Рабочая программа учебной дисциплины химии по профессии СПО Повар, кондитер
министерство образования, науки и молодежи
РЕСПУБЛИКи КРЫМ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение республики крым
«Ялтинский экономико-технологический колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по учебно-методической работе
___________Г.Л.Шеренговская «_____»______________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 Химия
по профессии СПО 19.01.17 Повар, кондитер
по направлениям подготовки укрупненной группы профессий: 19.00.00 – Промышленная экология и биотехнологии
Профиль – естественнонаучный
Форма обучения – очная
Срок освоения ОПОП – нормативный –2 года 10 месяцев.
Ялта, 2015 г.
ОДОБРЕНО
на заседании цикловой методической
комиссии __________________________
Протокол № ____ от «_____»_______2015 г.
Председатель ЦМК
___________________________________ СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-методической работе
________________ Г.Л.ШеренговскаяРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 06-1225 «О направлении рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования (Приказ Минобразования РФ от 09.03.2014 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».)
Примерной программы учебной дисциплины Химия для профессиональных образовательных организаций, авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов (Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии: СПО 19.01.17 – Повар, кондитер укрупненной группы профессий: 19.00.00 – Промышленная экология и биотехнология .Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение республики Крым «Ялтинский экономико-технологический колледж»
Разработчик:
Острова О.И., преподаватель химии
Рецензент: Кравченко О.Н., методист ГБПОУ РК «ЯЭТК»
© Острова О.И., 2015
© ГБПОУ РК «ЯЭТК», 2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
35
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
37
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» предназначена для изучения химии в образовательной организации среднего профессионального образования Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение республики Крым «Ялтинский экономико-технологический колледж» в пределах освоения образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих.
В профессиональных образовательных организациях СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС) химия изучается как профильная учебная общеобразовательная дисциплина естественно-научного профиля.
При получении профессий естественнонаучного профиля СПО 19.01.17 Повар, кондитер химия изучается в объеме 257 часов.
В программе наряду с практическими занятиями организуется самостоятельная работа студентов по заданной тематике.
Для проверки знаний обучающихся используется текущий контроль и промежуточная аттестация.
Текущий контроль осуществляется – в форме контрольных работ.
Промежуточная аттестация осуществляется в форме дифференцированного зачёта.
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12 Химия
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины предназначена для изучения химии в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении республики Крым «Ялтинский экономико-технологический колледж» в пределах основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 19.01.17 Повар, кондитер.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина входит в профессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих по профессии СПО – 19.01.17 Повар, кондитер.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение дисциплины «Химия» направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического знания для каждого человека;
формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли химии в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности: природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого химические знания;
развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни). Освоение содержания учебной дисциплины «Химия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностных:
−− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
−− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
−− умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
Метапредметных:
−− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;−− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
Предметных:
−− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
−− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
−− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
−− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
−− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
−− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 257 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 171 часов;
самостоятельной работы обучающегося 86 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 257
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 171
в том числе: лабораторные занятия 26
Практические занятия 14
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
(конспектирование, решение задач, подготовка сообщений, докладов и презентаций, выполнение домашних заданий) 86
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОУД.12 Химия»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятие, самостоятельная работа обучающихся. Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
1 курс
Ι СЕМЕСТР Введение Содержание учебного материала 2 1
1 Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Значение химии при освоении профессий СПО и специальностей СПО естественно-научного профиля профессионального образования. Раздел 1. Органическая химия 78 1.1.Предмет органической химии.
Теория строения органических соединений Содержание учебного материала 10/3 1 Предмет органической химии. Понятие об органическом веществе и органической химии. Краткий очерк истории развития органической химии. Витализм и его крушение. Особенности строения органических соединений. Круговорот углерода в природе. 1 1
2 Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова. Предпосылки создания теории строения. Основные положения теории строения А. М. Бутлерова. Химическое строение и свойства органических веществ. Понятие об изомерии. Способы отображения строения молекулы (формулы, модели). Значение теории А. М. Бутлерова для развития органической химии и химических прогнозов. 1 1
3 Строение атома углерода. Электронное облако и орбиталь, s- и р-орбитали. Электронные и электронно-графические формулы атома углерода в основном и возбужденном состояниях. Ковалентная химическая связь и ее классификация по способу перекрывания орбиталей (σ- и π-связи). Понятие гибридизации. Различные типы гибридизации и форма атомных орбиталей, взаимное отталкивание гибридных орбиталей и их расположение в пространстве в соответствии с минимумом энергии. Геометрия молекул веществ, образованных атомами углерода в различных состояниях гибридизации. 1 2
4 Классификация органических соединений. Классификация органических веществ в зависимости от строения углеродной цепи. Понятие функциональной группы. Классификация органических веществ по типу функциональной группы. 1 1
6 Основы номенклатуры органических веществ. Тривиальные названия. Рациональная номенклатура как предшественница номенклатуры IUPAC. Номенклатура IUPAC: принципы образования названий, старшинство функциональных групп, их обозначение в префиксах и суффиксах названий органических веществ. 1 2
6 Типы химических связей в органических соединениях и способы их разрыва. Классификация ковалентных связей по электроотрицательности связанных атомов, способу перекрывания орбиталей, кратности, механизму образования. Связь природы химической связи с типом кристаллической решетки вещества и его физическими свойствами. Разрыв химической связи как процесс, обратный ее образованию. Гомолитический и гетеролитический разрывы связей, их сопоставление с обменным и донорно-акцепторным механизмами их образования. Понятие свободного радикала, нуклеофильной и электрофильной частицы. 1 1
7 Классификация реакций в органической химии. Понятие о типах и механизмах реакций в органической химии. Субстрат и реагент. Классификация реакций по изменению в структуре субстрата (присоединение, отщепление, замещение, изомеризация) и типу реагента (радикальные, нуклеофильные, электрофильные). Реакции присоединения (АN, АЕ), элиминирования (Е), замещения (SR, SN, SE), изомеризации. Разновидности реакций каждого типа: гидрирование и дегидрирование, галогенирование и дегалогенирование, гидратация и дегидратация, гидрогалогенирование и дегидрогалогенирование, полимеризация и поликонденсация, перегруппировка. Особенности окислительно-восстановительных реакций в органической химии. 1 2
8 Современные представления о химическом строении органических веществ. Основные направления развития теории строения А. М. Бутлерова. Изомерия органических веществ и ее виды. Структурная изомерия: межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи и функциональной группы. Пространственная изомерия: геометрическая и оптическая. Понятие асимметрического центра. Биологическое значение оптической изомерии. Взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ. Электронные эффекты атомов и атомных групп в органических молекулах. Индукционный эффект, положительный и отрицательный, его особенности. Мезомерный эффект (эффект сопряжения), его особенности. 1 1
9 Лабораторная работа 1
Изготовление моделей молекул —представителей различных классов органических соединений. 1 2
10 Практические занятия 1
Обнаружение углерода и водорода в органическом соединении.
Обнаружение галогенов (проба Бейльштейна). 1 2-3
СРС 1: Подготовить доклад на тему: «Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии». Составление структурных формул органических веществ, их изомеров и гомологов. 3 1.2. Предельные углеводороды Содержание учебного материала 8/3 1 Гомологический ряд алканов. Понятие об углеводородах. Особенности строения предельных углеводородов. Алканы как представители предельных углеводородов. Электронное и пространственное строение молекулы метана и других алканов. Гомологический ряд и изомерия парафинов. Нормальное и разветвленное строение углеродной цепи. Номенклатура алканов и алкильных заместителей. Физические свойства алканов. Алканы в природе. 1 1
2 Химические свойства алканов. Реакции SR-типа: галогенирование (работы Н. Н. Семенова), нитрование по Коновалову. Механизм реакции хлорирования алканов. Реакции дегидрирования, горения, каталитического окисления алканов. Крекинг алканов, различные виды крекинга, применение в промышленности. Пиролиз и конверсия метана, изомеризация алканов. 2 2
3 Применение и способы получения алканов. Области применения алканов. Промышленные способы получения алканов: получение из природных источников, крекинг парафинов, получение синтетического бензина, газификация угля, гидрирование алканов. Лабораторные способы получения алканов: синтез Вюрца, декарбоксилирование, гидролиз карбида алюминия. 1 2
4 Циклоалканы. Гомологический ряд и номенклатура циклоалканов, их общая формула. Понятие о напряжении цикла. Изомерия циклоалканов: межклассовая, углеродного скелета, геометрическая. Получение и физические свойства циклоалканов. Химические свойства циклоалканов. Специфика свойств циклоалканов с малым размером цикла. Реакции присоединения и радикального замещения. 2 1-2
5 Лабораторная работа 2
Изготовление моделей молекул алканов и галогеналканов.
Обнаружение воды, сажи, углекислого газа в продуктах горения свечи. 1 2
6 Практическое занятие 2
Получение метана и изучение его свойств: горения, отношения к бромной воде и раствору перманганата калия. 1 2
СРС 2: Изготовление моделей молекул различных углеводородов.
Название веществ по международной номенклатуре IUPAC.
Составление и решение генетических цепочек.
Решение задач на нахождения молекулярной формулы газообразного углеводорода.
Подготовить доклад на тему по выбору: «Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия», «Углеводородное топливо, его виды и назначение», «Экологические аспекты использования углеводородного сырья» и др. 3 1.3. Этиленовые и диеновые углеводороды Содержание учебного материала 6/3 1 Гомологический ряд алкенов. Электронное и пространственное строение молекулы этилена и алкенов. Гомологический ряд и общая формула алкенов. Изомерия этиленовых углеводородов: межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи, геометрическая. Особенности номенклатуры этиленовых углеводородов, названия важнейших радикалов. Физические свойства алкенов. 1
1
2 Химические свойства алкенов. Электрофильный характер реакций, склонность к реакциям присоединения, окисления, полимеризации. Правило Марковникова и его электронное обоснование. Реакции галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации, гидрирования. Механизм AE-реакций. Понятие о реакциях полимеризации. Горение алкенов. Реакции окисления в мягких и жестких условиях. Реакция Вагнера и ее значение для обнаружения непредельных углеводородов, получения гликолей. 2
3 Применение и способы получения алкенов. Использование высокой реакционной способности алкенов в химической промышленности. Применение этилена и пропилена. Промышленные способы получения алкенов. Реакции дегидрирования и крекинга алкенов. Лабораторные способы получения алкенов. 1 2
4 Алкадиены. Понятие и классификация диеновых углеводородов по взаимному расположению кратных связей в молекуле. Особенности электронного и пространственного строения сопряженных диенов. Понятие о π-электронной системе. Номенклатура диеновых углеводородов. Особенности химических свойств сопряженных диенов как следствие их электронного строения. Реакции 1,4-присоединения. Полимеризация диенов. Способы получения диеновых углеводородов: работы С. В. Лебедева, дегидрирование алканов. 1 1-2
5 Основные понятия химии высокомолекулярных соединений (на примере продуктов полимеризации алкенов, алкадиенов и их галогенпроизводных). Мономер, полимер, реакция полимеризации, степень полимеризации, структурное звено. Типы полимерных цепей: линейные, разветвленные, сшитые. Понятие о стереорегулярных полимерах. Полимеры термопластичные и термореактивные. Представление о пластмассах и эластомерах. Полиэтилен высокого и низкого давления, его свойства и применение. Катализаторы Циглера—Натта. Полипропилен, его применение и свойства. Галогенсодержащие полимеры: тефлон, поливинилхлорид. Каучуки натуральный и синтетические. Сополимеры (бутадиенстирольный каучук). Вулканизация каучука, резина и эбонит. 1 1
6 Лабораторная работа 3
Ознакомление с образцами полиэтилена и полипропилена.
Распознавание образцов алканов и алкенов. 1 2
7 Практические занятия 3
Получение этилена дегидратацией этилового спирта.
Взаимодействие этилена с бромной водой, раствором перманганата калия. 1 2
СРС 3: Изготовление моделей молекул различных углеводородов.
Название веществ по международной номенклатуре IUPAC.
Составление и решение генетических цепочек.
Решение задач на нахождения молекулярной формулы газообразного углеводорода. 3 1.4. Ацетиленовые углеводороды Содержание учебного материала 4/3 1 Гомологический ряд алкинов. Электронное и пространственное строение ацетилена и других алкинов. Гомологический ряд и общая формула алкинов. Номенклатура ацетиленовых углеводородов. Изомерия межклассовая, углеродного скелета, положения кратной связи. 1 11
2 Химические свойства и применение алкинов. Особенности реакций присоединения по тройной углерод-углеродной связи. Реакция Кучерова. Правило Марковникова
применительно к ацетиленам. Подвижность атома водорода (кислотные свойства алкинов). Окисление алкинов. Реакция Зелинского. Применение ацетиленовых углеводородов. Поливинилацетат. 1 2
3 Получение алкинов. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным методом. 1 2
4 Лабораторная работа 4
Изготовление моделей молекул алкинов, их изомеров. 1 2
СРС 4: Составление и решение генетических цепочек. 3 1.5. Ароматические углеводороды Содержание учебного материала 4/3 1 Гомологический ряд аренов. Бензол как представитель аренов. Развитие представлений о строении бензола. Современные представления об электронном и пространственном строении бензола. Образование ароматической π-системы. Гомологи бензола, их номенклатура, общая формула. Номенклатура для дизамещенных производных бензола: орто-, мета-, пара-расположение заместителей. Физические свойства аренов. 1 1
2 Химические свойства аренов. Примеры реакций электрофильного замещения: галогенирования, алкилирования (катализаторы Фриделя—Крафтса), нитрования, сульфирования. Реакции гидрирования и присоединения хлора к бензолу. Особенности химических свойств гомологов бензола. Взаимное влияние атомов на примере гомологов аренов. Ориентация в реакциях электрофильного замещения. Ориентанты I и II рода. 2 2
3 Применение и получение аренов. Природные источники ароматических углеводородов. Ароматизация алканов и циклоалканов. Алкилирование бензола. 1 2
СРС 5: Составление и решение генетических цепочек. Подготовка презентаций «Свойства и применения ароматических аренов» 3 ΙΙ СЕМЕСТР
1.6. Природные источники углеводородов Содержание учебного материала 4/3 1 Нефть. Нахождение в природе, состав и физические свойства нефти. Топливно-энергетическое значение нефти. Промышленная переработка нефти. Ректификация нефти, основные фракции ее разделения, их использование. Вторичная переработка нефтепродуктов. Ректификация мазута при уменьшенном давлении. Крекинг нефтепродуктов. Различные виды крекинга, работы В. Г.Шухова. Изомеризация алканов. Алкилирование непредельных углеводородов. Риформинг нефтепродуктов. Качество автомобильного топлива. Октановое число. 1 2 Природный и попутный нефтяной газы. Сравнение состава природного и попутного газов, их практическое использование. 1 3 Каменный уголь. Основные направления использования каменного угля. Коксование каменного угля, важнейшие продукты этого процесса: кокс, каменноугольная смола, надсмольная вода. Соединения, выделяемые из каменноугольной смолы. Продукты, получаемые из надсмольной воды.
Экологические аспекты добычи, переработки и использования горючих ископаемых. 1 4 Лабораторная работа 5
Определение наличия непредельных углеводородов в бензине и керосине.
Растворимость различных нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива, вазелина, парафина) друг в друге. 1 СРС 6: Подготовка презентаций «Природные источники углеводородов» 3 1.7. Гидроксильные соединения Содержание учебного материала 6/4 1 Строение и классификация спиртов. Классификация спиртов по типу углеводородного радикала, числу гидроксильных групп и типу атома углерода, связанного с гидроксильной группой. Электронное и пространственное строение гидроксильной группы. Влияние строения спиртов на их физические свойства. Межмолекулярная водородная связь. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия и номенклатура алканолов, их общая формула. 1
1
2 Химические свойства алканолов. Реакционная способность предельных одноатомных спиртов. Сравнение кислотно-основных свойств органических и неорганических соединений, содержащих ОН-группу: кислот, оснований, амфотерных соединений (воды, спиртов). Реакции, подтверждающие кислотные свойства спиртов. Реакции замещения гидроксильной группы. Межмолекулярная дегидратация спиртов, условия образования простых эфиров. Сложные эфиры неорганических и органических кислот, реакции этерификации. Окисление и окислительное дегидрирование спиртов. 2
3 Способы получения спиртов. Гидролиз галогеналканов. Гидратация алкенов, условия ее проведения. Восстановление карбонильных соединений. 1 2
4 Отдельные представители алканолов. Метанол, его промышленное получение и применение в промышленности. Биологическое действие метанола. Специфические способы получения этилового спирта. Физиологическое действие этанола. 1
5 Многоатомные спирты. Изомерия и номенклатура представителей двух- и трехатомных спиртов. Особенности химических свойств многоатомных спиртов, их качественное обнаружение. Отдельные представители: этиленгликоль, глицерин, способы их получения, практическое применение. 1 1-2
6 Фенол. Электронное и пространственное строение фенола. Взаимное влияние ароматического кольца и гидроксильной группы. Химические свойства фенола как функция его химического строения. Бромирование фенола (качественная реакция), нитрование (пикриновая кислота, ее свойства и применение). Образование окрашенных комплексов с ионом Fe3+. Применение фенола. Получение фенола в промышленности. 1 1-2
7 Лабораторная работа 6
Ректификация смеси этанол—вода.
Обнаружение воды в азеотропной смеси воды и этилового спирта. 1 2
8 Практические занятия4Изучение растворимости спиртов в воде.
Окисление спиртов различного строения хромовой смесью.
Получение диэтилового эфира. Получение глицерата меди. 1 2
СРС 7:составить таблицу «Сравнительная характеристику Метилового и Этилового спирта». 4 1.8. Альдегиды и кетоны Содержание учебного материала 6/4 1 Гомологические ряды альдегидов и кетонов. Понятие о карбонильных соединениях. Электронное строение карбонильной группы. Изомерия и номенклатура альдегидов и кетонов. Физические свойства карбонильных соединений. 1 1
2 Химические свойства альдегидов и кетонов. Реакционная способность карбонильных соединений. Реакции окисления альдегидов, качественные реакции на альдегидную группу. Реакции поликонденсации: образование фенолоформальдегидных смол. 2 2
3 Применение и получение карбонильных соединений. Применение альдегидов и кетонов в быту и промышленности. Альдегиды и кетоны в природе (эфирные масла, феромоны). Получение карбонильных соединений окислением спиртов, гидратацией алкинов, окислением углеводородов. Отдельные представители альдегидов и кетонов, специфические способы их получения и свойства. 1 2
4 Лабораторная работа 7
Окисление этанола в этаналь раскаленной медной проволокой.
Распознавание раствора ацетона и формалина. 1 2
5 Практические занятия 5
Изучение восстановительных свойств альдегидов: реакция «серебряного зеркала», восстановление гидроксида меди (II).
Взаимодействие формальдегида с гидросульфитом натрия. 1 2
СРС 8: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы. Презентации и доклады по теме: «Роль альдегидов и кетов в жизнедеятельности человека» 4 1.9. Карбоновые кислоты и их производные Содержание учебного материала 6/3 1 Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Понятие о карбоновых кислотах и их классификация. Электронное и пространственное строение карбоксильной группы. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот, их номенклатура и изомерия. Межмолекулярные водородные связи карбоксильных групп, их влияние на физические свойства карбоновых кислот. 1 1
2 Химические свойства карбоновых кислот. Реакции, иллюстрирующие кислотные свойства и их сравнение со свойствами неорганических кислот. Образование функциональных производных карбоновых кислот. Реакции этерификации. Ангидриды карбоновых кислот, их получение и применение. 1 2
4 Способы получения карбоновых кислот. Отдельные представители и их значение. Общие способы получения: окисление алканов, алкенов, первичных спиртов, альдегидов. Важнейшие представители карбоновых кислот, их биологическая роль, специфические способы получения, свойства и применение муравьиной, уксусной, пальмитиновой и стеариновой; акриловой и метакриловой; олеиновой, линолевой и линоленовой; щавелевой; бензойной кислот. 2
5 Сложные эфиры. Строение и номенклатура сложных эфиров, межклассовая изомерия с карбоновыми кислотами. Способы получения сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации и факторы, влияющие на смещение равновесия. Образование сложных полиэфиров. Полиэтилентерефталат. Лавсан как представитель синтетических волокон. Химические свойства и применение сложных эфиров. 1 1-2
7 Жиры. Жиры как сложные эфиры глицерина. Карбоновые кислоты, входящие в состав жиров. Зависимость консистенции жиров от их состава. Химические свойства жиров: гидролиз, омыление, гидрирование. Биологическая роль жиров, их использование в быту и промышленности. 1 1-2
7 Соли карбоновых кислот. Мыла. Способы получения солей: взаимодействие карбоновых кислот с металлами, основными оксидами, основаниями, солями; щелочной гидролиз сложных эфиров. Химические свойства солей карбоновых кислот: гидролиз, реакции ионного обмена. Мыла, сущность моющего действия. Отношение мыла к жесткой воде. Синтетические моющие средства — СМС (детергенты), их преимущества и недостатки. 2
10 Лабораторная работа 8: Свойства карбоновых кислот и их производных.
Взаимодействие раствора уксусной кислоты с магнием, оксидом цинка, гидроксидом железа (III), раствором карбоната калия и стеарата калия.
Растворимость жиров в воде и органических растворителях.
Сравнение моющих свойств хозяйственного мыла и СМС в жесткой воде. 1 2
11 Практические занятия 6
Растворимость различных карбоновых кислот в воде. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами.
Получение мыла и изучение его свойств: пенообразования, реакций ионного обмена, гидролиза, выделения свободных жирных кислот. 1 2
СРС 9: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы. Презентации и доклады по темам: «Практическое значение карбоновых кислот и их соединений», «Роль жиров»
3 1.10. Углеводы Содержание учебного материала 6/3 1 Понятие об углеводах. Классификация углеводов. Моно-, ди- и полисахариды, представители каждой группы углеводов. Биологическая роль углеводов, их значение в жизни человека и общества. 1 1
2 Моносахариды. Строение и оптическая изомерия моносахаридов. Их классификация по числу атомов углерода и природе карбонильной группы. Формулы Фишера и Хеуорса для изображения молекул моносахаридов. Отнесение моносахаридов к D- и L-ряду. Важнейшие представители моноз.
Глюкоза, строение ее молекулы и физические свойства. Таутомерия. Химические свойства глюкозы: реакции по альдегидной группе («серебряного зеркала», окисление азотной кислотой, гидрирование). Реакции глюкозы как многоатомного спирта: взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре и нагревании. Различные типы брожения (спиртовое, молочнокислое). Глюкоза в природе. Биологическая роль и применение глюкозы. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекулы и химических свойств глюкозы и фруктозы. Фруктоза в природе и ее биологическая роль.
Пентозы. Рибоза и дезоксирибоза как представители альдопентоз. Строение молекул. 1 1-2
3 Дисахариды. Строение дисахаридов. Способ сочленения циклов. Восстанавливающие и невосстанавливающие свойства дисахаридов как следствие сочленения цикла. Строение и химические свойства сахарозы. Технологические основы производства сахарозы. Лактоза и мальтоза как изомеры сахарозы. 1 2
4 Полисахариды. Общее строение полисахаридов. Строение молекулы крахмала, амилоза и амилопектин. Физические свойства крахмала, его нахождение в природе и биологическая роль. Гликоген. Химические свойства крахмала. Строение элементарного звена целлюлозы. Влияние строения полимерной цепи на физические и химические свойства целлюлозы. Гидролиз целлюлозы, образование сложных эфиров с неорганическими и органическими кислотами. Понятие об искусственных волокнах: ацетатном шелке, вискозе. Нахождение в природе и биологическая роль целлюлозы. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы. 1 2
5 Лабораторная работа 9
Ознакомление с физическими свойствами глюкозы (аптечная упаковка, таблетки).
Обнаружение крахмала с помощью качественной реакции в меде, хлебе, йогурте, маргарине, макаронных изделиях, крупах. 1 2
6 Практические занятия 7
Реакция «серебряного зеркала» глюкозы. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) при различных температурах. 1 2
СРС 10: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы. Презентации и доклады по теме: «Углеводы, их биологическая роль и практическое значение» 3 1.11. Амины, аминокислоты, белки Содержание учебного материала 6/3 1 Классификация и изомерия аминов. Понятие об аминах. Первичные, вторичные и третичные амины. Классификация аминов по типу углеводородного радикала и числу аминогрупп в молекуле. Гомологические ряды предельных алифатических и ароматических аминов, изомерия и номенклатура. 1 1
2 Химические свойства аминов. Амины как органические основания, их сравнение с аммиаком и другими неорганическими основаниями. Сравнение химических свойств алифатических и ароматических аминов. Образование амидов. Анилиновые красители. Понятие о синтетических волокнах. Полиамиды и полиамидные синтетические волокна. 1 2
3 Применение и получение аминов. Получение аминов. Работы Н. Н. Зинина. 1
4 Аминокислоты. Понятие об аминокислотах, их классификация и строение. Оптическая изомерия α-аминокислот. Номенклатура аминокислот. Двойственность кислотно-основных свойств аминокислот и ее причины. Биполярные ионы. Реакции конденсации. Пептидная связь. Синтетические волокна: капрон, энант. Классификация волокон. Получение аминокислот, их применение и биологическая функция. 1 1-2
5 Белки. Белки как природные полимеры. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белков. Фибриллярные и глобулярные белки. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков, их значение. Белки как компонент пищи. Проблема белкового голодания и пути ее решения. 1 2
6 Лабораторная работа 10
Растворение белков в воде и их коагуляция.
Обнаружение белка в курином яйце и молоке 1 2
7 Практические занятия 8
Денатурация белка. Цветные реакции белков. 1 2
СРС 11: Подбор материала и написание рефератов по темам: «Биологическая роль аминокислот», «Значение белков в профессии и жизни человека» 3 1.12. Азотсодержащие гетероциклические соединения.
Нуклеиновые кислоты 1 Содержание учебного материала 6/3 Нуклеиновые кислоты. Нуклеиновые кислоты как природные полимеры. Нуклеотиды, их строение, примеры. АТФ и АДФ, их взаимопревращение и роль этого процесса в природе. Понятие ДНК и РНК. Строение ДНК, ее первичная и вторичная структура. Работы Ф. Крика и Д. Уотсона. Комплементарность азотистых оснований. Репликация ДНК. Особенности строения РНК. Типы РНК и их биологические функции. Понятие о троичном коде (кодоне). Биосинтез белка в живой клетке. Генная инженерия и биотехнология. Трансгенные формы растений и животных. 5 2
2 Лабораторный опыт 11
Изготовление объемных и шаростержневых моделей азотистых гетероциклов. 1 2
СРС 12: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы. Презентации и доклады по теме: «Роль нуклеиновых кислот» 3 1.13. Биологически активные соединения Содержание учебного материала 6/3 1 Ферменты. Понятие о ферментах как о биологических катализаторах белковой природы. Особенности строения и свойств в сравнении с неорганическими катализаторами. Классификация ферментов. Особенности строения и свойств ферментов: селективность и эффективность. Зависимость активности ферментов от температуры и рН среды. Значение ферментов в биологии и применение в промышленности. 1 1
2 Витамины. Понятие о витаминах. Их классификация и обозначение. Норма потребления витаминов. Водорастворимые (на примере витаминов С, группы В и Р) и жирорастворимые (на примере витаминов А, D и Е). Авитаминозы, гипервитаминозы и гиповитаминозы, их профилактика. 1 1
3 Гормоны. Понятие о гормонах как биологически активных веществах, выполняющих эндокринную регуляцию жизнедеятельности организмов. Классификация гормонов: стероиды, производные аминокислот, полипептидные и белковые гормоны. Отдельные представители: эстрадиол, тестостерон, инсулин, адреналин. 1 1
4 Лекарства. Понятие о лекарствах как химиотерапевтических препаратах. Краткие исторические сведения о возникновении и развитии химиотерапии. Группы лекарств: сульфамиды (стрептоцид), антибиотики (пенициллин), антипиретики (аспирин), анальгетики (анальгин). Механизм действия некоторых лекарственных препаратов, строение молекул, прогнозирование свойств на основе анализа химического строения. Антибиотики, их классификация по строению, типу и спектру действия. Безопасные способы применения, лекарственные формы. 1 1
5 Лабораторная работа 12
Испытание растворимости адреналина в воде и соляной кислоте. 1 2
6 Практические занятия 9
Обнаружение витамина А в подсолнечном масле. Обнаружение витамина С в яблочном соке. 1 2
СРС 13: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы.Подготовка рефератов по теме: «Биологически активные вещества их роль» 3 Раздел 2. Общая и неорганическая химия 91 2.1. Химия — наука о веществах Содержание учебного материала 3/3 1 Состав вещества. Химические элементы. Способы существования химических элементов: атомы, простые и сложные вещества. Вещества постоянного и переменного состава. Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Способы отображения молекул: молекулярные и структурные формулы; шаростержневые и масштабные пространственные (Стюарта—Бриглеба) модели молекул. 1 1
2 Измерение вещества. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Число Авогадро. Молярная масса. 2
3 Агрегатные состояния вещества. Твердое (кристаллическое и аморфное), жидкое и газообразное агрегатные состояния вещества. Закон Авогадро и его следствия. Молярный объем веществ в газообразном состоянии. Объединенный газовый закон и уравнение Менделеева—Клапейрона. 1 4 Смеси веществ. Различия между смесями и химическими соединениями. Массовая и объемная доли компонентов смеси. 1
5 Практические занятия 10
Изготовление моделей молекул некоторых органических и неорганических веществ.
Очистка веществ фильтрованием и дистилляцией. Очистка веществ перекристаллизацией. 1 2
СРС 14: Подготовка рефератов по темам: «История развития химии» и «Жизнь и деятельность ученых – химиков» 3 2.2. Строение атома Содержание учебного материала 2 1 Атом — сложная частица. Доказательства сложности строения атома: катодные и рентгеновские лучи, фотоэффект, радиоактивность, электролиз.
Планетарная модель атома Э. Резерфорда. Строение атома по Н. Бору. Современные представления о строении атома. Корпускулярно-волновой дуализм частиц микромира. 1 1
2 Состав атомного ядра. Нуклоны: протоны и нейтроны. Изотопы и нуклиды. Устойчивость ядер. 1 2
2 курс
Содержание учебного материала 2/2 2.2. Строение атома 3 Электронная оболочка атомов. Понятие об электронной орбитали и электронном облаке. Квантовые числа: главное, орбитальное (побочное), магнитное и спиновое. Распределение электронов по энергетическим уровням, подуровням и орбиталям в соответствии с принципом наименьшей энергии, принципом Паули и правилом Гунда. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Валентные возможности атомов химических элементов. Электронная классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы. 2 2
СРС 15: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы. Решение практических задач на строение атома.
4 2.3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева Содержание учебного материала 8/3 1 Открытие периодического закона. Предпосылки: накопление фактологического материала, работы предшественников (И. В. Деберейнера, А. Э. Шанкуртуа, Дж. А. Ньюлендса, Л. Ю. Мейера), съезд химиков в Карлсруэ, личностные качества Д. И. Менделеева. Открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона. 2 2
2 Периодический закон и строение атома. Изотопы. Современное понятие химического элемента. Закономерность Г. Мозли. Современная формулировка Периодического закона. Периодическая система и строение атома. Физический смысл порядкового номера элементов, номеров группы и периода. Периодическое изменение свойств элементов: радиуса атома; энергии ионизации; электроотрицательности. Причины изменения металлических и неметаллических свойств элементов в группах и периодах, в том числе больших и сверхбольших. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки
и понимания химической картины мира. 5 2
3 Лабораторный опыт 13
Сравнение свойств простых веществ, оксидов и гидроксидов элементов III периода. 1 2
СРС 16: Подготовить сообщение на тему «Открытие периодического закона»
Расчет количества протонов, нейтронов, электронов в атомах различных химических элементов. Составление схем строения и электронных конфигураций атомов химических элементов. 3 2.4. Строение вещества Содержание учебного материала 8 1 Понятие о химической связи. Типы химических связей: ковалентная, ионная, металлическая и водородная. 1 1
2 Ковалентная химическая связь. Два механизма образования этой связи: обменный и донорно-акцепторный. Основные параметры этого типа связи: длина, прочность, угол связи или валентный угол. Основные свойства ковалентной связи: насыщенность, поляризуемость и прочность. Электроотрицательность и классификация ковалентных связей по этому признаку: полярная и неполярная ковалентные связи. Полярность связи и полярность молекулы. Способ перекрывания электронных орбиталей и классификация ковалентных связей по этому признаку: σ- и π-связи. Кратность ковалентных связей и классификация их по этому признаку: одинарные, двойные, тройные, полуторные. Типы кристаллических решеток у веществ с этим типом связи: атомные и молекулярные. Физические свойства веществ с этими кристаллическими решетками. 2 2
3 Ионная химическая связь. Крайний случай ковалентной полярной связи. Механизм образования ионной связи. Ионные кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. 1 1-2
4 Металлическая химическая связь. Особый тип химической связи, существующий в металлах и сплавах. Ее отличия и сходство с ковалентной и ионной связями. Свойства металлической связи. Металлические кристаллические решетки и свойства веществ с такими кристаллами. 1 1
5 Водородная химическая связь. Механизм образования такой связи. Ее классификация: межмолекулярная и внутримолекулярная водородные связи. Молекулярные кристаллические решетки для этого типа связи. Физические свойства веществ с водородной связью. Биологическая роль водородных связей в организации структур биополимеров.
Единая природа химических связей: наличие различных типов связей в одном веществе, переход одного типа связи в другой и т. п. 1 1
6 Комплексообразование. Понятие о комплексных соединениях. Координационное число комплексообразователя. Внутренняя и внешняя сфера комплексов. Номенклатура комплексных соединений. Их значение. 1 2
7 Лабораторная работа 14
Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+ 1 2
СРС 17: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и дополнительной литературы. Решение практических задач на строение веществ. 3 2.5. Полимеры Содержание учебного материала 4/4 1 Неорганические полимеры. Полимеры — простые вещества с атомной кристаллической решеткой: аллотропные видоизменения углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен, взаимосвязь гибридизации орбиталей у атомов углерода с пространственным строением аллотропных модификаций); селен и теллур цепочечного строения. Полимеры — сложные вещества с атомной кристаллической решеткой: кварц, кремнезем (диоксидные соединения кремния), корунд (оксид алюминия) и алюмосиликаты (полевые шпаты, слюда, каолин). Минералы и горные породы. Сера пластическая. Минеральное волокно — асбест. Значение неорганических природных полимеров в формировании одной из геологических оболочек Земли — литосферы. 2 2
2 Органические полимеры. Способы их получения: реакции полимеризации и реакции поликонденсации. Структуры полимеров: линейные, разветвленные и пространственные. Структурирование полимеров: вулканизация каучуков, дубление белков, отверждение поликонденсационных полимеров. Классификация полимеров по различным признакам. 1 2
3 Лабораторная работа 15
Ознакомление с образцами пластмасс, волокон, каучуков, минералов и горных пород.
Получение нитей из капроновой или лавсановой смолы. 1 2
СРС 18: Составление сравнительной характеристики неорганических и органических полимеров. Подготовка рефератов и докладов на тему «Применение различных полимеров в профессиональной деятельности» 4 2.6. Дисперсные системы Содержание учебного материала 2/3 1 Понятие о дисперсных системах. Классификация дисперсных систем в зависимости
от агрегатного состояния дисперсионной среды и дисперсной фазы, а также по размеру их частиц. Грубодисперсные системы: эмульсии и суспензии. Тонкодисперсные системы: коллоидные (золи и гели) и истинные (молекулярные, молекулярно-ионные и ионные). Эффект Тиндаля. Коагуляция в коллоидных растворах. Синерезис в гелях. 1 1
2 Значение дисперсных систем в живой и неживой природе и практической жизни
человека. Эмульсии и суспензии в строительстве, пищевой и медицинской промышленности, косметике. Биологические, медицинские и технологические золи. Значение гелей в организации живой материи. Биологические, пищевые, медицинские, косметические гели. Синерезис как фактор, определяющий срок годности продукции на основе гелей. Свертывание крови как биологический синерезис, его значение. 1
3 Лабораторная работа 16
Получение эмульсии растительного масла и бензола.
Получение золя крахмала. 1 2
СРС 19: Работа с учебной литературой и Интернет - ресурсами. Составление таблицы «Классификация дисперсных систем» 3 2.7. Химические реакции Содержание учебного материала 10 1 Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения качественного состава веществ: аллотропизация и изомеризация. Реакции, идущие с изменением состава веществ: по числу и характеру реагирующих и образующихся веществ (разложения, соединения, замещения, обмена); по изменению степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные и неокислительно-восстановительные реакции); по тепловому эффекту (экзо- и эндотермические); по фазе (гомо- и гетерогенные); по направлению (обратимые и необратимые); по использованию катализатора (каталитические и некаталитические); по механизму (радикальные, молекулярные и ионные). 2 2
2 Вероятность протекания химических реакций. Внутренняя энергия, энтальпия. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Стандартная энтальпия реакций и образования веществ. Закон Г. И. Гесса и его следствия. Энтропия. 2 2
3 Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакций. Скорость гомо- и гетерогенной реакции. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Природа реагирующих веществ. Температура (закон Вант—Гоффа). Концентрация. Катализаторы и катализ: гомо- и гетерогенный, их механизмы. Ферменты, их сравнение с неорганическими катализаторами. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. 2 2
4 Обратимость химических реакций. Химическое равновесие. Понятие о химическом равновесии. Равновесные концентрации. Динамичность химического равновесия. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление, температура (принцип Ле Шателье). 2 2
5 Лабораторная работа 17
Получение кислорода разложением пероксида водорода и (или) перманганата калия. 1 2
6 Лабораторная работа 18
Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды для органических и неорганических кислот. СРС 20: Работа с учебной литературой. Составление схемы: «Классификация химических реакций». 3 2.8. Растворы Содержание учебного материала 8/3 1 Понятие о растворах. Физико-химическая природа растворения и растворов. Взаимодействие растворителя и растворенного вещества. Растворимость веществ.
Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества (процентная), молярная. 2 1
2 Теория электролитической диссоциации. Механизм диссоциации веществ с различными типами химических связей. Вклад русских ученых в развитие представлений об электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации и факторы ее зависимости. Сильные и средние электролиты. Диссоциация воды. Водородный показатель. Среда водных растворов электролитов. Реакции обмена в водных растворах электролитов. 2 2
3 Гидролиз как обменный процесс. Необратимый гидролиз органических и неорганических соединений и его значение в практической деятельности человека. Обратимый гидролиз солей. Ступенчатый гидролиз. Практическое применение гидролиза.
Гидролиз органических веществ (белков, жиров, углеводов, полинуклеотидов, АТФ) и его биологическое и практическое значение. Омыление жиров. Реакция этерификации. 2 2
4 Лабораторный опыт 19
Характер диссоциации различных гидроксидов. 1 2
5 Практическое занятие 11
Приготовление растворов различных видов концентрации. 1 2
СРС 21: Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества. Подготовка к практической работе «Приготовление раствора заданной концентрации».
Составление уравнений электролитической диссоциации, реакций ионного обмена. Подготовить сообщение на тему «Растворы вокруг нас» 4 2.9. Окислительно-восстановительные реакции. Электрохимические процессы Содержание учебного материала 10/3 1 Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Восстановители и окислители. Окисление и восстановление. Важнейшие окислители и восстановители. Восстановительные свойства металлов — простых веществ. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов — простых веществ. Восстановительные свойства веществ, образованных элементами в низшей (отрицательной) степени окисления. Окислительные свойства веществ, образованных элементами в высшей (положительной) степени окисления. Окислительные и восстановительные свойства веществ, образованных элементами в промежуточных степенях окисления. 3 2
2 Классификация окислительно-восстановительных реакций. Реакции межатомного и межмолекулярного окисления-восстановления. Реакции внутримолекулярного окисления-восстановления. Реакции самоокисления-самовосстановления (диспропорционирования).
Методы составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Метод электронного баланса. Влияние среды на протекание окислительно-осстановительных процессов. 2 1
3 Химические источники тока. Электродные потенциалы. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений металлов). Гальванические элементы и принципы их работы. Составление гальванических элементов. Образование гальванических пар при химических процессах. Гальванические элементы, применяемые в жизни: свинцовая аккумуляторная батарея, никель-кадмиевые батареи, топливные элементы. 2 1
4 Электролиз расплавов и водных растворов электролитов. Процессы, происходящие на катоде и аноде. Уравнения электрохимических процессов. Электролиз водных растворов с инертными электродами. Электролиз водных растворов с растворимыми электродами. Практическое применение электролиза. 2 2
5 Лабораторная работа 20
Взаимодействие металлов с неметаллами, а также с растворами солей и растворами кислот.
Взаимодействие серной и азотной кислот с медью.
Окислительные свойства перманганата калия в различных средах. 1 2
СРС 22: Решение вариативных задач Расстановка коэффициентов в окислительно–восстановительных реакциях методом электронного баланса. 4 2.10. Классификация веществ. Простые вещества Содержание учебного материала 8/3 1 Классификация неорганических веществ. Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация. Гидроксиды (основания, кислородсодержащие кислоты, амфотерные гидроксиды). Кислоты, их классификация. Основания, их классификация. Соли средние, кислые, оснóовные и комплексные. 1 1
2 Металлы. Положение металлов в периодической системе и особенности строения их атомов. Простые вещества — металлы: строение кристаллов и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов и их восстановительные свойства: взаимодействие с неметаллами (кислородом, галогенами, серой, азотом, водородом), водой, кислотами, растворами солей, органическими веществами (спиртами, галогеналканами, фенолом, кислотами), щелочами. Оксиды и гидроксиды металлов. Зависимость свойств этих соединений от степеней окисления металлов. Значение металлов в природе и жизни организмов. 1 2
3 Коррозия металлов. Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая
коррозия. Способы защиты металлов от коррозии. 1 1
4 Общие способы получения металлов. Металлы в природе. Металлургия и ее виды: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Электролиз расплавов и растворов соединений металлов и его практическое значение. 1 1
5 Лабораторная работа 21
Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
Взаимодействие цинка или алюминия с растворами кислот и щелочей.
Окрашивание пламени катионами щелочных и щелочноземельных металлов. 1 2
6 Неметаллы. Положение неметаллов в Периодической системе, особенности строения их атомов. Электроотрицательность.
Благородные газы. Электронное строение атомов благородных газов и особенности
их химических и физических свойств.
Неметаллы — простые вещества. Их атомное и молекулярное строение их. Аллотропия. Химические свойства неметаллов. Окислительные свойства: взаимодействие с металлами, водородом, менее электроотрицательными неметаллами, некоторыми сложными веществами. Восстановительные свойства неметаллов в реакциях с фтором, кислородом, сложными веществами — окислителями (азотной и серной кислотами и др.). 2 2
7 Лабораторная работа 22
Ознакомление с образцами представителей классов неорганических веществ.
Получение кислорода и его свойства. 1 2
СРС 23: Характеристика типичных металлов и неметаллов по выбору обучающегося.
Подготовить доклад на тему «Роль металлов в истории человеческой цивилизации», «Химия металлов в моей профессиональной деятельности». 3 2.11. Основные классы неорганических и органических соединений Содержание учебного материала 8 1 Водородные соединения неметаллов. Получение аммиака и хлороводорода синтезом
и косвенно. Физические свойства. Отношение к воде: кислотно-основные свойства. 1 1
2 Оксиды и ангидриды карбоновых кислот. Несолеобразующие и солеобразующие оксиды. Кислотные оксиды, их свойства. Осноóвные оксиды, их свойства. Амфотерные оксиды, их свойства. Зависимость свойств оксидов металлов от степени окисления. Ангидриды карбоновых кислот как аналоги кислотных оксидов. 1
3 Кислоты органические и неорганические. Кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Кислоты в свете протолитической теории. Классификация органических и неорганических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие органических и неорганических кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами и гидроксидами, солями, образование сложных эфиров. Особенности свойств концентрированной серной и азотной кислот. 1 1
4 Лабораторная работа 23
Получение и свойства углекислого газа.
Свойства соляной, серной (разбавленной) и уксусной кислот. 1 2
5 Основания органические и неорганические. Основания в свете теории электролитической диссоциации. Основания в свете протолитической теории. Классифиация органических и неорганических оснований. Химические свойства щелочей и нерастворимых оснований. Свойства бескислородных оснований: аммиака и аминов. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина. 1 1
6 Амфотерные органические и неорганические соединения. Амфотерные основания
в свете протолитической теории. Амфотерность оксидов и гидроксидов переходных
металлов: взаимодействие с кислотами и щелочами. 1
7 Лабораторная работа 24
Взаимодействие гидроксида натрия с солями (сульфатом меди (II) и хлоридом аммония).
Разложение гидроксида меди.
Получение и амфотерные свойства гидроксида алюминия. 1 1
8 Соли. Классификация и химические свойства солей. Особенности свойств солей органических и неорганических кислот. 1 1
9 Генетическая связь между классами органических и неорганических соединений.
Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетические ряды металла (на примере кальция и железа), неметалла (серы и кремния), переходного элемента (цинка). Генетические ряды и генетическая связь в органической химии. Единство мира веществ. 2
10 Лабораторная работа 25
Получение жесткой воды и изучение ее свойств.
Устранение временной и постоянной жесткости. 1 2
11 Практические занятия 12
Получение хлороводорода и соляной кислоты, их свойства.
Получение аммиака, его свойства. 1 2
СРС 24: Составление обобщающей таблицы по номенклатуре и химическим свойствам основных классов неорганических соединений. Подготовить доклад на тему: Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля». 3 2.12. Химия элементов Содержание учебного материала 10 1 s-Элементы
Водород. Двойственное положение водорода в периодической системе. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Окислительные и восстановительные свойства водорода, его получение и применение. Роль водорода в живой и неживой природе.
Вода. Роль воды как средообразующего вещества клетки. Экологические аспекты
водопользования. 1 1
2 Элементы IА-группы. Щелочные металлы. Общая характеристика щелочных металлов на основании положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Получение, физические и химические свойства щелочных металлов. Катионы щелочных металлов как важнейшая химическая форма их существования, регулятивная роль катионов калия и натрия в живой клетке. Природные соединения натрия и калия, их значение. 1 1
3 Элементы IIА-группы. Общая характеристика щелочноземельных металлов и магния на основании положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Кальций, его получение, физические и химические свойства. Важнейшие соединения кальция, их значение и применение. Кальций в природе, его биологическая роль. 1
1
4 р-Элементы
Алюминий. Характеристика алюминия на основании положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атома. Получение, физические и химические свойства алюминия. Важнейшие соединения алюминия, их свойства, значение и применение. Природные соединения алюминия. 1
5 Углерод и кремний. Общая характеристика на основании их положения в Периодической системе Д. И. Менделеева и строения атома. Простые вещества, образованные этими элементами. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния. Важнейшие соли угольной и кремниевой кислот. Силикатная промышленность. 1 1
6 Галогены. Общая характеристика галогенов на основании их положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Галогены — простые вещества: строение молекул, химические свойства, получение и применение. Важнейшие соединения галогенов, их свойства, значение и применение. Галогены в природе. Биологическая роль галогенов. 1 1
7 Халькогены. Общая характеристика халькогенов на основании их положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Халькогены — простые вещества. Аллотропия. Строение молекул аллотропных модификаций и их свойства. Получение и применение кислорода и серы. Халькогены в природе, их биологическая роль. 1 1
8 Элементы VА-группы. Общая характеристика элементов этой группы на основании их положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение молекулы азота и аллотропных модификаций фосфора, их физические и химические свойства. Водородные соединения элементов VА-группы. Оксиды азота и фосфора, соответствующие им кислоты. Соли этих кислот. Свойства кислородных соединений азота и фосфора, их значение и применение. Азот и фосфор в природе, их биологическая роль. 1 1
9 Элементы IVА-группы. Общая характеристика элементов этой группы на основании их положения в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Углерод и его аллотропия. Свойства аллотропных модификаций углерода, их значение и применение. Оксиды и гидроксиды углерода и кремния, их химические свойства. Соли угольной и кремниевых кислот, их значение и применение. Природообразующая роль углерода для живой и кремния для неживой природы. 1
1
10 d-Элементы
Особенности строения атомов d-элементов (IB-VIIIB-групп). Медь, цинк, хром, железо, марганец как простые вещества, их физические и химические свойства. Нахождение этих металлов в природе, их получение и значение. Соединения d-элементов с различными степенями окисления. Характер оксидов и гидроксидов этих элементов в зависимости от степени окисления металла. 1
11 Лабораторная работа 26
Изучение свойств простых веществ и соединений s-элементов.
Изучение свойств простых веществ и соединений р-элементов.
Изучение свойств простых веществ и соединений d-элементов.1 2
12 Практические занятия 13
Получение гидроксидов алюминия и цинка; исследование их свойств.
Получение и исследование свойств оксидов серы, углерода, фосфора. 1 2
СРС 25: Рефераты: « Металлы, их характеристика, практическое значение, применение в будущей профессии», «Использование неметаллов и их соединений в будущей профессии», «Защита окружающей среды от загрязнения тяжелыми металлами и соединениями неметаллов (азота, углерода, серы)» 3 2.13. Химия в жизни общества Содержание учебного материала 8 1 Химия и производство. Химическая промышленность и химические технологии. Сырье для химической промышленности. Вода в химической промышленности. Энергия для химического производства. Научные принципы химического производства. Защита окружающей среды и охрана труда при химическом производстве. Основные стадии химического производства. Сравнение производства аммиака и метанола. 2 1
2 Химия в сельском хозяйстве. Химизация сельского хозяйства и ее направления. Растения и почва, почвенный поглощающий комплекс. Удобрения и их классификация. Химические средства защиты растений. Отрицательные последствия применения пестицидов и борьба с ними. Химизация животноводства. 2 1
3 Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды. Охрана гидросферы от химического загрязнения. Охрана почвы от химического загрязнения. Охрана атмосферы от химического загрязнения. Охрана флоры и фауны от химического загрязнения. Биотехнология и генная инженерия. 2 1
4 Химия и повседневная жизнь человека. Домашняя аптека. Моющие и чистящие средства. Средства борьбы с бытовыми насекомыми. Средства личной гигиены и косметики. Химия и пища. Маркировки упаковок пищевых и гигиенических продуктов
и умение их читать. Экология жилища. Химия и генетика человека. 1 1
5 Практические занятия 14
Ознакомление с образцами средств бытовой химии и лекарственных препаратов. 1 2
СРС 26: Подборка материала и подготовка рефератов по темам: «Применение органических соединений в будущей профессии», «Применение полимеров в будущей профессии»; «Применение неорганических веществ в будущей профессии» 4 ВСЕГО 171/86 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия»;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- вытяжной шкаф;
- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;
- наборы реактивов органических и неорганических веществ;
- комплект учебно-наглядных пособий «Химия»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор- экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. – 384 с.
2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. -384 с.
3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. – 208 с.
4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. – 256 с.
5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А. Химия: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. - 256 с.
6. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия. Тесты, задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. – 336 с.
7. Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. - 448 с.
8. Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. - 304с.
9. Ерохин Ю.М. Сборник тестовых заданий по химии: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. - 128 с.
10. Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронный учебно-методический комплекс. — М., 2014.
11. Сладков С. А., Остроумов И. Г., Габриелян О. С., Лукьянова Н. Н. Химия для профессий и специальностей технического профиля. Электронное приложение (электронное учебное издание) для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Для преподавателя
1. Федеральный закон от 29.11.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».5. Габриелян О. С., Лысова Г. Г. Химия: книга для преподавателя: учеб.-метод. пособие. — М., 2012. - 336 с
6. Габриелян О. С. и др. Химия для профессий и специальностей технического профиля (электронное приложение).
Интернет-ресурсы
www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).
www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).
www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).
www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).
www. enauki. ru (интернет-издание для учителей «Естественные науки»).
www. 1september. ru (методическая газета «Первое сентября»).
www. hvsh. ru (журнал «Химия в школе»).
www. hij. ru (журнал «Химия и жизнь»).
www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата
Метапредметные: −− использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов) для решения поставленной задачи, применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере. Уметь устанавливать зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов. Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии. Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.
Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой
теории свойств основных классов органических соединений
−− использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
Умение проводить самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
Умение использовать компьютерных технологий для обработки
и передачи химической информации и ее представления в различных формах
Предметные: −− сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
Уметь объяснять химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях.
Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды
на организм человека и другие живые организмы. Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
−− владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
Уметь давать определение и оперировать следующими химическими понятиями: вещество, химический элемент, атом,
молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология−− владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
Уметь использовать различные методы научного познания для овладения химическими знаниями, правильность описания результатов опыта.
−− сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
Уметь устанавливать зависимости между качественной и количественной
сторонами химических объектов и процессов. Решение расчетных задач по химическим формулам и уравнениям
−− владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
Выполнение химического эксперимента в полном соответствии с правилами безопасности. Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного эксперимента
−− сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
Проведение самостоятельного поиска химической информации с использованием различных источников (научно-популярныхизданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета). Использование компьютерных технологий для обработки
и передачи химической информации и ее представления в различных формах
Острова Ольга Ивановна
преподаватель химии
Государственного бюджетного профессионального
образовательного учреждения Республики Крым
«Ялтинский экономико-технологический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.12.«ХИМИЯ»
для профессий среднего профессионального образования