Контрольный диктант по русскому языку к разделу Система языка (5 класс, ФГОС)
5 класс
Контрольный диктант по тексту администрации
за II четверть 2006-2007 уч.г.
Улетают птицы
С наступлением прохладных дней в августе и сентябре улетают мухоловки, горихвостки, соловьи, береговушки, деревенские ласточки и многие другие птицы. В эту пору все еще пасутся на лугах и полях скворцы, жаворонки и грачи. Но вот показался снежок, подморозило, добывать корм стало труднее, и они покинули родные края.
Наконец зеркальные просторы водоемов подернуло ледком. Пора трогаться в путь и водоплавающим. И они летят на зимовку: одни днем, другие ночью, в одиночку или стаями. И так ежегодно.
Говорят, что птицы осенью летят на юг, в теплые страны. Это не совсем точно. Главное для птиц – корм, а не теплые края. Страшен не холод, а голод.
(104 сл) (По И. Вотякову)
Грамматическое задание:
Выписать сложные слова, выделить корни:
1 в. из 1-го абзаца
2 в. из 2-го абзаца.
Произвести фонетический разбор слов:
1 в. стаями
2 в. осенью
Произвести синтаксический разбор предложений:
1 в. Поздней осенью птицы летят на юг.
2 в. Зеркальные просторы водоемов подернуло ледком.
7 класс
Контрольный диктант по текстам администрации
за II четверть 2006-2007 уч.г.
Лебеди.
Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и еще не виданным мною зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращающихся с далекого юга на север, стала кружить над заливом. Я видел освещенные зарею розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса. Лебеди долго и низко кружили над заливом, потом стали садиться на воду.
Еще никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины. Я сидел на маленьком островке, в своем шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал.
Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшем мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.
(136 сл.) (По И. Соколову - Микитину)
Грамматическое задание:
Выписать деепричастия:
1 в. из 1-го абзаца.
2 в. из 3-го абзаца
Произвести морфемный разбор:
1 в. освещенные
2 в. невиданные
Произвести синтаксический разбор предложений:
1 в. Засев однажды в шалаше, я был удивлен необычайным зрелищем.
2 в. Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка.
Подобрать синонимы к словам:
1 в. чудесный –
2 в. удивлен –
6 класс
Контрольный диктант по текстам администрации
за II четверть 2006-2007 уч.г.
Дерево надежд.
На Крайнем Севере, на границе тайги и тундры, среди карликовых берез и низкорослых кустов растет особенное дерево – стланик. Это вечнозеленое хвойное дерево со стволом толще человеческой руки, длиной в два-три метра. Стланик – дальний родственник кедра. Он мужественный и упрямый, как все северные деревья.
Поздняя осень. По небу ходят низкие тучи. Все время порывы холодного осеннего ветра. Но снега нет. Все ждут снежного покрова.
Но вот стланик гнется, прижимается к земле, растягивает свои изумрудные лапы. Он стелется. И через день с зимнего серого неба сыплется снег.
Стланик погружается в зимнюю спячку.
А в конце долгой зимы, когда снег еще покрывает землю, когда люди еще не видят признаков скорого прихода весны, вдруг встает стланик. Он стряхивает снег, распрямляется во весь рост. Он слышит зов светлой весны и встает раньше всех на севере. Стланик – это дерево надежд – единственное вечнозеленое дерево на Крайнем Севере.
(134 сл.) (По В. Шаламову)
Грамматическое задание:
Подобрать синонимы к словам:
1 в. мужественный -
2 в. удивительный -
Назвать способ образования слов, разобрать слова:
1 в. низкорослый
2 в. распрямляется
Указать части речи (надписать):
1 в. 1-е предложении 1-го абзаца
2 в. 2-е предложении 1-го абзаца
Заголовок 115