Конспект урока русского языка на тему: Повторяем правописание частей слова
Урок русского языка во 2-м классе
по теме: "Повторяем правописание частей слова"
учитель начальных классов МОУ «Веселолопанская СОШ»
Гридасова Нина Николаевна
Цели: закреплять умение разбирать слово по составу; формировать навык грамотного, безошибочного письма; повторить способы проверки орфограмм корня и приставки;
Задачи:
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Метапредметные задачи:
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результат; учить целеполаганию как постановке учебной задачи.
Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Коммуникативные: принимать участие в работе группами; договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости.
Тип урока: урок повторения изученных орфограмм.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, ноутбук, карточки для парной, групповой работы, словарные слова на экологическом панно, офтольмотренажёр
Ход урока
Ребята, сегодня на урок русского языка к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.
Вопрос: вы готовы к уроку? Проверим!
Игра “Как живёте?”
- Как живёте?- Вот так! (Показать большой палец)- Как идёте?- Вот так! (Прошагать 2 пальцами одной руки по ладошке другой)- Как бежите?- Вот так! (Согнуть руки в локтях и показать, как работают ими при беге)- Ночью спите?- Вот так! (Руки “ лодочкой” под щёку и положить на них голову)- Как берёте?- Вот так!- А даёте?- Вот так!- Как шалите?- Вот так! (Произвольные движения)- А грозите?- Вот так! (Погрозить пальчиком)- Как за партами в школе сидите?- Вот так! (Руки на стол)
- Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности?
- Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми трудностями.
- Трудности можно преодолеть, если человек всё делает с хорошим настроением, хорошими мыслями и если рядом друзья.
- Прислушайтесь к себе: какое у вас сейчас настроение?
- Давайте постараемся вместе улучшить наше настроение к концу нашего урока.
- С чего начинаем каждый урок русского языка?
- Зачем мы проводим минутку чистописания?
- На уроке мы не только учимся писать грамотно, но и красиво, аккуратно, а главное разборчиво. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.
- А кто читает то, что вы написали? (родители, учителя, друзья)
- Для того чтобы каждый научился писать красиво и аккуратно, надо очень стараться, писать буквы правильно.
-Поднимите руки, кто хочет научиться красиво писать?
Разогреем наши пальчики: поможет мне…
«Капуста!
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,
(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
Откройте тетради,
Тетрадь правильно кладу
Ручку правильно держу
За посадкой слежу
С чистотой дружу.
Запишите число, классная работа.
- Посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? (буквы) Слайд 1- Назовите эти буквы:Ж А Ш У Ц И- На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные)- Какое задание можно предложить, используя эти буквы? (составить слоги)- Что вы можете сказать о согласных буквах? (они обозначают только твёрдый звук)
- Запишем сначала слоги с буквой Жэ, затем с буквой Ша и с буквой Цэ.
Пишите красиво, каллиграфически правильно, выводите каждый элемент.
Проверка
- Подчеркните карандашом самые красивые слоги, которые вы написали.
- Давайте посмотрим на экологическое панно - (Экологическое панно используется для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей.)
Мороз, иней, коньки, ветер, декабрь
- Что вы видите?(словарные слова)
-Какие это слова? (Безударные гласные в этих словах нельзя проверить ударением, их нужно запомнить).
-Повернитесь ко мне лицом, и запишите в тетрадь столько слов, сколько вы запомнили.
- Проверка. (фронтальная работа)(Слайд 2)
- Кто допустил одну ошибку при выполнении работы? Две. Три…..(дети поднимают руки, если допущены ошибки)
Определение темы и цели урока. Слайд
- Определим тему нашего урока, сделаем это вместе. Работаем в парах. Возьмите простой карандаш и дорожки с буквами.
Работа в парах.
1 ряд- среди букв, зачеркните те буквы, которые не обозначают звуки; пъьрьаьььвоьпьиьсьаьньиье 2-ряд – среди букв, зачеркните те буквы, которые не обозначают звуки;
ъчьасьтьъейъь 3 – ряд- среди букв, зачеркните те буквы, которые не обозначают звуки;
ьъсьлъоьвьъаь - Какие слова у вас получились? Читает первый ряд.2,3
- Кто сформулирует тему нашего урока: «Правописание частей слова».
- Это новая для нас тема?
- Как будет звучать наша тема? Повторяем правописание частей слова. (Слайд 3)
-Какова цель нашего урока? (Сегодня на уроке мы будем не только определять части слова и повторять изученные орфограммы, но и учиться работать дружно, учиться следить за своим здоровьем, учиться правильно и красиво писать).
-Какие качества мы возьмем с собой для того чтобы достичь цели урока? (внимание, аккуратность, самостоятельность, умение слушать, терпение, знания, старание)
-Я уверена, что все будут работать внимательно, и думать самостоятельно.
-Кто готов работать, хочет узнать что-то новое, интересное поднимите руки?
Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеек течет, тетрадь, пенал с собой берет». Часть учащихся работает за конторками Базарного.
3. Работа по теме урока
-А какое сейчас время года? Какой главный признак зимы?
- Нас ждёт целый снегопад заданий.
Фронтальная работа.
- Вспомним части слова. Я называю разные слова-понятия, а вы, услышав название части слова, хлопайте в ладоши.
(корень, глагол, окончание, основа, имя существительное, прилагательное, предлог, приставка). Молодцы.
Физкультминутка:
Встали, руки за спину, посмотрите на окно, на носик, на самое дальнее дерево, зажмурились, удивились.
-Сели девочки, сели мальчики.
Индивидуальная работа
- Я задумала слово-спутник зимы, отгадаете его, если выполните задание,
К доске пойдет …
(у доски ученик записывает слова)
Запишите только его корень – Снегурочка,
Читайте слово – ледовый, из него выпишите суффикс.
Суффикс из слова шарфик.
Окончание у слова – коньки.
Получилось слово – Снеговики.
Обозначьте, из каких частей состоит это слово.
- Я открою вам тайну, оказывается, снеговики тоже ходят в школу. Если вы прочитаете книгу Андрея Усачёва «Школа снеговиков» узнаете много интересного из жизни учеников-снеговиков. Слайд 4
- В школе снеговиков задают много трудных заданий и вот одно из них, справимся ли мы с ним?
Фронтальная работа.
- Составим из слов, появившихся на доске, предложение:
сне.ком, л.сная, белым, п.лянка, покрыта, пушистым. (слова на снежинках)
Запишем его.
Белым пушистым снежком покрыта лесная полянка.
Вы наверное заметили, что в некоторых словах пропущены буквы.
В какой части слова? Как проверить эти буквы?
Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеек течет, тетрадь, пенал с собой берет». Часть учащихся работает за конторками Базарного.
Физминутка. Методика зрительно-координационных упражнений: работа с офтальмотренажером.
- Ребята. В школе снеговиков учатся не только мальчики снеговики. Андрей Усачев придумал и девочек снеговичек.
А вот и снеговичка Уголькова. Слайд 6
Как автор придумал такую фамилию? Каким словообразовательным способом? (суффиксальный способ образования слов)
Снеговичке Угольковой очень нравится читаем вместе : .ткрывать З.крывать П.моргать
П.дмигнуть - Каким способом образовались эти слова? (приставочным)
В какой части слова пропущена буква?
Работа в группах.
Подобрать однокоренные слова.
Снег- снеговик, снежный, снежинка, снежок,
Мороз- заморозки, мороженое, морозилка, морозец, морозная, Морозко.
Лёд – ледок, ледовый, ледоход, ледяной.
Истекают последние 10 с. 9,8,7,6,5,4,3,2,1
Проверка.
Самостоятельная работа.
Выдели корень слова в словах:
Ночной, ночник, ночь, ночлег.
Старый, старик, старость.
Допиши слова. Выдели корень.
Что? Какой?
Лес …
Город …
Дерево …
Поле …
Проверка.
-Какие трудности вы испытывали при выполнении самостоятельной работы?
Итого урока.
Наш урок подходит к концу. Подведем итог урока.
Ребята, давайте вспомним, что мы делали сегодня на уроке?
Рефлексия.
Если вам понравилось как вы работали на уроке, на полях в тетради нарисуйте 2 снежинки. Если вы старались, но не всё получилось - 1.
С каким настроением вы уходите с урока?
Домашнее задание. т.с.6, упр. 5
Урок прошел плодотворно, цели мы все достигли и говорим всем СПАСИБО!