методическая разработка урока русского языка по теме Лексическое и грамматическое значение слова
Уроки по теме «Лексика»
Урок №1. Лексическое и грамматическое значение слова
Цель:
Обучающая: ученик, понимающий различие между лексическим и грамматическим значением;
Развивающая: ученик, умеющий организовать лингвистический эксперимент, умеющий анализировать исследуемое языковое явление, делать выводы;
Воспитательная: ученик, питающий любовь и интерес к родному языку, сформировавший в себе пытливость и научное рвение.
Оборудование: мультфильм по сказке Л.Петрушевской «Пуськи бятые», учебник «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие.
Учитель, обращаясь к классу, произносит:
- Хайрете пайдес! Каллой кай агатой! Здравствуйте, прекрасные и совершенные. Именно так обращался к своим ученикам учитель древнегреческой школы. Представляю, каково было бы ваше удивление, если бы я обратилась к аудитории с вопросом: «Ели вы сегодня? Здоров ли ваш скот?» Так приветствовали друг друга жители Древнего Египта и Древнего Китая.
По-разному люди отмечают самое простое и самое важное событие в своей жизни – встречу с другим человеком: звучит ли удивительно нежное и мелодичное украинское «Здоровэнькi булы!» или очень звонкое русское «Здравствуйте!»
Во всех словах, фразах приветствия заключено большое и важное содержание: «Я вижу тебя, ЧЕЛОВЕК. Ты мне приятен. Я желаю тебе самого доброго – здоровья, мира, благополучия. Я несу тебе свой мир и хочу понять твой безграничный мир».
II Создание проблемной ситуации 1.
Класс делится на три группы:
I - переводчики, II – переводчики, III- аналитики.
Учитель предлагает отнестись к фразе Л.В.Щербы, известного языковеда, который для своих студентов – филологов создал предложение: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка».
- Как вы думаете,- спросил ученый,- о чем данное предложение?
Ребята создают версии собственного понимания в течение пяти минут.
(Понятно, что учащиеся выскажут предположения о смысле услышанного, составив конструкции, похожие на данную, заменив слова известными: глокая – большаякуздра – корова, штеко – больно, шибко, будланула – боднула, бокра – бычка, куздрячит – данному слову трудно подобрать звуковое соответсвие. Некоторые, опровергая такую версию, скажут: «Она сделала что-то и продолжает делать над кем-то».
Учитель, выступая в роли координатора, просит представителей группы аналитиков соотнести версию 1 (условно, «Корова») и версию 2 (условно, «Она»).
Аналитики обнаружат: « На вопрос «что?» отвечает слово куздра; на вопрос «что сделала?» - слово будланула. Именно на вопрос «что сделала?», а не «что делала». Иначе было бы – «будлала». Выяснили, что можно даже установить, что бокр – живое существо, а не вещь. Не будь он живым, куздра будланула бы бокр, а не бокра (именительный и винительный неодушевленных существительных совпадает ).
Учащиеся установят, что по отношению к версии 2 есть доказательства и составят схему простого предложения, осложненного однородными сказуемыми, причем, укажут, что первое сказуемое выражено глаголом прошедшего времени, т.к. имеет суффикс –л-, а второе – глаголом настоящего времени, т.к. имеет окончание –ит (з-е л.ед.ч.); очевидно, что подлежащее – женского рода, т.к. согласуется в роде и числе со сказуемым, которое имеет окончание –ааяа
а
а
Аналитики делают вывод: слова предложения Л.В.Щербы имеет грамматическое значение, лексического значения у слов данного предложения нет или они не известны.
III. Создание проблемной ситуации 2.
Задание: составьте лингвистический текст о лексическом и грамматическом значении (тип речи: рассуждение, стиль речи: научный) после демонстрации фрагмента мультфильма по сказке Л.Петрушевской «Пуськи бятые» (на столах лежат распечатки текса):
ПУСЬКИ БЯТЫЕ Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: - Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
На выполнение данного задания предлагается 12 минут. Группы готовят докладчиков.
Для справки используется текст учебника на странице 20 «Лексическое и грамматическое значение» и на странице 202 «Научный стиль речи».
IV Проведение лингвистического эксперимента.
Задача эксперимента: выяснить, приводит ли изменение лексического значения слова к изменению его грамматического значения и наоборот. Время выполнения – 7 минут.
Предлагается выполнить наблюдение над словосочетаниями
глухой согласный и глухой голос – I группа;
просторная столовая и столовый нож – II группа;
целая десятка и красивая десятка - III группа.
Обучающиеся могут использовать толковые словари.
V. Подведение итогов работы и рефлексия того, как, за счет чего были сформированы понятия «лексическое значение», «грамматическое значение».
VI. Домашнее задание. Упражнение 30 (страница 21). Для работы использовать словарь иностранных слов, толковый и этимологический словари.