Конспект внеклассного занятия по литературе Крылатые крыловские слова.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Внеклассное занятие по литературе: «Крылатые крыловские слова». Цели:  расширять знания детей о литературном жанре, о баснописцах;  правильно понимать, оценивать, охарактеризовать, смысл басни, воспитывать любовь к басням;  развивать речь детей, логическое мышление. Оборудование: презентация по теме, конверты с заданиями, маски, тексты басен, буклеты. Ход урока: Орг. момент: - Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей. - Поговорим? (поговорим) - О чём? (О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень) - О чем - то знаю я. (А что - то нам известно) - Поговорим? (поговорим). - (вместе) Нам будет интересно. Целеполагание: Задание: определить литературный жанр(отрывки). 1. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Загадка) 2. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Стихотворение) 3. Что написано пером, того не вырубить топором. (Пословица) 4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она. (Басня) - Сегодня мы будем говорить о басне. - Что же такое басня? - Сколько лет назад начали писать басни? - Каких баснописцев вы знаете? Показ презентации. - А сейчас мы посмотрим с какими баснями вы познакомились. - Но перед выступлением вы должны о своей басне рассказать, составить афишу. Работа в группах. Инсценировка басен. Итог: - Кто является героем басен? - Какова мораль? - Какая группа наиболее удачно передала смысл басни? А сейчас я хочу познакомить ещё с одним более современным баснописцем. Показ презентации. Чтение детьми б асен. Чудо. Папа, мама, брат и я — Это наша вся семья. Брату только двадцать лет, А посмотришь: дед как дед! Папа — бритый — молодой, А братишка с бородой. Не простая бороденка, А такая борода, Что железная гребенка Даже гнется иногда. Папа волосы стри жет, А братишка бережет — На лице среди волос Виден только острый нос. Папа просит, мама просит: — Федя, милый, постыдись! Кто такие космы носит? Ну, побрейся! Постригись! Брат сопит, не отвечает И, по правде говоря, На глазах у нас дичает, Превращаясь в дикаря. Только вдруг случилось чудо: Появилась в доме Люда... Смотрим: Федя изменился, Что - то с ним произошло, Он подстригся и побрился Волосатикам назло. Чистит ногти, моет руки, Каждый вечер гладит брюки — Джинсы снял, надел костюм, Вообще взялся за у м! — Эй, старик, — спросил я брата, В этом Люда виновата? — Усмехнулся брат в ответ, Не сказал ни «да», ни «нет». Но теперь уж нам не трудно Разгадать его секрет! Сергей Михалков Чистописание. Писать красиво не легко: «Да - ет ко - ро - ва мо - ло - ко». За буквой буква, к слогу слог. Ну хоть бы кто - нибудь помог! Сначала «да», потом уж «ет». Уже написано «дает», Уже написано «дает», Но тут перо бумагу рвет. Опять испорчена тетрадь — Страничку надо вырывать! Страничка вырвана, и вот: «Ко - ро - ва мо - ло - ко да - ет». «Корова молоко дает», А нужно все наоборот: «Дает корова молоко»! Вздохнем сначала глубоко, Вздохнем, строку перечеркнем И дело заново начнем. «Да - ет ко - ро - ва мо - ло - ко». Перо цепляется за «ко», И клякса черная, как жук, С конца пера сползает вдруг . Одной секунды не прошло, Как скрылись «ко», и «мо», и «ло»... Еще одну страничку вон! А за окном со всех сторон: И стук мяча, и лай щенка, И звон какого - то звонка, — А я сижу, в тетрадь гляжу — За буквой букву вывожу: «Да - ет ко - ро - ва мо - ло - ко»... Да! Ст ать ученым не легко! Рефлексия: - Какова мораль этих басен? - Чему они учат? - Кто являются действующими лицами? - Чем отличаются басни Крылова от басен Михалкова? - И так что же такое басня? - Что обязательно должно быть в басне? В баснях Крылова также присутствует афоризм – краткое изречение, крылатое выражение, которое обогатило нашу речь. И в заключении я хотела бы подарить вам буклеты с крылатыми крыловскими словами. Афоризмы Крылова 1. А ларчик просто открывался. 2. Хоть видит око, да зуб неймёт. 3. Слона – то я и не приметил. 4. Рыльце в пуху. 5. Полают, да отстанут. 6. От радости в зобу дыханье спёрло. 7. А Васька слушает да ест. 8. Да только воз и ныне там. 9. Если голова пуста, То голове ума не придадут места. 10. Медвежья услуга. 11. Кукушка х валит Петуха за то, Что хвалит он Кукушку. 12. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. 13. Демьянова уха. 14. Чем кумушек считать трудиться, Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? 15. Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку. 16. У сильного всегда бессильный виноват. Афоризм – краткое, отточенное по форме и выражающее обобщённую мысль изречение (может быть фразой из литературного произведения). Ученик читает: Кто в жизни с ним не встретился своей? Бесс мертные творения Крылова Мы с каждым годом любим всё сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва. И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова.