КОС по дисциплине Литература для специальностей СПО.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАРТАЛИНСКИЙ МНОГООТРАСЛЕВОЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ руководитель структурного подразделения
_________ /Н. Я. Чайкина/
«__» _______ 2016 г.
Комплект оценочных средств
для проведения промежуточной аттестации
по дисциплине
ОУДБ. 02 Литература
в рамках основной профессиональной образовательной
программы по специальности СПО
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)»
35.02.07 «Механизация сельского хозяйства»
2016 гРазработчик:
преподаватель ГБПОУ СПО «Карталинский многоотраслевой техникум»
Асташенко Светлана Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
1.паспорт комплекта фонда оценочных средств 4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ 6
3. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 8
4.ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 11
5.ПРИЛОЖЕНИЕ 16
1. Паспорт комплекта оценочных средств
1.1.Область применения комплекта оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств разработан в соответствии с требованиями рабочей программы и позволяет оценить результаты освоения дисциплины «Литература», предназначенной для реализации среднего (полного) общего образования в группах СПО. На дисциплину учебным планом отводится обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 117 часов.
Промежуточный контроль по дисциплине определен учебным планом в форме дифференцированного зачета, который проводится по результатам изучения 2 семестра.
Требования к знаниям и умениям студентов.
В результате обучения студенты должны демонстрировать знания и умения, определенные в рабочей программе дисциплины «Литература», а также освоенные общие компетенции, определенные ФГОС среднего профессионального образования.
Комплект контрольно-оценочных средств позволяет оценить формирование элементов общих компетенций и ключевых предметных компетенций:
Общие компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Ключевые предметные компетенции:
ценностно-смысловая компетенция (умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков; владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок);
общекультурная компетенция (владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; представление о системах этических норм и культурных ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многокультурном обществе; владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, писателя);
учебно-познавательная компетенция (умение ставить цель и организовывать её достижение, пояснять свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);
информационная компетенция (владение навыками работы с различными источниками информации- книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет; умение самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; применять для решения учебных задач современные информационные технологии;
коммуникативная компетенция (владение навыками работы в группе, коллективе, приемами действий в ситуациях общения; владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное сообщение, уметь задать вопрос, корректно вести диалог и пр.);
компетенция личностного совершенствования (освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития; формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения)
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих знаний и умений:
Результаты обучения
(освоенные умения) Результаты обучения
(усвоенные знания)
У1. воспроизводить содержание литературного произведения;
У2.анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
У3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
У4.определять род и жанр произведения;
У5.сопоставлять литературные произведения;
У 6. выявлять авторскую позицию;
У7.выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
У8.аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
З 1.образную природу словесного искусства;
З 2. содержание изученных литературных произведений;
З 3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
З 4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
З 5. основные теоретико-литературные понятия;
3.Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Формы и методы оценивания
Предметом оценки служат знания и умения, предусмотренные ФГОС СПО по дисциплине _____ЛИТЕРАТУРА___и направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Текущий контроль освоения студентами программного материала учебной дисциплины имеет следующие виды: входной, оперативный и рубежный.
Входной контроль знаний студентов проводится в начале изучения дисциплины с целью определения освоенных знаний и умений (базовых) в рамках изучения общепрофессиональных дисциплин, а также выстраивания индивидуальной траектории обучения студентов.
Оперативный контроль проводится с целью объективной оценки качества освоения программы учебной дисциплины, а также стимулирования учебной работы студентов, мониторинга результатов образовательной деятельности, подготовки к промежуточной аттестации и обеспечения максимальной эффективности учебно-воспитательного процесса.
Оперативный контроль проводится преподавателем на любом из видов учебных занятий. Формы оперативного контроля (контрольная работа, тестирование, опрос, выполнение и защита практических, выполнение рефератов (докладов), подготовка презентаций, наблюдение за деятельностью обучающихся и т.д.) выбираются преподавателем, исходя из методической целесообразности.
Рубежный контроль является контрольной точкой по завершению отдельного раздела учебной дисциплины.
Дифференцированный зачет проводится по окончании изучения дисциплины. Время для сдачи дифференцированного зачёта – 80 минут. Контрольно – оценочные средства по литературе представлены в виде:
1 часть – тестирование
2 часть – знание основных фактов биографии писателей-классиков XIX–XX вв.
3 часть - анализ лирического произведения
Оценка теста:
В работе используются тестовые задания двух типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом. В заданиях с выбором ответа все ответы сформулированы, обучающийся должен только выбрать из готовых ответов один правильный. Задания данного типа используются главным образом для проверки знаний обучающихся, понимания изученного материала. Это задания базового уровня, предполагается, что они посильны для абсолютного большинства студентов.
Второй тип заданий - задания с кратким ответом — требует умения самостоятельно сформулировать ответ и оформить его кратко.
% правильных ответов оценка
90 - 100 5(отлично)
70 – 89 4 (хорошо)
50 - 69 3 (удовлетворительно)
менее 50 2 (неудовлетворительно)
Оценка устных ответов (задание №2 и №3)
При оценке устных ответов преподаватель руководствуется следующими основными критериями:
1.понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытия идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий, умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
5.Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
В соответствии с этим:
Отметкой "5" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной, речью.
Отметкой "4" оценивается ответ, который, показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями: и навыками разбора при анализе прочитанных произведений: умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.
Отметкой "3" оценивается ответ, свидетельствующий о знании я понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории:, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения: ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Отметкой "2" оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Отметкой "1" оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.
ЗАДАНИЯ
для дифференцированного зачёта
1.Тест.
1.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.
а) сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм
б) модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм
в) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм
г) реализм, классицизм, сентиментализм, романтизм, модернизм
2. Особый творческий рубеж в пушкинской жизни и творчестве — осень 1830 г., период принято называть:
а) южной ссылкой;
б) Болдинской осенью;
в) петербургским периодом.
3. Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями:
1) сравнение
2) эпитет
3) метонимия
4) метафора
4. Какое из приведенных определений соответствует понятию «тема произведения»?
А) Изображение событий в их причинно-следственной связи
Б) Жизненный материал, взятый для отображения в произведении
В) Главная мысль произведения, в которой выражается оценочно-эмоциональное отношение писателя к изображаемому
5. Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
А) романтизмВ) сентиментализм
Б) классицизмГ) реализм
6. Каков основной мотив лирики М.Ю. Лермонтова?
а) свободы,
б) гордого одиночества,
в) усталости от жизни.
7. Пьеса «Гроза» является по жанру:
а) мелодрамой; Б) трагедией; в) драмой.
8.Островский раскрывает социально – типические черты определённой общественной среды, какой именно:
помещичье – дворянской 2.купеческой
аристократической 3.народной
9.Представителями «тёмного царства» в пьесе «Гроза» являются:
Тихон 2. Дикой 3. Кабаниха 4.Кулигин
10. Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:
а) Ссора между Базаровым и П.П. Кирсановым
б) борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов
в) борьба между либеральными монархистами и народом
11. Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное Ф.И. Тютчевым «безмолвно, как звёзды в ночи»?
12. Когда происходит действие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?
а) до реформы 1861 года,
б) во время прохождения реформы,
в) после реформы 1861 года.
13. Во время какого сражения состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, которая имела огромное значение в судьбе героя:
а) Аустерлицкое сражение
б) Шенграбенское сражение
в) Бородинское сражение
г) Красненское сражение
14. Определите жанр произведения Н. С. Лескова «Очарованный странник»:
а)очерк б) сказание в)рассказ г) повесть
15.«Очарованный странник »- произведение, составленное из отдельных эпизодов. Кто объединяет эти части:
Сюжет 2. автор- повествователь
3.цыганка Груша 4. Иван Флягин
16.Почему Флягин бежал в степь?
в поисках приключений 2.был взят в плен 3.из-за убийства Савакирея
17. В чем основное различие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина от русских народных сказок?
А) использование сатирических приемов
Б) в трактовке характеров героев
В) зло в финале сказки наказывается не всегда
18. Укажите жанр следующих произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь».
19. Почему после убийства Раскольникова не воспользовался награбленным?
а) в спешке забыл взять деньги
б) деньги не являлись целью преступления
в) из-за страха быть разоблаченным
г) герой забыл место тайника
20. Темой пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» является:
а) судьба России, ее будущее.
б) судьба Раневской и Гаева
в) вторжение в жизнь поместного дворянства капиталиста Лопахина
21. Пьеса – это
а) один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературного произведения в форме сценического воплощения
б) любое драматическое произведение без указания жанра, предназначенное к постановке на сцене
в) драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельством
22. Кому из писателей присуждена Нобелевская премия:
А) Бунину б) Куприну
23.По характерным признакам определите модернистские направления в литературе:
направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства, характерны «тайнопись», недосказанность, замена образа
направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, отказ от мистической туманности, создание конкретного образа
направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедующее разрушение форм и условностей искусства
24. К какому направлению принадлежат поэты:
а) Д.Мережсковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, А.Белый
б) Д.Бурлюк, В.Каменский, В.Хлебников.
в) Н.Гумилев, М.Кузьмин, С.Городецкий, А.Ахматова
25. Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»?
1)И.Северянин 2) В.Хлебников 3)З.Гиппиус
26. К какому литературному течению начала ХХ века относился В.Маяковский?
символизму 2)акмеизму 3)футуризму
27. Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»?
марш 2.танго
3.частушка 4.романс
28. Укажите, какая сцена является кульминацией романа «Мастер и Маргарита».
а) Вальпургиева ночь
б) бал Сатаны
в) представление в Варьете
г) сцена, в которой Воланд и его свита покидают Москву
29. Какой женский образ романа «Тихий Дон» является символом отчего дома, домашнего очага?
а) образ Аксиньи б) образ Натальи
в) образ Ильиничны г) образ Дарьи
30. Тяжелая судьба выпала на долю русских писателей 20 века. Революция, гражданская война, годы утверждения Советской власти, период сталинского тоталитаризма. Отечественная война .. Соотнесите фамилии писателей и факты их биографии:
1. Н. Гумилев, О. Мандельштам, И. Бабель
2. М. Булгаков, А. Платонов, М. Цветаева, А. Ахматова, М. Зощенко
3. И. Бунин, Л. Андреев, К Бальмонт, А. Куприн, И. Бродский, И. Северянин
а) расстреляны
б) подверглись «нравственной экзекуции»
в) эмигрировали из России
31. С именем какого писателя связано понятие «деревенская проза»:
а) В. Шукшин б) А. Солженицын в) И. Бунин
32. Соотнеси имя писателя с произведением, которое он написал:
А.И. Солженицын, В.Г. Распутин, А. Вампилов, М.А. Булгаков, М. Шолохов, А. Ахматова, Б. Пастернак
«Тихий Дон», «Старший сын», «Собачье сердце», «Доктор Живаго», «Реквием», «Один день Ивана Денисовича», «Прощание с Матерой»
2.Расскажите о биографии одного из изученных писателей. (по выбору)
3. Проанализировать стихотворение. (по вариантам)
3.Информационное обеспечение.
Основные источники:
1.Литература (ч. 1, 2). / под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2012.
2.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2012.
3.Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2010.
Дополнительные источники:
1.Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И. Лысого. – М., 2009.
2.Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.
3.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2009.
Электронные пособия:
1.Современная универсальная российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год.
2.Уроки литературы с применением информационных технологий. Мультимедийное приложение к урокам. М.:. «Планета», 2011 год.
Интернет – ресурсы:
1.Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru
2.Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: www.alleng.ru
Приложение №1.
Ключ к тесту дифференцированного зачёта.
1-в
2-б
3-3
4-в
5-г
6-
7-в
8-2
9-2,3
10-б
11 –сравнение
12-
13-а
14 –г
15 -4
16-3
17-
18 – сказка
19 –б
20 –а
21- а
22 –а
23 – 1-символизм
2 – акмеизм
3 – футуризм
24 – а –символизм
Б – футуризм
В –акмеизм
25 – 1
26- 3
27- 2
28- 1-а, 2 –б, 3-в.
29-б
30-
31 –а
32 - А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»,
А. Вампилов «Старший брат», М. Шолохов «Тихий Дон», А. Ахматова «Реквием»,
Б. Пастернак «Доктор Живаго».
Приложение №2. (для задания № 3.)
Карточка № 1.
1.Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родине! Давно…»
2.Ответьте на вопросы:
Почему «тоска по родине» названа здесь «разоблачённой морокой»? В чём смысл этого определения, как оно развивается в стихотворении?
Каковы особенности эмоционального строя стихотворения?
Карточка № 2.
1.Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Хвала богатым».
2.Ответьте на вопросы:
С помощью каких выразительных средств передано саркастическое отношение к тем, кому адресовано стихотворение?
Чем вызвано столь резкое отношение поэта к тем, кто назван в стих. «богатыми»?
Карточка № 3.
1.Прочитайте стихотворение А Ахматовой «Приморский сонет».
2.Ответьте на вопросы:
Как решается центральная в стихотворении тема смерти?
Какие образные детали позволяют ощутить как светлую дорогу «не скажу куда»?
Как соединяется здесь мысль о бренности и вечности?
Карточка № 4.
1.Прочитайте стихотворение А. Ахматовой «Молитва».
2.Ответьте на вопросы:
Охарактеризуйте жанровые особенности стихотворения, определяемые его названием.
Обратившись к тексту, покажите, сколь безмерна любовь поэта к родине?
Карточка № 5.
1.Прочитайте стихотворение А.Ахматовой «Мне голос был…».
2.Ответьте на вопросы:
Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?
Выделите слова (образы, эпитеты), позволяющие судить о нравственной позиции автора?
Что можно сказать о тональности стихотворения? Какими художественными средствами оно создаётся?
Карточка № 6.
1.Прочитайте стихотворение О. Мандельштама «Ленинград».
2.Ответьте на вопросы:
Найдите и охарактеризуйте образы, которые создают представление об атмосфере эпохи.
Выделите метафоры, которые служат образному закреплению кровной связи поэта с родным городом.
Охарактеризуйте эмоциональную тональность стихотворения, создаваемую метафорами, эпитетами, введением бытовых реалий, выступающих в роли примет страшного времени.
Карточка № 7.
1.Прочитайте стихотворение О. Мандельштама «Адмиралтейство».
2.Ответьте на вопросы:
В чём своеобразие представлений поэта о красоте и её творце?
Что позволяет поэзии выходить за пределы привычных «трёх измерений»?