Роль педагога дополнительного образования в развитии одаренного/талантливого ребенка


Характеристика одаренного/талантливого ребенка
Фамилия Имя ребенка Русскова Рената Родионовна
Учреждение дополнительного образования МБУ ДО Дворец творчества детей и молодежи имени И.Х.Садыкова
Вид одаренности
одаренность в ремеслах, в познавательной деятельности
Степень сформированности одаренности Актуальная одаренность
Формы проявления одаренности Явная одаренность
Проявления в различных видах деятельности Общая одаренность
Особенности возрастного развития Ранняя одаренность
Приемлемая стратегия обучения Стратегия обогащения
Приемлемая методическая модель обучения Свободная модель
Приемлемые формы обучения - индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области
- система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
Ключевые направления развития одаренности - Активное отношение к окружающему миру.
- Самостоятельность.
- Организация индивидуального стиля деятельности
- Создание мотивации к развитию и обучению
«Роль педагога дополнительного образования в развитии одаренного/талантливого ребенка»
В настоящее время обучающиеся имеют возможность свободного выбора дополнительного образования в соответствии со своими интересами, способностями и склонностями. В группах собираются учащиеся примерно одного возраста, из разных школ города. Наш Дворец, как и многие учреждения дополнительного образования детей, разрабатывает и внедряет образовательные программы, которые готовят подростков к профессиональному самоопределению, активизируют познавательную и творческую деятельность. Происходит выявление одаренных, талантливых воспитанников. Используется комплекс таких методов как наблюдение, общение с родителями, анализ результатов конкурсов, соревнований, научно–практических конференций и др. Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является то, что они, как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, упорны в достижении результатов в сфере, которая им интересна. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации.
Что же понимается под термином “одаренность”? В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; на занятиях они требуют особого подхода. Таким образом, перед педагогом стоит важная задача поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача образовательных учреждений состоит в том, чтобы увидеть и развить способности обучающихся. К большому сожалению, далеко не каждый ученик способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от педагога. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача педагога – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Известно, что самым важным человеком для детей в раннем возрасте является его первый учитель, перед которым, как раз таки и стоит задача раскрыть и развивать способности своих учеников. И поэтому при поступлении в школу каждый родитель должен тщательно отнестись к выбору заведения, в котором будет учиться их ребёнок, класса и, самое главное, учителя. Мы считаем, что все дети являются одарёнными с рождения, поэтому учителю достаточно трудно определить, именно в какой сфере деятельности ребёнок будет делать успехи, так как в его классе будут учиться не один и не два ребёнка. Учитель – это не только предмет для передачи знаний, но и прежде всего человек, который должен любить свою профессию и своих учеников, к каждому из которых должен найти индивидуальный подход, для того, чтобы у каждого выявить способности, или наоборот, отставание в развитии. Каждый учитель начальных классов обязательно должен знать, как правильно направить руки ребёнка «в нужное русло», для того чтобы он вырос индивидуальной личностью. Ведь это очень важно для его будущего и настоящего его родителей.
Важную роль в этом направлении следует отнести взаимодействию с родителями, их вовлечению в учебно–воспитательный процесс, повышая педагогическую психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка. Специалисты должны оказать консультативную помощь учащимся в проектировании индивидуального маршрута обучения, проектировании собственного жизненного пути, воспитании гармоничного, реализованного и потому счастливого ребенка.
Не менее, а может, даже более важной является роль педагога дополнительного образования, который может помочь одаренным, талантливым воспитанникам осуществить выбор деятельности в учреждении в соответствии с их интересами. Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед педагогом дополнительного образования. Основной смысл  работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Усилия педагога при работе с одаренными детьми должны быть направлены на то, чтоб сформировать у детей уверенность в успехе, совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость, иметь адекватную самооценку, владеть эмоциональным состоянием, навыками общения с группой сверстников. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если к тому же он свободен от боязни ошибиться, то все это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности, в которой его направляет и помогает достигать результатов педагог детского объединения, в котором занимается такой ребенок.
Педагоги дополнительного образования, работая в малых группах, максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяют разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.
Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной. На сегодняшний день созрела необходимость совершенствования методической системы работы с одаренными детьми.
На протяжении многих лет педагогической деятельности я веду работу в детском объединении «Компьютерная графика», ежедневно занимаюсь развитием и воспитанием детей. Для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и воспитания интереса к предмету мы с воспитанниками рассматриваем на занятиях темы, отвечающие современным требованиям развития информатики и компьютерной графики, а в качестве инструментов при приобретении практических навыков используем различные программные средства: Paint, Adobe Photoshop, CorelDraw, ProShou Producer, Power Point и другие.Постоянная и кропотливая работа с учащимися в области информационных технологий, компьютерных программ, создания иллюстраций и презентаций приносит свои плоды. Мои воспитанники успешно учатся в школе, принимают активное участие в различных мероприятиях, являются победителями муниципальных, республиканских, всероссийских и международных конкурсов компьютерной графики и графического дизайна.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционные, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции. Успешность в работе с одаренными детьми во многом зависит и от эффективности педагогической деятельности. Чем лучше подготовка учителя, тем более результативна его работа в данном направлении.