Рабочая программа по предмету: Эффективное поведение на рынке труда 2016г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Эффективное поведение на рынке труда
2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc461368488" 141. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc461368488 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc461368489" 142. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc461368489 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc461368492" 143. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc461368492 \h 14111515
13 LINK \l "_Toc461368493" 144. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 13 PAGEREF _Toc461368493 \h 14121515
15
Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования для специальностей среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена технического профиля: Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта -23.02.03. Машинист крана (крановщик) – 23.01.07. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) – 15.01.05. Продавец, контролёр-кассир – 38.01.02. Повар, кондитер – 19.01.17.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования и примерной программы по учебной дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда».
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Тайшетский промышленно-технологический техникум»
Разработчики:
Шалаева Екатерина Анатольевна, преподаватель ГБПОУ ИО ТПТТ
Рецензенты:
Внутренние: ___________ Галыга Л.А. – заместитель директора
по общеобразовательным дисциплинам.
Рассмотрена на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин, протокол № 8 от ____________20___г.
Председатель МК__________Снопкова И.В.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Эффективное поведение на рынке труда
1.1. Область применения программы
В настоящее время у выпускников среднего профессионального образования, обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программам подготовки специалистов среднего звена практически не сформированы способы эффективного поведения на рынке образовательных услуг и труда. Поэтому сегодня необходимо включить в содержание профессионального образования молодежи знания и умения, необходимые для продвижения себя на рынке труда. Делая карьеру в рыночных условиях, молодой человек выступает как создатель и продавец своей рабочей силы. Поэтому ему необходимы знания законов рынка, конъюнктуры регионального рынка труда.
Программа учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда» направлена на формирование навыков и способов эффективного поведения на рынке труда.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
·
·осуществлять телефонные звонки и визит к работодателю с целью трудоустройства;
·
·проходить испытания при приеме на работу;
·
·составление профессионального резюме, поискового письма, объявления о поиске работы и др. документов;
·
·осуществлять поиск работы с помощью сети Интернет и других источников;
·
·составлять собственный план карьерного роста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
·
·перечень наиболее востребованных профессий, формы занятости;
·
·технологию трудоустройства;
·
·порядок организации предпринимательской деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
16
курсовая работа (проект) (не предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
Составление презентаций
2
Составление проектов, таблиц, схем
6
Заполнение образцов документов
2
Написание характеристик
1
Доклад
1
Составление планов
3
Составление коллажа
1
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Тип и форма
урока
Вид
контроля
Уровень освоения
1
2
3
4
5
6
Тема 1. Анализ современного рынка труда
Содержание учебного материала
2
1
Определение понятия «рынок труда», структура современного рынка труда РФ. Занятость населения как показатель баланса спроса и предложения рабочей силы. Региональные особенности рынка труда. Высвобождение рабочей силы, его причины в регионе.
1
Вводная беседа
2
2
Практическое занятие №1
Аргументированная оценка степени востребованности специальности (по которой обучаются студенты) на региональном рынке труда. Разработка творческого коллажа по теме: «Я и моя будущая профессия».
1
Фронтальный опрос,
индивидуальный опрос
Устный опрос
Письменная
проверка
2
Самостоятельная работа
Выполнение доклада на тему «Перспективы рынка труда города по выбранной профессии»
1
Экспертная оценка
Тема 2.
Тенденции развития мира профессий
Содержание учебного материала
3
3
Определение понятия «профессия», современный мир профессий, тенденции в его развитии, классификация профессий, предложенная Е.А.Климовым. Основные типы профессий, их характеристика.
2
Изучение нового материала
лекция
2
4
Практическое занятие №2
Обсуждение и анализ профессиональной пригодности в контексте психологии (по Е.А. Климову). Определение готовности к профессиональной деятельности, с использованием методик: «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) и «Дифференциально-диагностический опросник» (Е.А.Климов).
1
Фронтальный опрос,
индивидуальный опрос
Устный опрос
Письменная
проверка
2
Самостоятельная работа
1
Составление таблицы. Проведение анализа рейтинга самых популярных мужских и женских профессий (гендерный аспект).
1
Письменный отчет, экспертная оценка
Тема 3.
Понятие карьеры и карьерная стратегия
Содержание учебного материала
2
5
Понятие «карьера» в узком и широком смысле. Карьера и личностное самоопределение человека. Типология карьеры (вертикальна, горизонтальная, профессиональная, должностная и др.). Этапы карьеры и мотивы карьерного роста.
1
Изучение нового материала
лекция
2
6
Практическое занятие №3
Обсуждение причин, побуждающих работника к построению карьеры. Обсуждение афоризмов и высказываний о жизни, карьере, успехе в жизни и профессиональной деятельности. Просмотр и обсуждение видеофильма «От мечты к реальности».
1
Фронтальный опрос,
индивидуальный опрос
Письменный отчет, экспертная оценка
2
Самостоятельная работа
Составление мультимедиа презентации по теме «Иллюстрации к профессии», по которой студенты заканчивают обучение.
1
экспертная оценка
Тема 4.
Проектирование карьеры
Содержание учебного материала
3
7
Понятия проект и проектирование. Карьерный рост и личностное развитие как предмет проектирования самого себя. Этапы проектирования. Замысел проекта и личностное самоопределение автора проекта.
2
Изучение нового материала
лекция
Письменный отчет, экспертная оценка
2
8
Практическое занятие №4
Планирование своей профессиональной карьеры. Самоанализ умений и способностей. Определение вариантов построения своей карьеры. Упражнение «Мои достижения (на фактический момент времени)». Упражнение «Цели карьеры».
1
Фронтальный опрос,
индивидуальный опрос
Письменный отчет, экспертная оценка
2
Самостоятельная работа
2
Формулирование запросов на свои внутренние резервы для построения профессиональной карьеры. Проведение самооценки своих сильных и слабых сторон. Составление шкалы своих умений и склонностей. Составление проекта «Проектирование профессиональной карьеры».
2
Тема 5.
Принятие решения о поиске работы
Содержание учебного материала
3
9
Проблемы, стоящие перед соискателем. Этапы поиска работы. Эффективные способы поиска работы.
Каналы распространения сведений о себе: объявление, помощь знакомых, электронные СМИ, работа с сайтами, печатные СМИ, распространение по каналам профессиональных и общественных организаций, массовая («веерная» рассылка) собственными силами.
2
Изучение нового материала
лекция
Фронтальный опрос,
индивидуальный опрос
2
10
Практическое занятие №5
Просмотр и обсуждение видеофильма «Как найти работу», «Трудоустройство молодежи». Составление своей характеристики.
1
Фронтальный опрос,
индивидуальный опрос
2
Самостоятельная работа
1
Составление своей характеристики в качестве ресурса будущего молодого специалиста.
1
Тема 6.
Правила составления резюме
Содержание учебного материала
4
11
Цели написания резюме. Виды и структура резюме. Ошибки при составлении резюме. Правила составления сопроводительных писем. Предварительные телефонные переговоры с потенциальным работодателем.
2
Изучение нового материала
лекция
Устный опрос
2
12
Практическое занятие №6
Анализ готовых резюме. Составление собственного резюме с учетом специфики работодателя. Обсуждение полученных результатов. Телефонные переговоры с потенциальным работодателем в модельной ситуации.
1
Устный опрос
Письменная
проверка
Экспертная оценка
2
Самостоятельная работа
1
Составление плана собственного трудоустройства
1
Экспертная оценка
Тема 7.
Посредники на рынке труда.
Содержание учебного материала
2
13
Государственные службы занятости населения (пособие по безработице, профессиональное обучение, консультации, поиск вакансий на бирже труда). Типы кадровых агентств. Составление объявления о поиске работы. Работа с ответами на свое объявление.
1
Изучение нового материала
лекция
2
14
Практическое занятие №7
Составление аналитической таблицы по систематизации информации об источниках информации о работе и потенциальных работодателях. Самостоятельно задавать критерии для сравнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу.
1
Письменный отчет, экспертная оценка
Устный опрос
Письменная
проверка
2
Самостоятельная работа
2
Сбор и анализ информации о вакансиях рабочих мест в регионе по специальности. Составление списка потенциальных работодателей. Привести не менее трех аргументов целесообразности использования элементов инфраструктуры рынка труда для поиска работы.
2
Применения знаний
на практике
Тема 8.
Прохождение собеседования
Содержание учебного материала
3
15
Характеристика собеседований. Виды собеседований. Подготовка к собеседованию. Поведение на собеседовании. Вопросы, которые могут задавать на собеседовании. Типичные ошибки, допускаемые при собеседовании. Самопрезентация. Основные способы самопрезентации. Препятствия для эффективной самопрезентации.
1
Изучение нового материала
лекция
2
16
Практическое занятие №8 Просмотр и обсуждение видеофильма «Как пройти собеседование». Деловая игра «Самопрезентация» - проведение диалога с работодателем в модельных условиях (ответы на «неудобные вопросы»).
1
Фронтальный опрос,
индивидуальный опрос
Самостоятельная работа
1
Составление самопрезентации, подготовка к деловой игре.
1
Применения знаний
на практике
Тема 9.
Правовые аспекты трудоустройства и увольнения
Содержание учебного материала
3
17
Порядок приема на работу. Понятие, содержание и подписание трудового договора (контракта). Основные права и обязанности работника и работодателя при приеме на работу. Особенности прохождения испытательного срока. Процедура увольнения. Причины увольнения. Правовые аспекты увольнения с работы.
2
Изучение нового материала
лекция
Фронтальный опрос,
индивидуальный опрос
2
18
Практическое занятие №9
Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Оценка законности действий работодателя и работника при приеме на работу и увольнении (решение ситуативных задач). Анализ типичных ошибок при ведении кадровой документации.
1
Фронтальный опрос,
индивидуальный опрос
Экспертная оценка
2
Самостоятельная работа
2
Заполнение образцов кадровых документов (личный листок по учету кадров, личная карточка, заявление).
2
Тема 10.
Адаптация на рабочем месте.
Содержание учебного материала
3
19
Адаптация: сущность, проблемы, виды, время адаптации. Степень адаптации сотрудников к трудовой деятельности, в том числе в нестандартных ситуациях. Структура процесса адаптации молодых специалистов к работе на предприятии.
2
Изучение нового материала
лекция
Фронтальный опрос,
индивидуальный опрос
2
20
Практическое занятие №10
Тренинг «Уверенное поведение».
1
Письменный отчет, экспертная оценка
2
Самостоятельная работа
2
Составление алгоритма собственной адаптации к профессиональной деятельности в организации.
2
Применения знаний
на практике
Тема 11.
Развитие коммуникативных качеств личности
Содержание учебного материала
3
21
Организационная культура и деловой этикет. Деловое общение. Язык мимики и жестов. Техники активного слушания. Конфликты и способы их разрешения.
2
Изучение нового материала
лекция
2
22
Практические занятия №11
Тренинг «Деловое общение». Диагностика коммуникативных и организаторских способностей по методике «КОС». Обсуждение стратегий поведения в различных конфликтных ситуациях.
1
Письменный отчет, экспертная оценка
2
Самостоятельная работа
1
Описание возможной конфликтной ситуации между сотрудником и руководителем (сотрудником и сотрудником). Продумать свою стратегию поведения в данной ситуации.
1
Применения знаний
на практике
Письменный отчет, экспертная оценка
Тема 12.
Формирование деловых качеств личности
Содержание учебного материала
2
23
Имидж делового человека. Эффективное и рациональное использование времени. Правила этики служебных отношений. Эффективное взаимодействие с руководителем и коллегами по работе.
1
Изучение нового материала
лекция
Устный опрос
2
24
Практическое занятие №12
Тренинг «Эффективное взаимодействие».
1
Фронтальный опрос,
индивидуальный опрос
2
Самостоятельная работа
1
Письменный отчет, экспертная оценка
Письменный отчет, экспертная оценка
Составление коллажа на тему: «Я и моя профессиональная карьера через десять лет»
1
Всего аудиторных занятий:
32ч.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета «Обществознание и право»,
кабинета «Информатики».
Оборудование учебного кабинета: стенды, схемы, раздаточный материал.
Технические средства обучения: вычислительная техника, ПК, проектор, DVD, аудиотехника.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Литература
Основные источники:
1. Сотников С.И. Управление карьерой. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012.
2. Морозов Н. Как найти работу своей мечты. – М.: Академия, 2011
Дополнительные источники:
1. Адаменко М.В. Как открыть свой малый бизнес. - М.: НТ Пресс, 2010.
2. Федеральный закон РФ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.07.
3. Шулятьева Н.А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. «Деньги и кредиты», 2009, №1.
Интернет-ресурсы:
Библиотека Воеводина. (Коллекция книг по экономической теории, международной экономике, финансам, предпринимательству, маркетингу, рекламе и Public Relations (PR)). - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Экономическая библиотека онлайн. (Коллекция ссылок на книги по различным областям экономики и управления. Требуется регистрация). -[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
AUP.Ru - Библиотека экономической и деловой литературы (Электронные учебные пособия, методические материалы и научные монографии по вопросам экономики, финансов, менеджмента и маркетинга на предприятии). http://www.aup.ru/library/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь осуществлять телефонные звонки и визит к работодателю с целью трудоустройства.
Уметь проходить испытания при приеме на работу.
Практическое занятие. Выполнение индивидуальных заданий, исследований.
Уметь составление профессионального резюме, поискового письма, объявления о поиске работы и др. документов
Практическое занятие. Выполнение индивидуальных заданий, исследований.
Уметь осуществлять поиск работы с помощью сети Интернет и других источников.
Выполнение индивидуальных заданий.
Уметь составлять собственный план карьерного роста.
Выполнение индивидуальных заданий, исследований.
Знать перечень наиболее востребованных профессий, формы занятости.
Выполнение индивидуальных заданий, исследований.
Знать технологию трудоустройства.
Практическое занятие. Выполнение индивидуальных заданий, исследований.
Знать порядок организации предпринимательской деятельности.
Практическое занятие. Выполнение индивидуальных заданий, исследований.