Конспект урока русского языка в 5 классе по теме Лексика. Лексическое значение слова

Предмет: русский язык
Класс: 5
Учитель: Винникова Л.В. ( ГУ «Средняя школа №16
отдела образования акимата города Костаная», Казахстан)
Тема: Лексика. Лексическое значение слова.
Цель: - познакомить с понятием "лексика" и "лексическое значение слова", выработать умение находить в толковом словаре определение лексического значения слова и грамматические признаки;
- развивать навык работы со словарями, умение составлять и определять лексическое значение; развивать речь, мышление, память;
- воспитывать интерес к русскому языку, внимание к слову.
Тип урока: урок новых знаний.
МТО: учебник, схемы и таблицы, толковый словарь, словарные статьи некоторых слов.
Ход урока:
Орг. Момент. Приветствие. Проверка присутствующих.
Актуализация знаний.
Чтобы настроиться на рабочий лад, а также вспомнить пройденный в 1 четверти материал, предлагаю следующее разноуровневое задание:
Текст: Много звуков в вчернем лесу. Позней оснью срезают на огородах сочню белю капусту. Сняли в саду налитую пхучую антоновку. В высокие груды насыпана между р..дами красная моркока и толстая слакая репа. Травы и д...ревя поют последнюю песню хвалят щедрую землю хвалят жаркое сонце хвалят теплые джди. Пролтело жаркое лето прошла злтая оснь.
Задания 1 уровня на оценку «3»: списать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания.
Задания 2 уровня на оценку «4»: списать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, выписать 3 слова с безударной гласной в корне и подобрать проверочные слова; выписать слова с непроизносимой согласной в корне слова, с согласными в слабых позициях; подчеркнуть в тексте все глаголы.
Задание 3 уровня на оценку «5»: »: списать текст, вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, выписать 3 слова с безударной гласной в корне и подобрать проверочные слова; выписать слова с непроизносимой согласной в корне слова, с согласными в слабых позициях; подчеркнуть в тексте все глаголы; найти однородные члены в 4-5 предложениях и графически обозначить каким членом предложения они являются; найти сложное предложение, подчеркнуть в нем грамматические основы.
Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы приступаем к изучению еще одного раздела русского языка – лексике. Что же такое «лексика»?
Лексика – это весь словарный состав языка. Не 30 слов, не 300, даже не 12000. Самый большой 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» насчитывает более 120 тыс. слов. А всего слов нашем современном языке и того больше – более 150 тыс. Плюс иностранные слова (более 30 тыс.), новые значения слов (более 5 тыс.). Затем научные термины, жаргон (более 10 тыс.), устаревшие слова (более 30 тыс.), имена собственные и прозвища (более 25 тыс.). Слова-однодневки, которые невозможно сосчитать. Диалектные слова (около 200 тыс.)

·Сколько же всего? Полмиллиона? Почти миллион?
А тысячу лет назад, по мнению ученых, было около 20 тыс. слов. Таким образом, каждый год возникала почти тысяча новых слов и значений.
В словаре 1596 года – первом печатном словаре «Лексисе» - всего 1061 слово. В словаре 1627г. – 7000 слов. В конце 18 века в «Словаре Академии Российской» - 42 257 слов. В словаре В. Даля (1863) – 200 тыс. слов.
А сколько слов нужно вам? Каков ваш словарный запас? Как вы думаете, сколько слов нужно человеку?
А кто скажет, что такое «слово»? Для чего нам нужны слова?
Чтобы пользоваться языком, говорить и писать, нужно не только знать слова, но и уметь их связывать, изменять. А иначе получится смешно.
Вот так:
Гулять собак воспрещается. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа. Стоя на крыльце, мимо меня проехали сани. Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы.
Итак, слова – строительный материал; кирпичи, из которых можно построить красивый, величественный замок, а можно безобразный шаткий сарай. Правда, это будут словесные здания.
Слова все разные – и по звучанию, и по значению.
Слова, как кирпичи, имеют свой особый вид и свое внутреннее содержание.

параметры
Кирпич
слово


Определенный внешний вид
Белый кирпич, красный кирпич
«математика» «солнце»

Имеет значение
как мы можем его охарактеризовать?
что он значит, когда мы можем его применить?
грамматическое
лексическое


твердый
построим стену
Род, число, падеж;
Время, лицо, число.
Что это слово обозначает?

Как любой предмет имеет свое назначение, так и любое слово имеет своё значение.
Значение того или иного слова мы можем узнать в словаре – в «Толковом словаре». Почему словарь назван толковым – он растолковывает нам значение слова.
Закрепление.
Прочитаем правила на страницах 137, 138. Выполним задание.
Задание №1. (на столе лежат листочки со словами): записываем слово, определяем его грамматическое значение, устно определяем лексическое (пользуемся толковым словарем). Слова: аллигатор, антенна, с бергамотом, гранить, затяжной, заушник, лебезить, измывались, паром (два слова).
Задание №2. Со всеми словами из предыдущего задания составляем словосочетания.
Задание № 3. Слова: судачить, стремнина, стригаль. Записываем, определяем грамматическое и лексическое значение, делаем транскрипцию.
Задание №4. Записываем предложение и делаем синтаксический разбор.
Дети с увлечением слушали рассказ старого охотника.
Домашнее задание.
§ 48, стр.137-138, упражнение 474 стр.138 (упр.482 стр.138).
Подведение итогов урока.
Когда, изведав трудности учения, Мы начинаем складывать слова. И понимать, что есть у них значенья “Вода, огонь, старик, олень, трава”. По-детски мы удивлены и рады Тому, что буквы созданы не зря.