Программа кружка Занимательные опыты по биологии 
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Петропавловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено
на заседании МО
протокол № __ от ____20__г. Согласовано
зам. директора по УВР
_________Цымлякова Н.Л.                                           Утверждено
Директор школы
________С.М.Басалаева
____________/___________/  __________ 2015 г. _____________ 2015 г.
Рабочая программа
Кружка «Занимательные опыты по биологии»
для 5,6 и 7  классов
Учитель высшей квалификационной категории
Басалаева Светлана Михайловна
Березовка, 2015
Я знаю, для чего мне надо все то, что я познаю.
  Я знаю, где и как я могу это применить  
( высказывание одного ученика).
Пояснительная записка 
В современных условиях одной из важных задач школы является развитие творческого потенциала личности, формирование исследовательских умений, вовлечение учащихся в практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об окружающей среде. 
Программа кружка рассчитана на учащихся 5-7 классов и  является пропедевтическим курсом по биологии. Каждое занятие носит  развивающий характер и сопровождается иллюстративным материалом: фотографиями, таблицами, опытами.Учащиеся занимаются исследовательской работой, учатся писать рефераты, анализировать полученные результаты и оформлять свои исследования.
Занятия строятся с учётом  психолого-педагогических особенностей учащихся среднего школьного возраста. 
Программа составлена на год с учетом курса биологии 5,6,7, классах
Реализация программы может способствовать развитию исследовательских навыков и накоплению конкретных знаний о разнообразии растительного и животного мира; об условиях обитания отдельных видов растений и животных. Кроме того, поможет формировать такие качества, как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. 
Задачи данного курса:
Формирование у детей научного мировоззрения, творческого воображения.
Воспитание  бережного отношения к природе.
Вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу,развитие исследовательских умений и навыков.
Расширение и конкретизация знаний о живых объектах природы ,взаимосвязи живой природы с неживой.
Обеспечение разнообразной практической деятельности учащихся по изучению объектов природы, тел и веществ.
Развитие основных приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, рефлексия).
Изучить основы научного метода при проведении исследовательской работы;
Формировать умение  ставить эксперименты и проводить наблюдения;
В целом программа кружка позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал  биологических и начальных химических  знаний.
Теоретическая часть. 
Знание основных понятий материала курса; 
Умение находить информацию;
Умение пользоваться и содержать в порядке оборудование, инвентарь, инструменты; 
Знание правил техники безопасности при работе с острым инструментом и сельскохозяйственным инвентарем. 
Практическая часть. 
Умение наблюдать  и ставить опыты;
Умение ухаживать за комнатными растениями, животными; 
Наблюдение и постановка опытов;
Умение изготовить наглядные пособия; 
Умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения в природе;
Умение вести исследовательскую работу.
Курс рассчитан на 34 занятия.
Цель: 
Создать условия для развития  способностей  к передаче и восприятию информации (коммуникационность) через естественный интерес  к неживой и живой природе.
Задачи:
Развивать исследовательские умений и навыки у обучающихся.
Узнать основы научного метода при проведении исследовательской работы;
Уметь  ставить эксперименты и проводить наблюдения;
Умения работать в группе. 
Содержание программы 
Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. Темы занятий рассчитаны на последовательное углубление и расширение знаний, умений и навыков учащихся внеурочное время.
Практические работы. 
1.Сбор семян и листьев деревьев, кустарников, травянистых растений в учебных целях. 
2.Наблюдения за сезонными изменениями в природе весной, зимой, осенью. 
3. Оформление цветочных  букетов.
4.Засушивание отдельных цветков растений для составления композиций, панно. 
5. Наблюдение и уход за домашними животными
67.Наблюдение за птицами в природе; изготовление простейших кормушек ,скворечников.
Экскурсии.
1.В природу (лес, парк, сад) осенью, зимой, летом, весной. 
2.Посещение  краеведческих музеев, виртуальных выставок.
Виды деятельности учащихся. 
Работа с научно-популярной литературой; 
Выращивание и уход за растениями; 
Постановка экспериментов, опытов и ведение наблюдений за природными объектами;
Охрана зеленых насаждений, птиц; 
Помощь животным, попавшим в беду; 
Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий;
Участие в школьных и региональных конкурсах
Прогнозируемые результаты. 
Формы итогового отчета. 
Сообщения о результатах своих наблюдений: исследовательские рефераты, фотоотчеты.
Выставки: рисунков, фотографии, домашних животных, природы по сезонам года.
Проекты: «Наши крылатые друзья»,  «Благоустройство школьной территории»,  «Биоповреждения зданий», « Насекомые вокруг нас», «Пауки: вред или польза»
Оформление наглядных пособий: гербарии, коллекции насекомых, раздаточного материала 
Проведение массовых мероприятий: выставка - конкурс « Осенний букет»,  День птиц.
Тематическое планирование.
№ Тема Теория практика    экскурсия 
Месяц проведения
1. Вводное занятие. Ознакомление с планом работы  на год.Цели, задачи и результаты творческой и исследовательской работы кружка. 1 сентябрь
2. Вводный инструктаж по технике безопасности в кабинете и при выполнении исследований, при проведении опытов. Знакомство с лабораторным оборудованием. 1 сентябрь
3.  Исследование: путь проведения исследования . правила оформления исследовательской работы, презентации, устного выступления. 1 Изготовление листа исследования сентябрь
4. Три состояния вещества. Формирование  об окружающем мире, как едином целом. 1 сентябрь
5. Осень в природе.Фенологические наблюдения за осенними изменениями в природе осенью. Превращение хлоропластов в хромопласты( видеофрагмент). Составление фотоальбома «Осень в гости к нам пришла» 1 октябрь
6. Листья желтые летят…Составление гербария осенних листьев букетов  цветов. 1 октябрь
7. Деятельность человека осенью. Народные приметы ( сбор краеведческого материала, составление сборника).  1 октябрь
8. Скорость улитки. Кто такие улитки: польза и вред. 1 октябрь
9. Царица- водица. Путешествие капельки. Изучение круговорота воды в природе. Изготовление наглядного пособия. 1 ноябрь
10. Свойства воды. Опыты: танец капли, смешивание с водой веществ. 1 ноябрь
11. Проект «Бывают ли камни съедобные» 1 ноябрь
12. Зима в природе. Фенологические изменения в живой и неживой природе ( составление фотоальбома снежинок и их схем) 1 декабрь
13. Вечная слава воде. Опыты: масло и вода, определение жесткости воды и способы ее устранения.  1 декабрь
14. Бактерии на службе человека.Опыт: 1 декабрь
15-16 Разнообразие грибов в природе и жизни человека. Выращивание плесневых грибов, изучение строения. 1 1 январь
17-18 Проект « Наши пернатые друзья», «Птичья столовая». Изготовление кормушек для подкармливания птиц зимой. Изучение видового многообразия птиц. 1 1 январь
19 Клетка. Ее строение и свойства. Опыты : обезвоживание картофеля. 1 февраль
20-21 Растения- пища и сырья для человека. Составление схемы для использования на уроках. Добывание картофельного крахмала. 1 1 февраль
22. Весенние изменения в природе. Фенологические изменения (составление фотоальбома) 1 март
23-24 Насекомые вокруг нас- составление  альбома насекомых. Изготовление насекомых из бисера. 1 1 март
25 Тайны человеческого организма. Опыт: эластичность кости. Состав костей. Профилактика травм. 1 апрель
26. Пауки – вред и польза. Проведение исследований по научной литературе. 1 апрель
27-28 Проект «ландшафтный дизайн». Благоустройство цветочной клумбы. 1 1 апрель
29-30 Исследование биоповреждений зданий. 1 1 май
31-32 Исследование ключа в д.Кукшинга 1 1 май
33-34 Итоговое занятие за год Оформление всех творческих работ  2 Май.