Конспект урока по чтению. И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД» 4 класс.


И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД»
ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад».  Закрепить знания о средствах художественной выразительности.
ЗАДАЧИ:
формирование навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;
развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Оборудование: учебники, наглядности (выставка книг, портрет писателя, фрагмент аудио сказки), мультимедийная техника.
Ресурсы: (http://www.7ya.ru/article/Stihi-dlya-detej-luchshie-pojety-klassicheskie-i-novye-Obzor/, http://planetadetstva.net/vospitatelam)
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний (СЛАЙД 1)
Долгожданный дан звонок,Начинается урок.Сядем прямо, не согнёмся, За работу мы возьмёмся.
II. Проверка домашнего задания
– С каким автором вы встретились в домашнем задании? (Н.А. Некрасов "В зимние сумерки нянины сказки")
(Учащиеся выразительно читают стихотворение.)
-Составьте рифму: слова взяты из стихотворения "Салазки"
сказки-салазки, стрелой-ледяной, шубка-голубка, седой-молодой
-Прочитайте пары слов с ударением на первое слово.
-Чтобы написать стихотворение нужно созвучие звуков, т.е. рифма.
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
– Над каким разделом учебника мы работаем в настоящее время?
– Сегодня мы заканчиваем раздел "Поэтическая тетрадь". (СЛАЙД 2)
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (ЛИСТОПАД) (СЛАЙД 3 -4)
Последним в разделе стоит произведение писателя и поэта, лауреата Нобелевской премии, фамилия которого зашифрована на доске. Прочтите только буквы: 69Б324У17Н765 И187Н (СЛАЙД 5)
-Бунин Иван Алексеевич (СЛАЙД 6)
-Сегодня на уроке мы знакомимся с последним произведением данного раздела "Листопад" И.А.Бунина.
IV. Знакомство с биографией И. А. Бунина (видео ролик о жизни писателя) (СЛАЙД 7)
-Что интересного вы узнали из его жизни?
V. Первичное знакомство с произведением
- Мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами русского поэта. Постараемся почувствовать настроение поэта. Мы будем учиться быть вдумчивыми и внимательными читателями.
-На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением его писал автор. (чтение учителем)
– Какое настроение выражено автором? (В стихотворении И. Бунина два настроения. С одной стороны, автор показывает осень яркой, пышной. С другой – бледной, увядающей).
– Чем восхищается автор? О чем это стихотворение? (Стихотворение об осени. О красоте осенней природы. О чувствах от увиденной красоты).
– Как вы думаете, для чего Бунин написал его? (Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею).
-А теперь сложный вопрос: Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ)
VI. Чтение стихотворения с анализом
– А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении.
-На сколько частей вы бы разделили всё стихотворение?
Прочитайте 1-ю часть стихотворения.
– Почему лес "расписной"? Кто его расписывал? (В начале стихотворения автор рисует лес. И он сравнивает его с теремом. Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными).
– Как вы понимаете выражение: лес "стоит веселой, пестрою стеной"? (Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами).
– Прочитайте 2-ю часть стихотворения.
Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом. (Он услышал «мертвую» тишину: "такое мертвое молчанье". В лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине").
– А теперь прочитайте последнее четверостишие.
-Какие звуки услышал автор в осеннем лесу? А разве тишину можно услышать? А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Найдите в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика. (молчанье – [ч’]; вышине – [ш]; можно – [ж]; тишине – [ш]; расслышать – [ш]; шуршанье – [ш]).
– Какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина. Какие цвета осени использовал в картинах художник? Какие цвета здесь преобладающие? (лиловый, золотой, багряный»; желтый – желтою резьбой; голубой – в лазури голубой; синий – в синей вышине; серебристый – как есть из серебра; белый – белый лепесток).
VII. Подготовка к выразительному чтению текста: наблюдение над чувствами и настроением поэта
– Выразительно прочитать стихотворение нам помогут ключевые слова к каждой строчке. (карточки на столах)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца…
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье…
VIII. Итог урока. Торжественное;
восторженное;
очарованное;
радостное;
радужное;
веселое;
светлое;
восхищенное;
восторженно-радостное;
легкое;
светлое;
нежное;
игривое;
нежное;
светлое;
умиротворенное;
теплое;
светлое;
светлое;
спокойное;
умиротворенное;
нежное
Домашнее задание
Я думаю, что вам не доставим затруднений выучить понравившийся отрывок наизусть, и нарисовать рисунок к этому отрывку. Это и будет ваше домашнее задание.
А сейчас в нашем классе листопад. Возьмите все листочки, которые у вас остались на парте, выйдите к доске. Образуйте круг. И все вместе давайте подкинем листочки вверх. Здорово!!!
-О природе написано множество стихов. Поэты восхищаются её
О природе написано множество стихов. Поэты восхищаются её красотой, гордятся её богатствами, призывают любить и беречь всё живое. «Листопад» Ивана Алексеевича Бунина — одно из самых замечательных стихотворений о природе. Бунин написал его в 1900 году, когда ему было 30 лет. Это не просто стихотворение, а целая осенняя поэма.
Место действия — лес, а главная героиня — Осень. Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо,  «тихая вдова», хозяйка леса.
Сначала автор изображает светлую, тёплую, прекрасную пору, когда лес золотой, приветливый и чудесный.Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный…Лес ещё полон обитателей и звуков. Мотыльки, паучки, скворцы, дрозды наполняют его. Шуршат листья, поют и хлопают крыльями птицы. Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.
Но вот наступают холода. Природа увядает и засыпает. Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти. Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.
Осенний лес Бунина похож на сказку, таинственную, фантастическую и чудесную. В каждой строчке стихотворения «Листопад»  чувствуется любовь поэта к родной природе, понимание её красоты и восхищение её великолепием.
Бунин всегда отличался своими лиричными, яркими описаниями природы.