Технологическая карта урока русского языка в условиях реализации ФГОС по теме: «Лексическое значение слова».
Технологическая карта урока русского языка в условиях реализации ФГОС
по теме: «Лексическое значение слова».
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №6
Фидакова Е.Ф.
Тип урока: комбинированный
УМК: Школа России
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Лексическое значение слова».
Задачи урока:
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова в тексте;
- формировать умение использовать синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы в речи;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения формулировать проблему;
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные :
обобщение и систематизация знаний о лексическом значении слова, омонимах, синонимах, антонимах;
работа с толковыми словарями разных авторов.
Метапредметные:
формирование ценностного отношения к русскому языку,
формирование нравственных ценностей.
Личностные:
воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их.
Оборудование:
ПК;
мультимедийный проектор;
мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Закрепление опорных знаний
Физ. минутка.
Закрепление изученного.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя Слайд № 1-3)
Здравствуйте! Доброго дня!
Сегодня у нас необычный урок,в гости к нам пришли ваши будущие учителя, мои коллеги. Они хотят познакомиться с вами поближе. Поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки!
Надеюсь, мои дорогие, что у вас хорошее настроение и мы очень активно и плодотворно поработаем. А вы, уважаемые гости, убедитесь, что у меня талантливые и любознательные ученики, которые умеют думать, искать и творить! Приветствие учащихся. Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация
знаний
3.Физминут-
ка
4. Создание прблемной ситуации и постановка учебной задачи.
5.Закрепление опорных знаний
6.Закрепление
изученного
7.Рефлексия деятель
ности
-Готовы? Тогда,откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, классная работа.
Мудрая Сова будет помогать нам сегодня на уроке.
Начнём с минутки чистописания.
1.Минутка чистописания.(слайд)
Сядте правильно и постарайтесь писать красиво.
Г г Гн ги
гриб грач галка
-Что предлагает вам написать мудрая Сова?
Грибы лежат в лукошк_ уАнтошк_.
2.Работа с предложением.
-Докажите, что это предложение.
-Какой частью речи яв-ся слова, в которых пропущены окончания?
-Как вы будете рассуждать, чтобы безошибочно написать эти окончания?
-Разберите предложение по членам предложения.
-Обозначтеи выделите орфограммы.
-Оцените свою работу.
3.Конкурс "Дальше,дальше.."
(два участника)
-Оцените свою работу.
4.Словарная работа.(в парах)
( слайд)
-Выбирите одно из заданий и выпишите из орфографического словаря :
* 5 слов, в которых звуков больше, чем букв
*5 слов с удвоенными согласными
* 5 слов с парными согласными
*5 числительных
-Проверим и оценим свою работу.
- Немножко отдохнём.
1.Орфоэпическая работа ( в парах)
Листочки на столах.
- Вас смутило слово ПЛИМПЛИ?
(чтение стихотворения "Плим")
( слайд)
-Имеет ли какое-нибудь значение это слово?
2. Работа по теме.
А теперь, ребята, ответим на вопросы:
1. Для чего служат слова?
2.Какова роль слова в нашей речи?
3.Что такое лексическое значение слова?
4. Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав русского языка?
-Запишем тему урока:Лексическое значение слова.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?
-Нашими верными помощниками будут?
(Краткая информация об учёном В.И. Дале)
1.Работа с синонимами и антонимами.
2.Работа с деформированным предложением.(полный разбор предложения; схема, куковала -по составу, пел-морфолог.разбор, значение -фонетический разбор)
-Значения всех слов этого предложения вам были понятны?
Хотелось бы о ком-то и ли о чём-то узнать больше?
Посмотрим слайды , которые удовлетворят наше любопытство.
(Информация из словаря)
4. Работа со толковым словарём (учебникI ч.c.156)
-Найдите объяснение слову БОР.
-Что можно сказать об этих словах?
-Сделаем вывод.
1.Омонимы
Инсценировка диалога "Овсянка"
Упражнение в распознавании омонимов.
-Как же понять, в каком значении использовано слово-омоним?
Почему люди не придумали другие слова-названия словам, так бы было удобнее,
ключ- называть словом родник,.
кран- подъёмником.
5.Омонимы часто используют в ребусах и загадках, например:
Из какого полотна нельзя сшить рубашку?
(Из железнодорожного.)
Из какого крана нельзя напиться?
(Из подъёмного.)
В какой клетке не держат птиц и зверей?
(В грудной.)
В каких лесах не водится дичь?
(В строительных.)
Каким поясом нельзя подпоясаться?
(Земным.)
-Какие лексические группы слов мы можем выделить? (слайд).
Синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие слова, фразеологизмы, диалектные слова.
-Что же такое диалектные слова?
(слайд)
6.Работа с учебником (упр.276)
-Вспомним, что такое фразеологизмы?
7.Творческая работа в группах
-Сочините сказку или составьте диалоги с использованием фразеологизмов.можно использовать словарь фразеологизмов (учебник Iчасть)
-Что у вас получилось?
Подведение итогов конкурса.
-Наш язык — язык слов: больших и маленьких, веселых и грустных, добрых и злых, справедливых и лживых, нежных, героических, гордых. Словом можно обозначить все, что нас окружает в мире, о чем мы думаем, что чувствуем... Наш язык постоянно пополняется новыми словами... Однако каждое слово требует правильного и точного употребления в соответствии со смыслом речевого высказывания
Послушайте замечательное стихотворение В. Солоухина
«Слово о словах»
Я узнал…
Мне понравилось…
Мне захотелось…
Мне было трудно…
У меня получилось…
-Оцените нашу работу на уроке.
Работа в тетрадях.
(Предполагаемый ответ:
-Предложение,т.к. наинается с загл.буквы, в конце предл. стоит точка.Этопредл. повествовательное, невоскл.,простое, бессоюзное,
распространённое)
-Буду работать со словами-помощниками.
№13,№1,№13,
№21,№12.
У него нет никакого значения,его просто не существует в русском языке.
Повторять,объяснять, узнавть, делать выводы, группировать слова.
Толковые словари
Работа с предложением.
Работа со словарём.
Это омонимы.
Нужно прочитать предложение. Иногда достаточно одного слова, например: есть лук, подъёмный кран.
Рассуждают, делают выводы.
Работа в группах.Составление диалогов с использованием фразеологизмов.Договариваются, кто будет представлять группу.Читают текст. Делают выводы,оценивают свою работу и работу одноклассников.
Ученик читает стихотворение наизусть. Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию,.спрогнозировать предстоящую деятельность.
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом: редактирование)
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
8. Домашнее
задание
Упр.277,словарные слова на тему:
«Склонение существительных» (14слов), фонетический разбор слова: весёлое.
*Используя полученные на уроке знания, придумай загадки или ребусы, где ответами будут слова-омонимы.
УУД: познавательные (опираются на уже известное).УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).
УУД: регулятивные (нахождение слов в переносном значении); познавательные (опираются на уже известное).