Конспект урока Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне 6 класс


Урок по русскому языку в 6 классе «Правописание слова с проверяемыми безударными гласными в корне»

Цели:
Формировать умение находить безударные гласные в корне и проверять их.
Расширять кругозор учащихся, развивать речь.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к деревьям, к животным.


Наглядность и оборудование:
Интерактивная доска;
Слайды: берёза, осина, рябина, сосна, дуб;
Слайды: медведь, белка, дрозд;
Слайды: лист дуба, жёлудь, музыкальный инструмент.
1.Вступительная беседа
На краю зелёного поля, возле тропинки, ведущей в густой лес, стоят берёзки. Белые берёзы склонились друг к другу, переплелись шелковистыми ветвями, образуя полукруглые воротца. Сколько деревьев в лесу! И берёзы, и осины, и сосны, и ели, и клёны. Каждое представляет интерес.

- Какие деревья встречали нас? (Берёзы) Слайд №1
- Что знаете о берёзе?
Слайд №2
На Руси всегда любили белоствольную красавицу – берёзу. Её называли деревом счастья. Берёза считается символом девичьей нежности и красоты.

2. Чистописание.
1) Слайд № 3
Откройте тетради, запишите число и вид работы.

2) Слайд №4
Прочитайте слова. Запишите их в тетради. Найдите лишнее слово.
Выделите корень и назовите его. С какой буквы он начинается?

Что знаете о букве Б и звуках, которые она обозначает?
Слайд №5

Бб - [ б ]
- [ бґ ]
(Учитель ставит звуки в квадратные скобки маркером)
Назовите согласные буквы корня.(брз) Какую букву нужно запомнить в слове берёза? (е)
Запишите ,меняя местами буквы брзе.
(Учитель пишет на доске маркером)

3. Словарная работа
Оказывается дружат не только люди, но и деревья. Хотите узнать, какое дерево дружит с берёзой?
Слайд №6
Осина является подруженькой берёзки. Оба дерева любят яркий солнечный свет, поэтому растут рядом на лесных опушках и полянках. Необыкновенно красива осина осенней порой: листья то розовые, то огненно – красные, то лиловые с багрянцем.
Вспомните, от чего листья краснеют?
В листве осенью появляется красящее вещество, для его образования нужно, чтобы стало прохладнее и чтобы замирала жизнь растения.

Слайд №7
Демонстрируется карточка: ____ с и н а

Разбор слова. На доске вставить букву о или а .
Запись слова о с и н а в тетради. Запомнить написание слова.

4. Работа над новым материалом.
1) Отгадайте загадку.

Слайд № 8
Прилетает в гости к ней,
Стайка алых снегирей.
По ветвям они снуют,
Красны ягодки клюют. (Рябина)

Слайд №9
Словно девица - красавица стоит в осеннем лесу рябина среди тёмных елей и белоствольных берёз. Накинула она на плечи шаль, расшитую резными золотисто – красными листьями, надела ожерелье из алых ягод.

Слайд №10
Перед вами «дерево с ягодами – буквами». Ягоды – буквы рассыпались.
(Р Я Е И Б И Н А) Давайте соберём слово рябина. Ученики выходят к доске и «срывают ягоды – буквы».
- Какую гласную букву написали в первом слоге?
Как проверить безударный гласный в корне слова?
Запись в тетради:

Р я б и н а – р я б ь ( п е с т р о т а), р я б е н ь к и й.
Слайд №11

- Кто назовёт тему нашего урока?
- Сегодня будем учиться писать проверяемую гласную в корне слова.

2) Упражнения
- Откройте учебник и прочитайте задание к упражнению 282.
Чтение вслух учеником.
Слайд №12
- Кому приносит пользу рябина? (Людям и животным)
- Каким животным?
Слайд №13

3) Выборочное письмо
- Почему рассказ назван «Дерево – кормушка»?
- Ребята, вы любите сюрпризы? В конце этой работы вы получите сюрприз.
Слайд №14
Сейчас вы будете учиться писать проверяемую букву в корне слова. Выходите к доске и записываете слова с безударными гласными в корне слова, а рядом - проверочное слово.
Образец работы:

П л о д ы – п л о д, р я б и н а – р я б ь, п о л е з ны – п о л ь з а, в а р е н ь е –
в а р и т, о с е н ь ю – о с е н н и й, з а п а с а е т – з а п а с, н а з и м у – з и м н и й,
д р о з д ы – д р о з д, з и м о й - з и м ы.

- Как проверить безударный гласный в корне слова?


Слайд №15
- Ну, а сейчас сюрприз! Вы справились с работой? Молодцы!
За хорошую работу вы получаете сладкий приз. (Под листьями спрятаны за хорошую работу – торт, за плохую – лук и чеснок).

4. Физминутка «Дует ветер».

5. Закрепление
Слайд №16 ширма
- На какие две группы делятся деревья? Какие деревья относятся к хвойным?
Слайд №17
-Давайте познакомимся с сосной.

Слайд № 18
Чтение текста с доски.
С _ сна стр _ йна и красива. Словно стрелы, уходят ввысь пр_ мые с _ сновые ств – лы. Св _ тло и вес - ло в с _ сновом б – ру.

Выполнение задания по группам.
1 группа: списать текст, вставить пропущенные буквы и выделить корень в словах.
2 группа: Выписать слова с пропущенными буквами, подбирая проверочное устно.

- Чему учились? (Учились проверять безударные гласные).
- Как проверить безударный гласный в корне слова?

6. Подведение итогов
Слайд № 19
- К нам залетел какой – то листочек. С какого он дерева? (Это лист дуба)
- Это не просто листочек, здесь что – то написано. Давайте прочитаем.
Вопрос: Ребята, чему вы учились на уроке?

Дуб – могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями, которые уходят далеко в землю.
Слайд № 20
- Объясните, пожалуйста, пословицу: «Дерево ценят по плодам, а человека по делам»
Если дерево даёт щедрые плоды и их много, значит это полезное дерево. И если человек хорошо трудится, значит он приносит пользу. Его уважают и ценят.
Вы тоже хорошо потрудились, получили знания и оценки.

7. Домашнее задание
- Какие плоды даёт дуб? (жёлуди)
Слайд № 21
- Ребята, давайте «сорвём жёлудь» и узнаем домашнее задание
Упражнение 283.

- Как нужно относиться к лесу? (Ответы детей)
Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания, плоды, прочную древесину. Любите и берегите наших зелёных друзей, таких могучих и щедрых, но таких беззащитных.
Думаю, что вам понравился урок. В вашу честь звенят фонфары.
Слайд № 22


15