Праздник Светлой Пасхи — конспект + презентация урока ИЗО в 3 классе
36830-1333500
Свердловская область
МО «Каменский городской округ»
Урок по изобразительному искусству
3 класс
«Праздничные народные гулянья –
праздник Светлой Пасхи».
3792220268605Подготовила и провела
учитель изобразительного искусства
Юшкова Лариса Александровна
МКОУ «Травянская СОШ»
0Подготовила и провела
учитель изобразительного искусства
Юшкова Лариса Александровна
МКОУ «Травянская СОШ»
-6985025908000
Методические рекомендации
Данный урок – один из уроков (четвертый урок по теме «Праздничные народные гуляния») по культуре Православной России. С методической точки зрения урок лучше начать с повторения изученного ранее материала о главных русских народных праздниках ,а в частности – Новый год, Рождество, Масленица. Необходимо также сделать акцент на их значения в жизни наших предков. Урок рассчитан на два часа, поэтому можно более подробно остановиться непосредственно на обычаях и традициях празднования Пасхи, разучить некоторые пасхальные игры. На данном уроке необходима наглядность!! Я считаю, что презентация PowerPoint “Пасха – Светлое Христово Воскресение” (из защиты исследовательского проекта ученицы) вбирает в себя все: наглядность, красочность, доступность. При желании учитель может очень быстро ее подогнать под план своего урока (у каждого свое видение урока). В приложении есть иллюстративный материал для изготовления игры-пазлов, шаблоны для изготовления поздравительных открыток, технологические карты для практической работы учащихся. Учитель, который будет использовать презентацию к уроку, должен иметь в виду, что количество слайдов можно регулировать, т. е. переставлять, добавлять и удалять.
При проведении урока нужно опираться на знания, полученные детьми на уроках истории, окружающего мира, краеведения. Урок предполагает и опережающие задания, в данном случае исследовательский проект. Необходимо обратить внимание на оформление доски и визуального ряда урока. Это краткий конспект урока, необходимый детям для запоминания нового материала. Для поддержания соответствующего настроения и интереса к творческой работе предусмотрен музыкальный ряд.
Творческое задание – создание открытку к празднику Светлой Пасхи, построено с учётом разного уровня возможностей учащихся ( работа красками, работа с шаблонами и трафаретами, аппликация и декупаж). Такая позиция приводит к особому пониманию художественной красоты как сочетания технологии и смысла. Дает возможность учащимся адекватно оценивать свои возможности.
Домашнее задание предполагает закрепление знаний по изученной теме. Дает возможность приложить свои творческие способности в обыденной жизни.
Урок изобразительного искусства в 3 классе
Дата_______________________________
Предмет: изобразительное искусство и окружающий мир
Тема раздела: Древние корни в народном искусстве
Тема урока: «Праздничные народные гулянья - Пасха».
Цель: Формирование знаний учащихся о праздничных народных гуляньях.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию у учащихся представления о главных русских народных праздниках и их значения в жизни наших предков
Развивающие: формировать умения и навыки работы в различных техниках (декоративная роспись, аппликация и декупаж), развитие образного и пространственного воображения, эстетического вкуса.
Воспитывающие: воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины, посредством изобразительного искусства;
Валеологические: способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.
Тип урока: интегрированный
Форма урока: комбинированныйПрименяемые методы: информационный, частично-поисковый, репродуктивный.
Образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, здоровье сберегающие технологии, интерактивные технологии, групповые технологии.
Методы работы: наглядный (демонстрация слайдов и репродукций); практический (изложение нового материала, практическая работа детей).
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивная доска, колонки, комплекты игры-пазлы, буклеты, крашенные яйца по количеству учащихся, технологические карты.
Материалы: ножницы, клей, основа для открытки, цветная и белая бумага, картон, гуашь, кисти, атласные ленты, бумажные салфеткиВизуальный ряд: Презентация «Праздничные народные гуляния», выставка яиц «Пасхальная мозаика», выставка готовых поделок.
Музыкальный ряд: Народные мелодии – плясовые, протяжные; музыка «Народные гулянья», колокольный звон.
Литературный ряд: исследовательский проект ученицы «Пасха-Светлое Христово Воскресение»
Предварительная работа:
Работа над исследовательским проектом «Пасха – Светлое Христово Воскресение»: анкетирование одноклассников; беседа с учителями, родителями, людьми старшего поколения; оформление выставки пасхальных яиц.
Деление учащихся на три группы для работы на уроке: открытка в технике декоративной росписи; открытка в технике аппликация; открытка в технике декупаж.
План занятия:
Организационный момент
2. Формулирование цели и задач урока
3. Доклад учащегося по исследовательскому проекту 4. Закрепление изученного материала - работа с интерактивной доской
5. Физминутка. Пасхальные игры
6. Постановка художественной задачи. ТБ при работе
7. Творческая работа учащихся (в группах)
8. Выставка детских работ
9. Итог урока
10.Домашнее задание
Ход занятия
Организационный момент. (Слайд 1.)
Проверка готовности к уроку. Отметить отсутствующих в журнале. Дети рассаживаются за парты по группам.
Формулирование цели и задач урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с русскими народными праздниками и их значениями в жизни наших предков
Ребята, а вы любите праздники?
У каждого народа есть праздники. Все люди любят праздники. Возникли праздники неслучайно. С древних времен, чувствуя себя частью природы, люди жили с ней в едином ритме. Праздником на Руси всегда встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение работ.
– Ребята, какие ассоциации возникают у вас со словом праздник?
Дети: Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления, веселые игры.
Учитель: – Какие русские народные праздники знаете вы?
Дети: Основные русские народные праздники – это Новый год и Рождество, святки, масленица, Пасха и другие.
Учитель: У каждой группы на столе лежит конверт с пазлами. Давайте проверим на сколько верно вы помните традиции этих народных праздников. Ваша задача собрать пазлы в картину и назвать какой праздник на ней изображен.
Дети собирают пазлы: 1 группа – Новый год, 2 группа – Рождество, 3 группа - Масленица
(Слайд 2.) Учитель: А сейчас внимательно посмотрите на экран и скажите о каком народном празднике пойдет речь сегодня и почему вы так решили?
(Слайд 3.)Дети: Пасха, т.к. именно в этот праздник люди красят яйца и пекут пасхальные куличи.
Учитель: Как вы думаете, чем же мы сегодня на уроке будем заниматься?
(Слайд 4.)Дети: Мы познакомимся с традициями этого праздника и наверно попробуем изготовить поделку посвященную Пасхе.
Доклад учащегося по исследовательскому проекту.
Учитель: В этом учебном году ученица вашего класса Юшкова Диана выступала с исследовательским проектом «Пасха-Светлое Христово Воскресение» на районной научно-практической конференции и заняла 1 место. Она проделала большую работу изучая обычаи и традиции православного праздника Пасхи. Я предлагаю дать ей слово, чтобы и нас она с этим познакомила.
Выступление ученицы с исследовательским проектом. В подарок всем одноклассникам буклет.
Закрепление изученного материала - работа с интерактивной доской.
Учитель: Понравилось вам выступление Дианы? А ее выставка яиц?
Ответы детей.
(Слайд 5.) Учитель: А на сколько внимательно вы слушали свою одноклассницу мы сейчас и проверим.
- Что является символом Пасхи, символом возрождения, символом новой жизни, чистой и светлой, символом надежды?
Дети: Яйцо.
Учитель: Совершенно верно. Из рассказа Дианы мы узнали, что выделяют несколько видов пасхальных яиц. Перед вами на доске 5 корзин с названиями пасхальных яиц, сложите яйца в свои корзинки.
5. Физминутка. Пасхальные игры.
Учитель: Давайте немного передохнем и разомнемся. И поиграем в пасхальные игры.
Катание яиц. (играет 1 группа) – каждый участник получает крашенное яйцо и прокатывает его по катку. Выигрывает тот у кого дальше всех укатилось. Победивший получает яйцо в подарок.Чоканье яиц. (играет 2 группа)- каждый участник получает крашенное яйцо и «чокаются» яйцами друг с другом, ударяя тупым или острым концом яйца яйцо соперника. Выигрывает тот, чье яйцо не треснуло. Победивший получает яйцо в подарок.Поиск яиц. (играет 3 группа)- чтобы получить яйцо в подарок нужно его отыскать. Остальные участники помогают с помощью хлопков. Если игрок подходит близко к спрятанному яйцу, участники хлопают в ладоши. Победивший получает яйцо в подарок.6. Постановка художественной задачи. ТБ при работе
(Слайд 6.)Учитель: А теперь мы приступим к творческой работе. Нам необходимо выполнить открытку к нашему празднику Светлой Пасхи. Каждая группа будет выполнять открытку в определенной технике. Технологические карты выполнения работы у вас на столе, материалы и инструменты тоже. Желаю вам успехов!
1 группа – декоративная роспись, 2 группа – аппликация, 3 группа – декупаж.
Но прежде повторим ТБ при работе с ножницами и клеем
7. Творческая работа учащихся.
(Слайд 7.)Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
Контроль организации рабочего места;
Контроль правильности выполнения приемов работы;
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
Контроль объема и качества выполненной работы.
8. Выставка детских работ.
На доску с помощью магнитов вывешиваются готовые работы. Учитель обращает внимание детей на самые аккуратные работы и ставит отметки за работу на уроке.
Учитель: Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы — это ваши сувениры, которые вы подарите родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.
9. Итог урока.
Учитель: Давайте подведем итог нашего урока. Мы сегодня соприкоснулись с одним из самых важных и главных христианских праздников – праздник Светлой Пасхи. Я надеюсь, что вы не остались равнодушными к теме урока в преддверии этого праздника.
- Ребята, что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?
- Что понравилось? Что получилось? Что нет? Почему?
- В чем были затруднения?
10. Домашнее задание. (Слайд 8.)
В это воскресение, мы будем отмечать праздник Светлой Пасхи. Домашним заданием будет расписать пасхальное яйцо одним из древних способов (крашенки, писанки, драпанки, крапанки).
Оформление доски
Интерактивная доска Новая информация
Яйцо – символ Пасхи
«Крашенки» - от слова «красить» (разноцветные)
«Драпанки» - узор на скорлупу наносят острым предметом.
«Крапанки» - от украинского слова «крапать», т.е. «покрывать каплями»
«Писанки» - искусно расписанные
«Подарочные» - сделанные из различных материалов и украшены бисером, лентами, драгоценными камнями и т.д. Выставка детских работ
Презентация к уроку
40195596520003373120226100
351980560972700040195559353440035007553739515004083063735070003373755144906900401955156337000
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Дорогое яичко к Христову дню // Начальная школа. - № 2. – 2001.
Панкеев К. И. Русские праздники. - М., 1998.
Пасхальные традиции русского народа //Начальная школа. - № 3 – 2005.
Пасха – Святое Воскресение//Начальная школа. - № 3 – 2005.
Журнал «Провославные традиции» №4. – ООО ИД «Город Медиа», 2011.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
Пасха - самый радостный праздник (электронный ресурс). Режим доступа: http://paskha.ru, свободный.
Дети - земные Ангелы (электронный ресурс). Режим доступа: http://paskha.ru/kids, свободный.
Сайт праздника Пасха светлое Христово Воскресение (электронный ресурс). Режим доступа: http://www.paskhaday.ru, свободный.
Сайт «Страна Мастеров». Режим доступа: http://stranamasterov.ru, свободный.
Фото с урока
37294133048000027465630117700
19988823825200037655502384425001962155410200003732414542105300