Конспект урока по русскому языку для 1 класса «Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова»
Конспект урока по русскому языку в 1 классе
«Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова»
Цели деятельности учителя: учить различать парные звонкие и глухие согласные звуки; провести наблюдение за произнесением парных звонких согласных в конце слова; познакомить со способом обозначения буквой парного согласного в конце слова, способствовать развитию орфографической зоркости.
Тип урока: контроль и коррекция знаний.
Задачи:
Образовательные: формировать умение доказывать правильность написания данной орфограммы.Развивающие:
а)регулятивные: управление своей деятельностью, контроль, самоконтроль и взаимопроверка;
б)коммуникативные: речевые навыки работы в парах;
в) познавательные: работа со словарями.Воспитательные: воспитывать чувство толерантности, милосердие.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: наблюдать за слабой и сильной позициями звуков в предложенных словах
Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности.Метапредметные:
а)регулятивные: удерживают цель деятельности до получения её результата.
б)познавательные: воспроизводят информацию из собственного жизненного опыта; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, необходимую для решения учебной задачи.
в)коммуникативные: учитывают мнение партнера, аргументировано критикуют допущенные ошибки, обосновывают своё решение.
Методы и формы обучения: фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Технология: Технология личностно-ориентированного обучения, деятельностного подхода, здоровьесберегающая, проблемного обучения
Организационная структура урока.
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы совзаимодействияУниверсальные учебные действия Промежуточный контроль
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний.
3.Поиск решения – открытие нового знания
4.Применение и совершенствование знаний.
5.Итоги урока. Рефлексия.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Предварительная работа для проведения проверочного диктанта.
а)Подведение к теме урока через слова дуб, берёза, абрикос
Учащиеся записывают самостоятельно в тетради сначала число, классная работа, затем с красной строки пары:
Дубы
– дуб, абрикосы - абрикос
Физкультминутка
Обучение работе с тестами
Работа с ЭОР
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c7d6dcb6-1bf5-4cfa-93c0-3d35d562fb83/%5BNS-RUS_1-01%5D_%5BQS_006%5D.htmlучащийся работает на ПК
Учащиеся делают вывод, что в русском языке 11 пар согласных по звонкости и глухости
Работа по учебнику с.99 упр. 11
Работа в группах. (Творческая работа)
На доске
ёж, лес,
гриб, дуб
Учащиеся объединяются по 4 человека в группы
Каждая команда зачитывает свой текст, примерный текст записывают учащиеся с помощью учителя в тетрадь с комментированием.
Обобщение полученных на уроке сведений - Давайте поздороваемся «Добрый день»
Учитель создаёт эмоциональный настрой на изучение материала
Готовит учащихся к выполнению проверочной работы с помощью заданий и повторения пройденного материала.
-На доске 3 слова, что вы можете о них сказать? Можно ли по этим словам определить тему урока
Ду…, берёз……, абрико….
-Что же нужно сделать, чтобы правильно написать слово дуб и абрикос?
-Подберите
-Как называются эти слова?
- А слова дуб и абрикос?
-Запишите пары слов, Правильно подчеркните буквы. Одной чертой – проверяемую согласную, двумя чертами гласную или сонорную в проверочном слове.
Проводит физкультминутку
Зачитывает верные и неверные высказывания
- Перед вами карточки, я зачитываю высказывание, вы выбираете верное и закрашиваете кружок зелёным цветом
1 2 3 4 5 6
А Б А. Все согласные на конце слова надо проверять.
Б. Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова надо проверять.
2. А. В русском языке 6 пар согласных по глухости-звонкости . Б. В русском языке 11 пар согласных по глухости-звонкости.
3. А. Парный сразу проверяй.
Гласный рядом подставляй.
Б. Парные согласные проверяй ударением.
4. А. Слово дубки проверочное слово для слова дуб.
Б. Слово дубы проверочное для слова дуб.
5. А. Слово абрикосы проверяемое для слова абрикос.
Б. Слово абрикосы проверочное для слова абрикос.
6. А. В слове гараж на конце пиши букву ж.
Б. В слове гараж на конце пиши букву ш.
- На какой вопрос не сразу смогли дать ответ?
-Какая задача встала перед вами?
- Как предлагаете решить эту задачу?
- Чему будете учиться на уроке?
- Так для чего надо подбирать проверочные слова?
-Какой вопрос оказался для вас самым трудным, где вы ошиблись?
- Давайте всё же проверим, сколько пар по глухости и звонкости в русском языке
- Почему не 12?
Прочитайте стихотворение С.Я. Маршака.
- Найдите в стихотворных строчках слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и проверочные слова для них.
- У какого слова в стихотворении нет проверочного слова?
- Подберите - Прочитайте вопрос (что в лесу нашел медведь?).
- Ответьте на вопрос. Запишите ответ на этот вопрос предложением из стихотворения (Мед в лесу медведь нашел).
2)Словарная работа.
- Как вы думаете слово медведь в стихотворении – это кто?
-Когда мы говорим о медведе как о животном – это прямое значение.
- А знаете, что слово медведь может быть и в переносном значении?
-Как вы думаете, кого ещё называют медведем?
- Прочитайте стихотворение и дополните его подходящим по смыслу словом.
Не умеет дятел петь,
Нет у дятла слуха,
Говорят ему… (медведь)
Наступил на ухо.
- Перед вами на доске слова. Что вы можете о них сказать?
-Составим предложения с данными словами, чтобы получился текст. (учащиеся вспоминают, что такое текст)
Учитель пишет на доске, учащиеся – в тетради.
Ребята пришли в лес. Под дубом ёж. У ежа гриб.
-Подчеркните парные согласные в тех словах, где требуется проверка.
-Устно подберите проверочные слова
-Ещё раз расскажите правило проверки парных согласных в корне словаУчитель проводит беседу по вопросам6_Чем занимались на уроке?
Что было наиболее сложным?
-с чем справились легко?
Подготовка класса к работе.
Выполняют задания. Отвечают на вопросы.
-Все эти слова – названия деревьев, у всех попущена последняя буква, но у слов дуб и абрикос на конце пишется парная согласная. Значит тема урока «Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова»
-Подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный согласный . тогда согласный будет слышаться отчётливо.
-Дубы, абрикосы
-Проверочные
-Проверяемые.
После записи слов сверяют написанное в тетради с тем , что написано на доске или через мультимедиа.(Взаимопроверка в парах)
Делают вывод.(правило проверки парных согласных)
Выполняют упражнения
(через мультимедиа)
Индивидуально работают с карточками. Закрашивают соответствующий кружочек
-на 6
-Какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости на конце слова
-Если парный на конце, надо подобрать проверочное слово: гараж - гаражи. Писать нужно букву ж
-Учиться подбирать проверочные слова
-Чтобы грамотно писать слова, уметь правильно писать букву парного согласного звука
-Сколько в русском языке пар согласных.
-Всего 11пар по звонкости и глухости
- Звуки [ж ] и [ш ]- всегда твёрдые.
Носорог- носорогом, мед- меду
-Медведь
-Медведи
Медведь - это животное
-Неловких и неуклюжих людей.
-Все слова на одно правило – правописание парных согласных на конце слова.
- Все на одну тему, связанную с лесом и животными.
-Лес- леса, ёж- ежи, гриб – грибы.
- Чтобы проверить парный согласный в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или сонорный.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Определяют эмоциональное состояние на уроке. Фронтальная
Индивидуальная
Работа в парах
Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная работа учащегося на ПК+коллективная проверка учащимися
Коллективная
Групповая работа
Фронтальная Регулятивные УУД: анализируют эмоциональные состояния.
Коммуникативные:обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Регулятивные:
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его
Регулятивные:
действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений анимационного героя http://infourok.ru/ (использование мультимедиа)
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться. Стремятся хорошо учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Познавательные УУД: различают согласные звуки по глухости и звонкости , твёрдости и мягкости
Коммуникативные:обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Коммуникативные:обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Личностные: понимают значение для человека и принимают его.
Регулятивные:
Прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Устный опрос
Устные ответы
Самостоятельная работа в тетрадях
Карточки с тестами
Работа на ПК
Устные ответы
Работа в тетрадях
Устная работа в группах
Работа в тетрадях
Учащиеся оценивают себя за работу на уроке по следующим критериям :- На уроке я работал-
-я выполнял задания-
- я научился-
- были трудности, которые я постарался и постараюсь преодолеть.Учащиеся рисуют смайлик, которые отражают понимание урока.