в выразительном чтении;
видеть эпитеты, сравнения, олицетворения;
воспитание любви к природе, чуткого и бережного отношения к слову.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс Л.Ф. Климанова;
мультимедийный проектор;
презентация к уроку, лист исследования
Ход урока
Организационный момент. Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнёмся,За работу мы возьмёмся.
II. Проверка домашнего задания
(Выр.чт.стихоа Некрасова)
III. Изучение нового материала. Актуализация знаний.
1. Введение в тему. Работа над загадкой.
- Отгадайте загадку:
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень)
– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью).
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени)
2.Работа по картине И. Левитана «Золотая осень». Слайд 2
-Ребята, посмотрите на картину И.Левитана «Золотая осень»
- Каков по-вашему замысел художника?
- Почему картина названа «Золотая осень?
- Когда лес бывает таким, каким он изображён на картине Левитана – в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
- Какое настроение у вас вызывает пейзаж?
-С помощью каких средств удалось художнику изобразить золотую осень?
- Послушайте музыку и скажите подходит ли эта музыка к этой картине? Почему?
-С помощью каких средств удалось композитору передать золотую осень?
-А как вы думаете , а поэты могут нам передать свои чувства? С помощью чего?
Выставка книг (Зачитываю несколько стихов про осень)
Разгадав ребус, мы узнаем, с каким стихотворением познакомимся на уроке.
Слайд 3
– О каком явлении мы будем говорить на уроке?(листопад)
– Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня на уроке мы будем говорить о поэте и писателе, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение.Из данной записи выберите буквы русского алфавита и прочитайте фамилию автора.69Б324У17Н765И187Н (Бунин)
Слайд 4
IV. Сообщение темы и цели урока.
1. Рассказ заранее подготовленного ученика о поэте. Слайд 5
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.
- Что вы узнали о Иване Алексеевиче?
- Каким себе его представили?
V. Работа над стихотворением «Листопад».
-Ребята, а сейчас мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.
(аудиозапись; электронное приложение к учебнику)
1. Выразительное чтение стихотворения аудиозапись.
- Что вы представили, когда слушали стихотворение?
– Понравилось ли вам это стихотворение?
– Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас?
2. Словарно-лексическая работа.
-Прочитайте стихотворение вполголоса. Найдите непонятные слова.
Встретились цвета. Давайте соотнесём название цвета и цвет
(на доске карточки , дети сопоставляют карточки)
3. слайд 6
Завороженный – очарованный, околдованный.
Лиловый – фиолетовый, сиреневый.
Золотой – жёлтый, изумительный.
Багряный – красный.
Лазурь – яркий светло-синий цвет.
Терем – на Руси дом в виде башни. Слайд 7
Резьба – рисунок, вырезанный из дерева или кости. Слайд 8
4.Анализ стихотворения.
-Прочитайте ещё раз стихотворение, и насладитесь красотой и запахом осеннего леса.
- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет. О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный).
Выясним, что же представляет собой лес? С чем сравнивает Бунин лес?
Почему лес стоит стеной? А почему пёстрой, весёлой?
- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья).
-Какие деревья использует автор при строительстве стен своего терема?
-Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса?
5.Работа в парах
Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.-Почему появились эти оконца? Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?
- Как называет автор окна? (оконца). О каком чувстве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью).
- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.
- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.
- Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение).
- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.
- Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине
1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"
2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"
3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"
- Какое настроение вызывает у автора эта картина?
Вывод
-А теперь сложный вопрос: Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ) слайд 10
- В каком образе предстала Осень?
-А чем же является лес для Осени?
Почему слово осень написано с большой буквы ?
Как называется этот приём в художественной литературе? (олицетворение-
Объясните слова «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой».
( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.) IIчасть
-Прочитайте вторую часть.
1.Найдите сравнения в этой части?
Самостоятельная работа . Проверка слайд 9, 11
2.Найдите слово, которое повторяется несколько раз.
-Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится). Случайно ли это?
- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?
- Прочитайте слова, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).
-Как называется этот прием в худ.лит.? (эпитеты) слайд 15
-Вывод:
-Какие худ.приёмы использовал И.Бунин в своем стихотворении?
-Найдите в стихотворении эпитеты
- О каком душевном состоянии автора говорят эти слова и сравнения? (автор грустит).
- Как он пишет о тишине?
-Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).
- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).
- Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).
- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.
-Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч).
-Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"слайд 12- Что же это такое? Прочитайте. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)
- Как же будете читать эти строчки? Почему?
- Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю :)- А можно ли судить о настроении автора по этой картине? Какое оно? Что же хотел показать нам автор в этой части? (красивая осень недолговечна, всё может быстро измениться, и поэтому мы должны ценить каждый погожий осенний денёк).
- В каком образе выступает осень в этой части?
VI.Работа над выразительностью чтения. 1.Подготовка к выразительному чтению.- Мы переходим к самому интересному к актёрской работе над стихотворением.
-Вы подумали, с какой интонацией будете читать?
(Это стихотворение красивое, спокойное и читать его нужно спокойно, но передать свою радость и восхищение).
2.Работа в парах над выразительностью чтения
Выразительное чтение стихотворение
- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?
- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?
VII.Итог урока.– Что побудило Бунина, Левитана и Чайковского написать свои произведения? (КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПРИРОДЫ) Удалось ли нам проникнуться настроением, которое они хотели нам передать своими произведениями?
-Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?– Что показалось вам наиболее интересным?
- Какие открытия вы сделали?
- Для чего И.Бунин написал это стихотворение?
- А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?
VIII.Рефлексия
- На уроке:
- Мне понравилось …
- Я понял, что …
- Я научился …
- Оцени свою работу на уроке
IX. домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть. Найти и прочитать другие стихи И.А.Бунина