Программа по внеурочной деятельности для 4 классa  Тропинка к своему Я 
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа № 9»
г. Сергиева  Посада Московской области
                                                                  Утверждаю:
    Директор МБОУ НОШ № 9
                               ______________________                   
                   Севостьянова Н.И.
     _____     августа 2014 г.
 
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Тропинка к своему Я»
для 4 - а класса 
Составитель: Болотова А.И., 
                                                                      педагог-психолог
                                                                высшей     квалификационной                                                  
                                                        категории
г. Сергиев Посад
2014 – 2015 уч. го
Пояснительная записка.
Данная программа является составной частью основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения.
 Разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. 
Направлена на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности,  обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
Нормативно-правовой и документальной основой программы «Тропинка к своему Я» являются Закон Российской Федерации
 «Об образовании, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 
Рабочая программа составлена по авторской программе 
О.В. Хухлаевой   « Тропинка к своему Я».
Актуальность.
Предмет «Тропинка к своему Я» является профилирующей дисциплиной в цикле предметов по изучению себя и своих способностей, введенных в образовательном учреждении.
Она даёт возможность ученикам понять себя, научиться понимать других людей, учит быть толерантным, повышает мотивацию к учению, способствует развитию творческих способностей учеников, развивает познавательные процессы, помогает научиться жить в коллективе, учит избегать конфликтов.
В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развивается творческое мышление, воображение, ассоциативная память, произвольное внимание , логическое мышление. Дети осваивают свой внутренний мир, научаются быть внимательными, познают мир эмоций и его разнообразие, учатся общаться со сверстниками и взрослыми.
На занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от школьных успехов чувствует собственную ценность и значимость.
В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. А также серьезное внимание необходимо уделять способам формирования учебной установки в форме игры и сказки. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути преодоления.
Используются нетрадиционные формы обучения: психологические и ролевые игры, психологические тренинги, дискуссии, разыгрывание жизненных ситуаций, арт – терапевтические методы, метафорические истории и притчи. 
Занятия проводятся в неформальной обстановке.
 Положительный эмоциональный фон занятий способствует раскованности детей, раскрытию психологических возможностей.
Цели программы:
-предотвращение проявлений различных форм школьной дезадаптации                 на создание предпосылок для успешного овладения программным  материалом.
-формирование условий для развития  успешной учёбы,  формирование -желания преодоления школьных трудностей, утверждения веры в себя и свои возможности, 
- совершенствование   развития познавательных процессов,
- раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся. 
Педагогические. 
Результатом деятельности педагога являются те изменения, которые происходят в ребёнке. Эти изменения будут проявляться в его музыкальной культуре в характере его музыкальной деятельности, в творческом отношении к действительности. 
Задачи.
- Формировать у детей позитивную «Я» - концепцию и устойчивую самооценку, снизить уровень школьной тревожности;
- Формировать устойчивую учебную мотивацию;
- Создавать классный коллектив, через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований;
- Формировать адекватные формы поведения в новых школьных ситуациях;
- Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
Авторская  программа рассчитана на 1 год и включает в себя 25 учебных часов.
 Рабочая программа дополняет авторскую  до 34 часов  9 часами по темам:
1 часть. Кто я ? Мои силы, мои возможности.
Творческая работа « На перекрёстке дорог»
3 часть. Моё будущее.каким бы я хотел стать в будущем?
Коллективная работа « каким я себя вижу в будущем?»
4 часть. Хочу вырасти интеллигентным человеком. Что для этого надо? 
Творческая работа  « Портрет интеллигентного человека в наши дни»
Коллективная работа « Лесенка»
5часть. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно?
Творческая работа « Составляем свод прав и обязанностей школьника»
Трудности в отношении с друзьями.
Я умею просить прощение.
Я умею понимать другого
Творческая работа. 
Приёмы, помогающие построению общения между сверстниками. 
Что такое коллективная работа?
Педагогические технологии, используемые для реализации данной программы:
Педагогика сотрудничества
Игровые технологии
Общая характеристика программы по внеурочной деятельности.
Характерными особенностями программы являются:
В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
 • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;
 • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
 • ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
 • учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
 • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;
 • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
3.Описание места программы в структуре ООП.
Программа курса социального направления внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я» является структурным компонентом основной образовательной программы начального общего образования школы.
4.Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности.
На занятиях « Тропинка к своему Я» особое внимание уделяется социальному развитию младших школьников. 
Дети учатся правильно вести себя в коллективе, принимать самостоятельные решения, учатся быть терпимыми к другим людям, учатся проявлять свои качества характер, воспитывать в себе желание выполнять задания творчески
Программа нацелена на личностное развитие ребенка.
На занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от школьных успехов чувствует собственную ценность и значимость.
В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. А также серьезное внимание необходимо уделять способам формирования учебной установки в форме игры и сказки. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути преодоления.
Используются нетрадиционные формы обучения: психологические и ролевые игры, психологические тренинги, дискуссии, разыгрывание жизненных ситуаций, арт – терапевтические методы, метафорические истории и притчи. 
Занятия проводятся в неформальной обстановке.
 Положительный эмоциональный фон занятий способствует раскованности детей, раскрытию психологических возможностей.
5.Результаты освоения программы по внеурочной деятельности.
Личностные результаты.
- дружески относиться к одноклассникам.
-  знать, различать и уметь описывать эмоциональные состояния.
-  уметь общаться со сверстниками;
-  уметь отстаивать свою позицию в коллективе, противостоять   давлению сверстников.
-  уметь справляться с негативными эмоциями, знать «качества» людей.
-  начать изучение своих особенностей, изучить свои качества;
- выполняя задания, уметь относиться к ним творчески.
Метапредметные результаты:
- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
- управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми. 
Предметные результаты:
В результате изучения материала учащиеся должны:
- научиться самостоятельно, в несложных жизненных ситуациях, принимать решения;
- уметь понимать эмоциональные состояния других людей.
-развивать творческое воображение.
  -в развитии личностного роста учащегося; 
  -в совершенствовании умения познавать и преобразовывать мир через развитие своего внутреннего мира;
  - развитие эмоционального интеллекта детей.
  -учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Оценка результатов:
- коллективные работы.
- выполнение творческих заданий
6.Содержание программы по внеурочной деятельности.
Раздел 1Кто я. Мои силы, мои возможности. ( 9 часов)
Раздел 1 учит детей развивать творческие способности, умение выразить свои эмоции и фантазии.
Раздел 2. Ярасту, я мзменяюсь.. ( 3 часа)
Раздел 2 помогает понять детям, что школа- это  интересное, познавательное заведение, где дети не только получают знания, но и весело проводят своё время.
Раздел 3. Моё будущее. Какимбы я хотел стать в будущем.( 3 часа)
Учить осознавать себя частью семьи.
Раздел 4.хочу вырасти интеллегентным человеком: что для этого нужно?. ( 3 часа).
Дать понятие слову « дружба», « настоящая дружба».Учить применять свой жизненный опыт при общении и дружбе со сверстниками.
Раздел 5.Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? ( 7 занятий)
Учить взаимодействовать в коллективе, дружно выполнять работу, помогать друг другу, общаться без конфликтов.
Особенности методики обучения по предмету
На занятиях значительное место отводится заданиям, в которых каждый ребенок вне зависимости от школьных успехов чувствует собственную ценность и значимость.
В групповые занятия должны включаться игровые и двигательные задания. А также серьезное внимание необходимо уделять способам формирования учебной установки в форме игры и сказки. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути преодоления.
Используются нетрадиционные формы обучения: психологические и ролевые игры, психологические тренинги, дискуссии, разыгрывание жизненных ситуаций, арт – терапевтические методы, метафорические истории и притчи. 
Занятия проводятся в неформальной обстановке.
 Положительный эмоциональный фон занятий способствует раскованности детей, раскрытию психологических возможностей
7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся:
№
урока Наименование разделов и тем Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УД по теме) Форма проведения Плановые сроки прохождения Скорректированные
сроки прохождения
Кто я? Мои силы, мои возможности.(10ч)
1 Моё лето Характеризовать явления
( действия и поступки), давать им объективную оценку на основе новых впечатлений и имеющегося опыта. А 2 Кто я?
Осознание себя частью классного коллектива П 3 Какой я – большой или маленький?  Обосновывают свой выбор как самостоятельной личности. П 4 Мои способности Овладеть  коммуникативными навыками  общения. П 5 Мой выбор, мой путь Создание проблемных ситуаций и пути их решения.
Выражать свои чувства, анализировать поступки. А 6 Творческая работа 
« На перекрёстке
 дорог»  Способность брать на себя инициативу. Проявлять творческие способности в выполнении задания.
П 7 Мой внутренний мир Развитие морального сознания через дискуссию.
А 8 Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира Анализировать ситуации, умение аргументировать свою точку зрения. П 9 Кого я могу впустить в свой внутренний мир -Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку, принимать и анализировать решения в разных ситуациях. П 10 Что значит верить? Способность брать на себя инициативу; развитие морального сознания. П Я расту, я изменяюсь. (3ч)
11 Моё детство Осознание важного этапа жизни. А 12 Моё детство
(продолже-
ние) Обогатить представление о собственных возможностях и способностях
 А 13 Я изменяюсь Планирование цели и пути самоизменения с помощью взрослого. П Моё будущее. Каким бы я хотел быть в будущем? ( 3ч)
14 Моё будущее Соотносить результат с целью и оценивать его А 15 Моё будущее.
(продолже-
ние) Соотносить результат с целью и определять, что будущее начинается в настоящем.
П 16 Хочу вырасти здоровым человеком! Овладеть навыками бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; вести диалог П                 Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно?( 6 ч)
17 Коллективная работа
« Как я себя вижу в будущем?» Обогатить представление о собственных возможностях и способностях 18 Кто такой интеллигентный человек?  Информация об интеллигентном человеке»  через адекватную самооценку в отношении себя и своих сверстников.
П 19 Хочу вырасти интеллигентным человеком. Поиск и выделение необходимой информации через обсуждение проблемы идеалов. П 20 Творческая работа
 « Портрет интеллигентного человека в наши дни» Создание проблемных ситуаций и пути их решения. Создание портрета 
интеллигентного  человека в наши дни»
.
21 Что такое идеальное я. Информация об « идеальном человеке».  через адекватную самооценку в отношении себя и своих сверстников. А 22 Коллективная работа
 « Лесенка» Знаково-символическое моделирование; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. П Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (12 ч)
23 Кто такой свободный человек?  Поиск и выделение необходимой информации.  Обогатить представление  о «свободном » человеке. А 24 Права и обязанности школьника.
Поиск и выделение необходимой информации.  Развитие морального сознания через дискуссию.
Выработка кодекса моральных норм. П 25 Творческая работа 
«Составляем
свод  прав и обязанностей
школьника» Применять полученные знания и умения, выбирать правильные решения.
П 26 Что такое 
« право на уважение»? Поиск и выделение необходимой информации.  Развитие моральных норм через конкретные ситуации.
А 27 Права и обязанности.
Толковый словарь. Поиск и выделение необходимой информации.  Развитие морального сознания через дискуссию.
Анализировать поступки и выбирать правильные решения. П 28 Нарушение прав других людей может привести к конфликтам Способность брать на себя инициативу, формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий; П 29 Как разрешить конфликты мирным путём? Формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий. Формировать толерантное отношение к сверстникам.
П 30 Трудности в отношении с друзьями Формировать приёмы взаимодействия со сверстниками.
Анализировать поступки и выбирать правильные решения. П 31 Я умею просить прощение. Анализировать ситуации, принимая правильные решения, выбирать причину и последствия событий. П 32 Я умею понимать другого человека  Анализировать ситуации, принимая правильные решения, выбирать причинно- следственную связь событий. П 33 Творческая работа. Способность брать на себя инициативу; организовывать и проводить элементы творческой работы. А 34 Итоговое занятие Подведение итогов. П Информационное сопровождение.
Коррекционная программа О. Хухлаевой
 « Тропинка к своему Я».  Москва « Генезис» 2011 г.
Рабочая тетрадь для  4 класса « Тропинка к своему Я». О. Хухлаева. Москва. Генезис 2012г.