Конспект внеклассного занятия по литературе Крылатые крыловские слова.
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Внеклассное занятие по литературе:
«Крылатые крыловские слова».
Цели:
расширять знания детей о литературном жанре, о баснописцах;
правильно понимать, оценивать, охарактеризовать, смысл басни,
воспитывать любовь к басням;
развивать речь детей,
логическое мышление.
Оборудование: презентация по теме, конверты с заданиями, маски, тексты
басен, буклеты.
Ход урока:
Орг. момент:
-
Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте
поприветствуем наших гостей.
-
Поговорим?
(поговорим)
-
О чём?
(О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень)
-
О чем
-
то знаю я.
(А что
-
то нам известно)
-
Поговорим?
(поговорим).
-
(вместе) Нам будет интересно.
Целеполагание:
Задание: определить литературный жанр(отрывки).
1. Маленький мальчишка в сером
армячишке по дворам шныряет, крохи
собирает. (Загадка)
2. Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Стихотворение)
3. Что написано пером, того не вырубить топором. (Пословица)
4. Злой тоской удручена, к муравью ползёт она. (Басня)
-
Сегодня мы будем
говорить о басне.
-
Что же такое басня?
-
Сколько лет назад начали писать басни?
-
Каких баснописцев вы знаете?
Показ презентации.
-
А сейчас мы посмотрим с какими баснями вы познакомились.
-
Но перед выступлением вы должны о своей басне рассказать, составить
афишу.
Работа в группах.
Инсценировка басен.
Итог:
-
Кто является героем басен?
-
Какова мораль?
-
Какая группа наиболее удачно передала смысл басни?
А сейчас я хочу познакомить ещё с одним более современным баснописцем.
Показ презентации.
Чтение детьми б
асен.
Чудо.
Папа, мама, брат и я
—
Это наша вся семья.
Брату только двадцать лет,
А посмотришь: дед как дед!
Папа
—
бритый
—
молодой,
А братишка с бородой.
Не простая бороденка,
А такая борода,
Что железная гребенка
Даже гнется иногда.
Папа волосы стри
жет,
А братишка бережет
—
На лице среди волос
Виден только острый нос.
Папа просит, мама просит:
—
Федя, милый, постыдись!
Кто такие космы носит?
Ну, побрейся! Постригись!
Брат сопит, не отвечает
И, по правде говоря,
На глазах у нас дичает,
Превращаясь в
дикаря.
Только вдруг случилось чудо:
Появилась в доме Люда...
Смотрим: Федя изменился,
Что
-
то с ним произошло,
Он подстригся и побрился
Волосатикам назло.
Чистит ногти, моет руки,
Каждый вечер гладит брюки
—
Джинсы снял, надел костюм,
Вообще взялся за у
м!
—
Эй, старик,
—
спросил я брата,
В этом Люда виновата?
—
Усмехнулся брат в ответ,
Не сказал ни «да», ни «нет».
Но теперь уж нам не трудно
Разгадать его секрет!
Сергей Михалков
Чистописание.
Писать красиво не легко:
«Да
-
ет ко
-
ро
-
ва мо
-
ло
-
ко».
За буквой
буква,
к слогу слог.
Ну хоть бы кто
-
нибудь помог!
Сначала «да», потом уж «ет».
Уже написано «дает»,
Уже написано «дает»,
Но тут перо бумагу рвет.
Опять испорчена тетрадь
—
Страничку надо вырывать!
Страничка вырвана, и вот:
«Ко
-
ро
-
ва мо
-
ло
-
ко да
-
ет».
«Корова молоко дает»,
А нужно все наоборот:
«Дает корова молоко»!
Вздохнем сначала глубоко,
Вздохнем, строку перечеркнем
И дело заново начнем.
«Да
-
ет ко
-
ро
-
ва мо
-
ло
-
ко».
Перо цепляется за «ко»,
И клякса черная, как жук,
С конца пера сползает вдруг
.
Одной секунды не прошло,
Как скрылись «ко», и «мо», и «ло»...
Еще одну страничку вон!
А за окном со всех сторон:
И стук мяча, и лай щенка,
И звон какого
-
то звонка,
—
А я сижу, в тетрадь гляжу
—
За буквой букву вывожу:
«Да
-
ет ко
-
ро
-
ва мо
-
ло
-
ко»...
Да! Ст
ать ученым не легко!
Рефлексия:
-
Какова мораль этих басен?
-
Чему они учат?
-
Кто являются действующими лицами?
-
Чем отличаются басни Крылова от басен Михалкова?
-
И так что же такое басня?
-
Что обязательно должно быть в басне?
В баснях Крылова также присутствует афоризм
–
краткое
изречение, крылатое выражение, которое обогатило нашу
речь.
И в заключении я хотела бы подарить вам буклеты с
крылатыми крыловскими словами.
Афоризмы Крылова
1.
А ларчик просто открывался.
2.
Хоть видит
око, да зуб неймёт.
3.
Слона
–
то я и не приметил.
4.
Рыльце в пуху.
5.
Полают, да отстанут.
6.
От радости в зобу дыханье спёрло.
7.
А Васька слушает да ест.
8.
Да только воз и ныне там.
9.
Если голова пуста,
То голове ума не придадут места.
10.
Медвежья услуга.
11.
Кукушка х
валит Петуха за то,
Что хвалит он Кукушку.
12.
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать
пирожник.
13.
Демьянова уха.
14.
Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
15.
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку.
16.
У сильного всегда бессильный виноват.
Афоризм
–
краткое, отточенное по форме и выражающее обобщённую
мысль изречение (может быть фразой из литературного
произведения).
Ученик читает:
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бесс
мертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.