Выступление: «Совместная работа учителя и родителей по воспитанию любви к чтению у детей с ОВЗ»
Городская конференция учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и родителей при формировании читательской компетенции младших школьников»
Выступление по теме: «Совместная работа учителя и родителей по воспитанию любви к чтению у детей с ОВЗ» учителя начальных классов МБОУ СОШ № 7 г. Апатиты
Определённое снижение интереса к чтению – это сегодня общемировая тенденция, и во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания чтения для развития любой страны. Российским книжным союзом была разработана и в настоящее время реализуется «Национальная программа поддержки и развития чтения» рассчитанная на 14 лет, до 2020 года. По исследованиям работников библиотек –
90 процентов людей приходят в библиотеку за книгами, нужными для работы или учёбы. Такое чтение даёт пищу уму, но не формирует систему нравственных и эстетических идеалов личности. Нельзя не читать художественную литературу, иначе вырастут люди без души и эмоций.
Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что самое страшное в воспитании ребенка это то, когда ему не хочется читать. По его мнению "без книги наступает убогость умственной жизни, а это ведет к бездуховности". Чтение книг для ребенка должно быть потребностью и удовольствием, ведь дети, которые любят читать книги умеют думать, анализировать, они грамотнее своих сверстников и поэтому вырастают более успешными людьми в жизни.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь складывать из букв слова и овладеть техникой чтения ещё не значит стать читателем. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Формы работы с книгой разнообразны и определяются творчеством педагога. Эффективному развитию читательского интереса младших школьников способствуют условия, включающие в себя системное использование разнообразных форм внеклассных занятий, работы с учреждениями культуры, работы с родителями.
Привить ребенку вкус к чтению– лучший подарок, который мы можем ему сделать (Сесиль Лупан).
Последние 4 года я работаю с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, и хотела бы поделиться своим опытом по взаимодействию с родителями. Без помощи родителей, без помощи семьи – невозможно воспитать только силами школы увлечённого читателя.
В первый школьный день дети получают свою первую книгу – «Азбуку». Именно с неё и начинается работа по формированию любви к книге и миру литературы. На первом родительском собрании я провожу беседу с родителями о важности чтения в семье, и мы начинаем совместную работу. Родители заполняют анкеты, и это помогает мне узнать – насколько часто читают сами родители, круг их чтения, практикуется ли семейное чтение с детьми, и какую литературу родители читают детям.
С первых дней обучения в школе мы заводим портфолио достижения детей, где важное место занимает «Читательская биография». Первая страничка – это история дошкольного чтения. В первый месяц в учебнике «Азбука» мы повторяем с детьми русские народные сказки, а дома дети рисуют вместе с родителями рисунки. Перед вторым родительским собранием мы оформляем выставку по сказкам. На этом собрании мы заводим с родителями «Читательские дневники», и начинаем в них фиксировать то, что читают родители дома с детьми. Конечно не все родители и не всегда регулярно это делают, но я стараюсь систематически воодушевлять родителей.
Уже в течении сентября мы знакомимся с детьми с нашей школьной библиотекой, и теми книгами и журналами, которые в ней есть. На день открытых дверей для родителей, который мы проводим после месяца обучения, мы вместе с родителями посещаем школьную библиотеку, и родители начинают помогать формировать круг читательских интересов детей. Вместе с родителями они решают – какие книги будут читать в выходные.
Также нам помогает программа внеурочной деятельности «Служу Отечеству пером», по которой мы занимаемся с ребятами. Журнал «Добрята» - это как путеводитель в мир литературы. В журнале представлены и стихи, и рассказы и научные статьи. Его можно выписать через почту, и получать в каждой семье. В журнале есть разные рубрики, и по материалам журнала я также даю домашние задания для семейного чтения.
Со второго месяца обучения в школе мы начинаем посещать городскую детскую библиотеку на Сидоренко-30, которая расположена рядом с нашей школой. Раз в две недели нас радушно встречает Куликова Анжела Эльмаровна, и каждый раз после посещения библиотеки мы вместе с ней даём домашние задания, которые дети вместе с родителями выполняют дома. Это или рисунки, или ответы на викторину, или разыграть по ролям отрывок из рассказа.
Также в школу этой осенью приходили библиотекари из Центральной детской библиотеки, и рассказали о новых книгах. Вместе с родителями мы сходили туда и увидели интересные книги – музыкальные, объёмные, рукописные.
Ребята очень любят стихи, И мы участвовали с ними городском поэтическом фестивале «Здравствуйте, дети». Родители помогли выучить и представить стихи Ольги Пархоменко.
Свой опыт совместной работы с родителями я обобщила и представила в 2015 году на городской конкурс методических материалов, и получила диплом 1 степени в номинации «Обобщение передового опыта».
Наш совместный с родителями «Клуб вдумчивого читателя» продолжает свою работу, и личный пример учителя и родителей, которые сами любят читать и ценят книгу – принесёт свои плоды. Дети, которые перешли в 4 класс – за 3 года работы по этой программе полюбили книгу и стали постоянными читателями школьной и городской библиотек.
15