Выступление на заседании школьной методической службы учителей, работающих в классах глубоко умственно отсталых детей



ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ .

Ребёнок идёт в школу. Волнуются все: мамы и папы, дедушки и бабушки, воспитатели детсада .Как будут учиться воспитанники? И всем взрослым хочется, чтобы всё было хорошо, чтобы ребёнок в школе хорошо учился, не уставал, не болел. Был весел и жизнерадостен. Особенно велико волнение, если ребёнок идёт не в обычную, а специальную, коррекционную школу.
Как помочь такому ребёнку вне зависимости от степени поражения центральной нервной системы, индивидуальных психических особенностей личности овладеть системой умений и навыков устной и письменной речи ?
Каковы же психолого- педагогические особенности детей с глубокими нарушениями интеллекта?
Категория глубоко умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой являются тяжёлый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения, а так же грубые нарушения всех сторон психики: моторики ,сенсорики ,внимания. памяти ,речи, мышления, высших эмоций
Грубое недоразвитие двигательной сферы детей с ГУО выражаются в нарушениях и слабости координации, точности и темпа произвольных движений. Движения детей замедленны, неуклюжи: они плохо бегают, прыгают.
Особенно затруднены у глубоко умственно отсталых детей тонкие дифференцированные движения рук и пальцев: они с трудом научаются шнуровать ботинки, завязывать шнурки ,застёгивать пуговицы, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами. Внимание у детей данной категории всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения поставленной цели. Значительные отклонения обнаруживаются у глубоко умственно отсталых детей в области сенсорики, которое включает в себя развитие ощущений, восприятий, представлений, т. е. всю сложную систему анализаторов. Развитие ощущений и восприятий ребёнка- необходимая предпосылка для формирования у него более сложных мыслительных процессов.
Для мышления детей с ГУО характерны беспорядочность, бессистемность имеющихся представлений и понятий. Отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления; инертность, узкая конкретность мышления и чрезвычайная затруднённость обобщений.
В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта находится глубокое недоразвитие речи.
Память таких детей отличается малым объёмом и значительным количеством искажений при воспроизведении материала. Логическая и механическая память находится на одинаково низком уровне.
До недавнего времени детей с глубокой умственной отсталостью не принимали в детсады и коррекционные школы. Обычно МПК выносила о детях с нарушениями интеллекта в степени имбецильности заключение « необучаемы», забывая о том, что развитие детей может широко варьировать и что возможные пределы обучаемости этой группы достоверно неизвестны.
В результате многолетних наблюдений за людьми с данной патологией зарубежные учёные пришли к выводу о том , что если заботиться о здоровье и эмоциональном комфорте, а также рано начать обучение, то большинство таких детей попадает в категорию умеренной умственной отсталости.
Главный же принцип в работе с такими детьми – её практическая направленность. И учёба , и воспитание должны всемерно содействовать выявлению возможностей, позволяющих подготовить детей к доступным для них видам труда, а также социальной адаптации среди людей.
Дети с глубокой умственной отсталостью развиваются значительнее медленнее, чем их сверстники, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий.
Для того, чтобы дети смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
Учёными – психологами установлена прямая зависимость между развитием интеллектуальных способностей и развитием мелкой моторики рук.
О некоторых упражнениях, которые можно использовать в подготовительном периоде , пойдёт речь далее.

Пальчиковые игры с пластилином.
Скатать:
- самый маленький шарик
- самый большой шарик
-короткую колбаску
- длинную колбаску
- низкий столбик
- высокий столбик
- разделить столбик на 2, 3, 4 части
- раскатать лепёшку, попрыгать по ней пальчиками, подумать , на что она похожа?
- скатать много шариков, сделать из них узор;
- вылепить изученные буквы;
- слепить несложные поделки: снеговик, пирамидки, колечки и др.
2. Пальчиковые игры с орехами.
Их можно:
- вращать между ладонями;
- перекатывать по тыльной стороне каждой ладони;
- вращать внутри ладони (перебирая пальцами);
- удерживать поочерёдно пальцами рук.
Чтобы игры были интереснее, можно подбирать потешки, песенки, считалки.
3.Пальчиковые игры с крупой.
Используются фасоль, бобы, гречка, рис , горох и т. п.
Игра «Золушка»
- сортировать крупу с открытыми глазами;
- сортировать на ощупь;
- превращать в буквы, цифры, рисунок (по контуру, на пластилин)
- использовать на панно;
- для счёта;
- использовать для «Гречневой куколки»
( для самомассажа пальчиков, используются потешки, можно проговаривать различные ситуации)
4. Игры с конструктором.
- «Лего»разного размера;
- пазлы;
- мозаики;
- кубики с сюжетными картинками;
- кубики двуцветные, с буквами, другие виды конструкторов.
5. Рамки и вкладыши «Монтессори»
Идея игры взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори(1870-1952 г.). Ей удавалось с помощью применения саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей. Что они к моменту поступления в школу даже превосходили по своему развитию нормальных детей.
Игра развивает детей в нескольких направлениях.
Вырабатывает умение узнавать и различать форму плоских предметов на ощупь и зрительно.
Развивает мелкую моторику рук, готовит к овладению письмом и рисованием.
Знакомит с геометрической терминологией, названиями фигур.
Виды работы:
Кто быстрее вложит вкладыши в рамки?
«Закроет окна во дворце»
Кто быстрее вложит вкладыши в рамки с закрытыми глазами?
« Наступила ночь. Пора во дворце закрывать ставни»
Кто быстрее вложит все треугольники, квадраты, фигуры без углов, многоугольники.
Кто из всех вкладышей выложит фантастического зверя (дворец, дерево, птицу и т. п.)
Кто, обведя только треугольники или квадраты, создаст необычные картинки.
Кто придумает и нарисует как можно больше образцов из овалов( треугольников , квадратов и т. п.)
6.Игры с пуговицами :
- сортировать по цвету;
-сортировать на ощупь;
-нанизывать на леску, как бусы;
-застегивать пуговицы (гласные – красные, согласные – синие)
7.Игры с бусинами, трубочками разного диаметра
-их нанизывают на леску, как бусы
О О О О О О О
0-О-О-О-О-О
---О---О---О---
--ОО—ОО—ОО—
8.Конструирование из цепочек и бус по контуру на бумаге.
9.Конструирование из восьми треугольников:
- на уроке обучения грамоте при изучении букв;
- на уроке математики;
Самостоятельное творческое моделирование
« Что получилось?»
«Чей дворец лучше?»
10. конструирование из спичек, палочек для мороженого.
11. Пальчиковые игры со скороговорками:
Б - Пара барабанов
Била бурю.
Пара барабанов
Била бой.
12.Бумажный театр.
Делаются фигурки на пальчики, сначала с помощью взрослых, затем самостоятельно. Используются стихотворения, потешки.
« Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать,
Родились у нас котята
Их по счёту ровно пять!
13. Игрушка – планшет для шнуровки.
-Вдеть шнурки, как на ботинках.
-Вдеть на ощупь.
-Вдеть по образцу.
-Вдеть произвольно.
14. Для развития тактильных ощущений:
-«Пушистые буквы» ( из бархатной бумаги)
-«Волнистые буквы» (из гофрированной бумаги)
-«Строгие буквы»(из наждачной)
Задания:
-при знакомстве обводить их указательным пальчиком;
-узнать на ощупь «Наступила ночь, буквы испугались, их надо успокоить, назвать по имени»;
-составить несложные слова.
15.Трафареты для штриховки.
16. Дорисовать картинку.
17.Комплекс упражнений для пальцев « Что умеют наши пальчики?»
-Показать восхищение, восторг;
-набрать номер телефона;
-подозвать к себе;
-сказать «Идём со мной!»
-пригрозить;
-постучать;
-сказать «Здорово!»;
-попрощаться;
-приласкать;
-быстро полистать страницу;
-сказать «Стоп!»;
-вдеть нитку в иголку;
-сказать «Победа!».
Одновременно с развитием мелкой моторики пальцев рук в подготовительный период реализовывались следующие задачи:
1.Развитие устной речи с помощью разговоров, бесед, связных высказываний.
2.Умение составлять предложения по картинкам, иллюстрациям.
3.Выделение в предложении слов, с определением их количества, последовательности.
4.Подбор и название слов, отвечающих на вопросы» Кто это? Что это? Какой? Чей? Что делает?
5.Выделение по слуху звуков из слова и слога.
При обучении грамоте детей с глубокой умственной отсталостью необходимо учитывать психофизиологическую основу чтения детей с ГУО – взаимообусловленную деятельность слухового, зрительного и речевого анализаторов. Большое значение для успешности овладения чтением имеют такие познавательные процессы, как мышление, память , внимание, образное восприятие и др.
Готовность сенсомоторной и психической сфер ребёнка с нормальным развитием к обучению грамоте создаёт условия для успешного овладения необходимыми операциями и действиями, которые лежат в основе навыков чтения и письма.
Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у умственно отсталых детей приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи.
Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Дети с ГУО с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, т. к. каждый раз соотносят букву с разными звуками.
Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух и более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.
Дети не могут понять , что всякое слово состоит из сочетаний тех самых букв, которые они учат. Буквы долго остаются для многих учеников чем-то, что должно запоминаться как таковое, безотносительно к словам, обозначающим знакомые предметы и явления.
В связи с тем, что у глубоко умственно отсталых детей наиболее отчётливо проявляются недостатки речевого развития, занятия по обучению грамоте проводятся в русле общего речевого развития детей. Для овладения грамотой прежде всего необходимо определённое развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи: умение выделить звук из слова, отдифференцировать его от сходных звуков, уточнить в собственном произношении, найти его место в слове, установить последовательность входящих в слово звуков.

На каждом уроке проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, которая включает упражнения, направленные на совершенствование артикуляционного аппарата, развитие речедвигательного механизма.
Упражнения проводятся в форме дидактических игр, например:
«Лошадки»
«Вкусное варенье»
«Прятки»
«Часики» и др.
Для развития фонематического слуха мною используются следующие упражнения и виды работ:
Игра « Кто какие звуки издаёт?»
« По звуку угадай предмет»
(Используются колокольчики ,погремушки, барабан, игрушки-пищалки неваляшки, свисток, заводная машинка, заводной мишка, кукла и др.)
3.Игра « Кто в домике живёт?»
4.»Звуковая линейка»
5.»Чудесный мешочек»
( Выделение звука, деление на слоги. Используются загадки про предметы, которые находятся в мешочке.)
Загадки.
(Отгадывание загадок, проведение звуко- буквенного анализа.)
Развитию внимания к звукам окружающей действительности способствует чтение учителем стихотворений, загадок, потешек, в которых передаются голоса животных, звуки природы, улицы и т. п., а также развитие сценок – звукоподражания:
- кошка мурлычет, ласкается к хозяину;
- собака лает на чужого;
- щенок обиженно скулит;
- наседка квохчет;
- цыплята пищат;
- кабанчик хрюкает, визжит;
- корова мычит;
- индюк болмочет;
- петух кричит;
а также проведение игр:
« Что мы слышим в доме?»
«Слушаем звуки улицы»
Следующим этапом в обучении грамоте детей является членение высказываний на слова. Предметом обучения является слово, как единица языка, объединяющая звучание и значение.
Очень важно вычленение слова из потока речи, отделение в сознании ребёнка слова от предмета.
Впоследствии того, что у умственно отсталых детей к моменту поступления в школу ещё не сформирована фразовая речь, работа по усвоению термина « слово» начинается с называния отдельных предметов, когда слово выступает изолированно, вне предложения. Данная работа проводится на предметном материале с использованием игрушек, предметов быта.
С этого же момента вводится условно- графическая запись слов, затем предложения, слога, звука. Запись осуществляется полосками бумаги, а также кружочками для обозначения звука.
Затем вместо натуральных предметов используются их изображения.
Только после такой кропотливой работы можно предлагать слова без наглядного подтверждения.
Понятия «слово», «предложение» употребляются учителем, учащие должны понимать их и выполнять действия, связанные с этими понятиями.
На следующем этапе работы проводится знакомство со слогом, как частью слова. Успешному усваиванию данного понятия помогают учащимся следующие дидактические игры:
1»Волшебный мешочек» определяет количество слогов в слове.
Мешочек с игрушками. Ученик вынимает предмет, называет его, определяет количество слогов в слове.
2».Магазин игрушек»
Игрушки : мяч, юла, кубики, кукла и т. п. Задание: купить ту игрушку, в которой 1, 2, 3 слога.
«Молчанка»
Учитель показывает предметную картинку, потом проговаривает слово, дети показывают карточку с цифрой, сколько слогов.
4.»Собери слово.»
5. Отгадывание загадок с разбором на слоги отгадок и др. игры.
Далее происходит знакомство детей со звуком. Первоначально выделение звука происходит из ударной позиции. Хорошим дидактическим приёмом будет отгадывание загадок, если в отгадке встречается нужный звук.
Последовательность изученных звуков и букв устанавливается с учётом трудностей выделения звуков из речи, произношения, слияния звуков в слоги, т. е. самого процесса чтения. Наиболее легко воспринимаются слоги, составляющие слова типа АУ, УА ; следующими по трудности являются обратные слоги АМ , УМ.
Наибольшую трудность для чтения представляет прямой открытый слог НА, НО, МА; далее закрытые слоги СОК, НОС; слоги на стечение согласных.
Слова для чтения вводятся также в определённой последовательности.
При подборе слов для чтения главное внимание уделяется, наряду с частотой употребления их в разговорной речи, доступности лексики учащимися- олигофренами.
Чтение - сложный вид умственной деятельности. Поэтому формирование техники чтения неотделимо от работы , направленной на понимание прочитанного.
Чтение можно сравнить с « главной дорогой» в стране знаний . Освоение математики, естествознания, истории, чтение инструкций на уроках трудового обучения будет основано на умении ребёнка понимать прочитанное, пользоваться устной и письменной речью, способности выделять смысл прочитанного из текста. В связи с этим обучение чтению умственно отсталых детей является фундаментом его социальной адаптации.
Дети с ограниченными возможностями чаще всего растут и развиваются в обстановке, где беседы, слушание, чтение не являются нормой повседневной жизни, поэтому главная ответственность за обучение ребёнка чтению ложится на педагога коррекционной школы, на учителя начальных классов.
Практика работы в коррекционной школе показывает, что большинство детей читают мало и неохотно, а сам процесс чтения считают скучным.
В своей работе на уроках чтения стараюсь пробудить у школьников интерес, удивление, любопытство, т. е. создать положительную мотивацию, а через неё повысить качество обучения чтению.
Специфика обучения грамоте в коррекционной школе требует использование наглядности на уроках чтения и письма, от натуральной и схематичной, для фронтальной работы и раздаточного материала для каждого ученика.
В классе для глубоко умственно отсталых детей провести традиционный урок трудно, ведь приходится учитывать их индивидуальные особенности отклонения в умственном и психическом развитии каждого ученика.
Это обязывает учителя дифференцированно подходить к учащимся в процессе организации коллективной самостоятельной работы.
На уроках обучения грамоте с целью развития слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекции их недостатков мною были использованы следующие игры и упражнения:
Игра « Составь слово»
-из букв + картинка;
-из слогов + картинка;
-из разрезных слогов составить несколько слов;
2.Игра « Составь предложение».
Слова + картинка
3.Книжки- малышки.
(Печатаются отдельные слова и предложения)
«Буквы заблудились»
«Найти ошибку»
«Догадайтесь»
«Зеркало»
«Отгадки потерялись»
(С использованием кассы букв.)
9.»Буква потерялась»
10 «Пропущенная буква»
11.»Алые клубнички»
12. « Читаем по ступенькам»
13.» Волшебные превращения»
14. «Волшебные коты»
15. « Пляшущие буквы»
16. «Угадай- ка »
17.»Заполни окошечко»
18.»Мозаика с буквой»
19.» Прочитай и покажи»
20.»Буквоедик»
22.»Летающая буква»
23. «Волшебные шары»
24.»Слоговой абак»
25. «Слоговая линейка»
26.»Вставь нужную букву» и др.
Таким образом, успех работы учителя по обучению грамоте глубоко умственно отсталых детей определяется строгой продуманной системой, включающей в себя постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики, формирование связной речи; развитии внимания, памяти, логического мышления; обретение и совершенствование навыков устной и письменной речи учащихся.