Интеллектуальная игра Что? Где? Когда? старший дошкольный возраст


Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию
в старшей группе
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? »
Задачи: Формировать у детей знания о своей Родине, республике, городе, государственной символике (герб, флаг, гимн); представления о социокультурных ценностях нашего народа. Стимулировать познавательный интерес детей; повышать мотивации к обучению.
Способствовать систематизации и обобщению имеющихся знаний детей.
Развивать у детей умение проявлять настойчивость, инициативу, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь.
Воспитывать любовь и бережное отношение к своей Родине, чувство гордости за её граждан
Создать общность детей и взрослых, основанную на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям; формировать умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми; создать позитивный эмоциональный настрой.
.
Материалы и оборудование:
Герб, флаг России, чёрный ящик, магнитные флаги России, Татарстана, Чистополя, разрезанные на три части для составления детьми, 3 магнитных доски, аудиозаписи гимнов России, Татарстана, музыкальных отрывков татарской и русской народной музыки, компьютер для показа презентаций из серии «Мой город», «Москва – столица России», « Гербы и флаги», волшебный фонарик, волчок со стрелкой; эмблемы «Сова» для членов команды, конверты с заданиями, игрушка «КамАЗ», колба с тёмной жидкостью (нефть), игрушечная шина, часы «Восток».Предварительная работа:
Беседы: «Я и моя семья», «Мой город», «Москва – главный город России», «Моя Родина – Россия».
Рассматривание иллюстраций городов Татарстана, Москвы, рассматривание государственных символов.
Чтение и разучивание стихов о городе, слушание песен о нашем городе в грамзаписи.
Продуктивная деятельность: аппликация герба города Чистополь, рисование на тему «Родной город – Чистополь»
Ход занятия:
(Дети заходят в зал под спокойную музыку, встают полукругом лицом к гостям).
(Ритуал приветствия)
Дефектолог: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте подарим им частичку своего хорошего настроения, улыбнемся всем сидящим в зале (дети улыбаются) и поздороваемся 
Ребята, давайте станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу
Дай же руку другу,Дай ему другую, Чтобы все почувствовалиТеплоту земную.Чтобы все узналиВместе – мы сильней,Вместе – мы дружнее,Вместе – веселей!!!
- А вы любите играть? Хотели бы вы поиграть в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда? ».
Вы будете командой знатоков: знатоки – это люди, которые знают всё и обо всём. А мы будем ведущими нашей игры. Чтобы определить тему игры, послушайте стихотворение - загадку:
Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля – это
(Родина моя)
Воспитатель: - Правильно, ребята, это Родина. А какая она - наша Родина, наша страна?
Дети подбирают прилагательные к слову «страна». ( Любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, весёлая, грустная и т. д.)Тема определена, прошу вас, уважаемые знатоки, займите, пожалуйста, свои места. Желаю вам удачи вам!
(Звучит музыка)
Дети садятся за игровое поле.
- Итак, уважаемые гости, уважаемые знатоки, мы с Вами оказались на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда? ».
Талисманом нашей игры является сова - символ мудрости. Он олицетворяет знание, человеческого опыта — зрелого мышления. Означает то, что люди не должны ничего предпринимать опрометчиво, хорошо и спокойно, вначале, обо всем подумать.
Так и в нашей игре, прежде чем ответить, вы должны быть внимательными и хорошо обдумать свой ответ.
- Уважаемые знатоки, послушайте правила игры: вы по очереди раскручиваете волчок, когда он остановится, вы называете мне номер конверта, я читаю вам вопрос, вы все вместе командой его обсуждаете, если это необходимо, когда ответ готов отвечаете на него.
Итак, мы начинаем!
I РАУНД (звучит гонг)
Уважаемые знатоки, крутите, пожалуйста, волчок (музыка волчка)
Конверт № Внимание: ЧЕРНЫЙ ЯЩИК! Уважаемые знатоки, вам необходимо отгадать, что находится в черном ящике. В нем находятся предметы, относящиеся к государственной символике. Вопрос: Назовите их и страну, которой они принадлежат. (Россия, флаг, герб, гимн) Это правильный ответ! Крутите волчок (музыка волчка)
Конверт № Перед вами части флагов России, Татарстана и Чистополя. Задание: соберите флаги, а затем назовите, к какой территории каждый из них относится и что обозначают символы, изображенные на нём?
(Флаг России - состоит из 3-х полос, которые обозначают:Белый цвет - мир и чистота.
Синий цвет - цвет неба, обозначает верность и правду.
Красный цвет - огонь и отвага (смелость, цвет силы.)
Дефектолог: Это правильный ответ. Государственный флаг развевается над зданиями правительства, поднимают в торжественных случаях, например, при награждении спортсменов, занявших призовые места) Флаг является отличительным знаком страны, означает единство государства.(Флаг Татарстана – состоит из 3-х полос, которые обозначают: Зеленый – зелень весны, возрождение;
белый – чистота помыслов людей;
красный – зрелость, энергия, жизнь, сила.
(Флаг города Чистополя – состоит из голубой, белой и зеленой полос и в центре желтое изображение хлебной меры-четверика).
Дефектолог : хлебная мера для продажи зерна символически отражает его историческое наследие, которое связано с общегосударственным значением Чистополя в хлебной торговле.
Желтый цвет (золото) - символ урожая,. Цветовая гамма флага символизирует уникальные природные богатства района, Зеленый цвет - символ весны, здоровья, природы, плодородия. Мелкие реки изображены серебряной полосой. Белый цвет (серебро) - символизирует ясность, открытость, примирение, невинность. А река Кама — отображена в гербе лазоревым цветом. 
Крутите волчок (музыка волчка)
Конверт № Внимание – блиц - турнир! Вы должны дать три коротких ответа. Но прежде чем ответить, ответить на этот вопрос послушайте небольшую историю:
Однажды вечером Ваня и Марина вместе с мамой играли в настольную игру «Лото» (начинает рассказ воспитатель). Папа в это время смотрел по телевизору программу новостей. На экране показали заседание Государственной думы. Выступал Президент Российской Федерации.
И вдруг заиграла музыка, и все встали. Ваня и Марина в один голос спросили у папы:
– А почему все встали?
– Потому что звучит гимн. – Ответил папа.
– А что такое гимн и почему его слушают стоя? - спросил Ваня. А Марина задумалась. Папа стал объяснять детям.
Итак. Внимание!
Первый вопрос! Что такое гимн? (государственный символ) Это правильный ответ.
Дефектолог: Гимн – это не просто музыка – это торжественное музыкально-поэтическое произведение. Это символ нашего государства.
У каждого государства есть свой гимн. Государственный гимн исполняют и слушают стоя, мужчины снимают головные уборы.
Второй вопрос! Угадать гимн какой страны вы прослушали.(России)
Третий вопрос!. Угадать гимн какой республики вы прослушали.(Татарстана)
Это правильный ответ.
Крутите волчок (музыка волчка)
Конверт № Посмотрите на экран и прослушайте следующее задание. Подберите герб к флагу и назовите к какой территории они относятся. (это герб и флаг России…)
Дефектолог: Герб России - это эмблема государства. На гербе России изображен золотой двуглавый орёл. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Головы увенчаны коронами. В центре над ними – большая корона. Короны соединены лентами; орёл символизирует (силу и непобедимость, одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Благодаря своим головам он обозревает всю страну) .В своих лапах орёл держит скипетр (жезл) и державу (шар). Скипетр символизирует власть, а держава показывает, что наша страна едина.
В центре большого герба, на груди у орла, находится ещё один – маленький герб - это герб Москвы. Потому, что Москва – это столица России.
Герб России изображают на флагах, печатях, документах, пограничных столбах.
На гербе Татарстана изображён крылатый барс - он защищает нашу республику, чтобы не было войны. Белый цвет - значит чистый, означает, что народ этот мудрый живёт в дружбе и согласии. Красное солнце несёт нашему народу тепло и добро. Щит с цветком – пожелание долголетия. Растительный орнамент по кромке - символ красоты и плодородия. Вверху – тюльпан, любимый элемент орнамента татарского узора. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружелюбии нашей республики.
На гербе Чистополя изображена хлебная мера для продажи зерна, т.к. Чистополь с давних времён славился торговлей хлебом. Золотой цвет четверика   символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта.
Зелёная часть герба символически отражает  уникальные природные богатства района. Мелкие реки изображены серебряным поясом.  Одно из главных природных достояний района — река Кама — отображена в гербе лазоревым цветом. 

А сейчас, хотите вы отдохнуть? Тогда - МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА (Физ. минутка)
Дети выходят на свободное пространство и расходятся врассыпную.
Дефектолог: Музыкальная пауза тоже потребует ваших знаний и внимания. Сейчас прозвучат две мелодии. Вы должны будете определить характер мелодии и выразить его в своих движениях. ( по 1 отрывку татарской и русской народной музыки).
А наша игра продолжается.
II РАУНД (звучит гонг)
Уважаемые знатоки, крутите волчок (музыка волчка).
Конверт № Внимание на экран. Вопрос: Какой город изображён на фотографиях? Назовите достопримечательности, изображённые на экране. (Москва, Московский Кремль, Красная площадь, Московский университет). Это правильный ответ.
Дефектолог: Москва – столица России, на экране Московский Кремль – там работает наше правительство во главе с президентов В.В.Путиным.
Красная площадь – Главная площадь страны, где проходят военные парады, прославляющие мощь вооруженных сил нашей Родины.
Московский университет, – в котором обучаются студенты со всей нашей огромной страны и из других стран.
Большой театр – крупнейший в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Там можно услышать музыку великих русских композиторов Чайковского, Рахманинова, посмотреть балет "Лебединое озеро", "Спящая красавица" в исполнении мастеров искусства.
Уважаемые знатоки, крутите волчок (музыка волчка).
Конверт № Внимание: ЧЕРНЫЙ ЯЩИК! (Звучит музыка).
Уважаемые знатоки, в ящике находятся предметы, которые прославили города Татарстана и их знает вся наша большая страна и даже другие страны мира.
Внимание на экран. Это подсказка. Перед вами фотографии 4 городов Татарстана: Альметьевска, Набережных Челнов, Нижнекамска и Чистополя.
Вопрос: Что лежит в чёрном ящике? (предметы, являющиеся символами городов)
(машина «КАМАЗ», часы, нефть и автомобильная шина) Это правильный ответ.
Уважаемые знатоки, крутите волчок (музыка волчка).
Конверт № Внимание на экран. Перед вами 4 изображения памятников. Три памятника установлены в одном городе, один памятник не относится к этому городу.
Внимание, вопрос! Назовите, в каком городе и кому установлены эти памятники. Какой памятник не относится к данному городу. ( памятник солдатам, погибшим в ВОВ, гражданскую войну, афганскую войну)
Это правильный ответ. Четвёртый памятник Мусе Джалилю, татарскому герою – поэту, погибшему в ВОВ, установлен в Казани.
Дефектолог: Вот и подошла к концу наша игра, давайте все снова встанем в круг.
(РЕФЛЕКСИЯ)
- Ребята, давайте поделимся вашими впечатлениями от игры.
Мы будем передавать по кругу символ нашей игры и пусть каждый из вас скажет, какое задание вам больше всего понравилось.
Что показалось вам очень трудным и что помогло вам справиться с этим трудным заданием?
А сейчас выберите смайлик, который бы показал нам какое настроение, эмоции вызвала у вас наша игра «Что, где, когда?» и расскажите нам.
А я хочу вас похвалить за выдержку, умение слушать друг друга. Вы сегодня показали свои знания о родной стране, крае, городе. Куда бы не закинула нас судьба – своим сердцем мы всегда будем в своем любимом городе, родном крае, большой стране.
Спасибо всем! Я хочу каждому из вас вручить сову - символ мудрости. Она будет напоминать вам о том, что знания для человека - это главное в жизни, и человек должен учиться и получать новые знания в течение всей жизни.
(Ритуал прощания)
А сейчас, хотите вы почувствовать какие у нас горячие ладошки и передать своё тепло друг другу? (упр. «Горячие ладошки», «Солнечные лучики»)
- Давайте все вытянем руки вперед и соединим их в центре круга. Тихо так постоим и почувствуем себя лучами одного большого солнца и передадим своё тепло свои друзьям.
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята,
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
А гостям же, друзья, на прощанье,
Осталось сказать: «До свиданья! »