Открытый урок по русскому языку на темуОбобщение об имени прилагательном(4 класс)
Открытый урок по русскому языку.
Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном.
Дата :24.02.2016 г.
Учитель :Кирьянова Н.С.
Цели урока:
Закрепить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; способствовать формированию грамотного письма, совершенствовать умение определять падеж имен прилагательных.
Развивать речь, внимание, логическое мышление, память, орфографическую зоркость.
Воспитывать любовь к природе, к родному языку.
Оборудование: индивидуальные бланки заданий.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
1)Минутка каллиграфии.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Ботинки.)
-Придумайте предложение с этим словом и запишите. Найдите главные члены предложения.Подчеркните2)Словарная работа.Взаимопроверка.
Космический,электрический,пожалуйста,адрес,иногда,экскурсия,багаж,впереди,комбайн,богатство,одиннадцать,сегодня
- А сейчас послушайте стихотворение.
Работа над эпиграфом к уроку:
Я – часть речи интересная,
Миру широко известная:
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить!
-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное) Эта часть речи очень важна. Благодаря именам прилагательным наша речь становится богаче, эмоциональнее, ярче. Без нее не обходятся писатели и поэты.
Сообщение целей: - Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.
Итак, мы опять с вами в стране имени прилагательного.
Существительное с прилагательным живет на редкость дружно.
Изменит окончание, когда ему так нужно.
Оно его не бросит в воде и на земле.
Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.
2. Актуализация опорных знаний.
-Вспомним, что мы еще знаем об имени прилагательном.
1. Что такое имя прилагательное?
2. Что оно обозначает
3. На какие вопросы отвечает
4. С какой частью речи связано?
5. Как изменяется?
6. Как называется изменение имен прилагательных по падежам?
7.Как определить падеж имени прилагательного? (Падеж прил. определяется по падежу имени сущ., к которому оно относится.)
1)Начнем работу с разминки:
Антоним к слову временный (постоянный)
На какое дерево садится ворона во время дождя? (мокрое)
Что входит в окно, но не ломает его? (солнечный луч)
Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (из железнодорожного)Из какого крана нельзя напиться? (подъемного)
- Что общего в названных вами ответах? (это имена прилагат.)
3.Работа над закреплением знаний об имени прилагательном
1)Проявите зоркость.
-В предверии праздника 8 марта ,Буратино написал поздравительную открытку Мальвине ,но допустил ошибки.Давайте поможем Буратино их исправитьПрочитайте текст и найдите ошибки.
Дорогой Мальвина, поздравляю тебя с весенней праздником 8 марта! Желаю быть счастливым ,здоровой, добрым ,удивительной и любимым! Пусть всегда в душе цветет замечательное весна и окружают доброе ,верное друзья!
Объясните правильное написание слов, в которых допущены ошибки.
- Спишите предложения, исправляя окончания имен прилагательных.
-Прочитайте,что получилось
2)Игра: Что «лишнее»? Карточка пускается по ряду. Чей ряд быстрее?
Смелый, трусливый, храбрый, отважный;
Стеклянный, хрупкий, деревянный
Пасмурный, ненастный, ясный, дождливый
Добрый, умный, ласковый, нежный
Хороший, замечательный, прекрасный, молодой
Смелый, отважный, высокий, решительный
Белый, синий, нежный, зеленый.
Веселый ,счастливый, грустный ,радостный
Грамотный ,умный ,начитанный, аккуратный
Ребята ,я раздам вам карточки,а вы в парах попробуйте поработать.
3)Работа с деформированным текстом. (Написать в тетради ,потом - на доске)
-Для чего в речи нужно употреблять имена прилагательные? (Они украшают нашу речь, делают ее выразительной, точной, понятной)
-Составьте из данных слов предложения, изменяя по смыслу имена прилагательные и имена существительные и ставя их в нужном падеже.
1. Любуюсь, чудесная, зимний, картина, лес.2. Яркий, поляна, заливает , свет, лесная.
3. Пахнет, еловая, сосновая, и, хвоя.
4. Закачалась, ветка, вот, еловая.
5. В, ель, белочка, густая, затаилась, вершина, проворная.
- Определите падеж прилагательных, выделите окончание.
4)Физминутка.
давайте представим, что мы в лесу и отдохнём. Встаньте так, чтобы вам было удобно.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В сторону руки – тихо помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
Сядьте тихо, продолжим урок.
5)Работа в группах.
Работа с синонимами, антонимами, фразеологизмами. (Задания выполняются дифференцированно. Одна группа детей работает с синонимами, другая с антонимами, третья с фразеологизмами, четвертая с пословицами )Подберите синонимы
Алые -- _______Смелый -- ________Большой -- ____________Застенчивый --__ ________Маленький -- _____________Подберите антонимы
Густой -- _______________Широкий -- _____________Громкий -- ____________Ранний -- _________Солнечный -- ___________________Подберите к фразеологизмам подходящие по смыслу прилагательные.
Человек, который «считает ворон» -- _________________________Человек, у которого «язык без костей» -- _________________________Человек, способный «блоху подковать» -- ________________________Человек, пребывающий «на седьмом небе» -- ________________________Человек, способный «заткнуть за пояс» -- ____________________В приведённых ниже пословицах вставь вместо черточек слово, противоположное по смыслу (антоним).
Укажи род и падеж имён прилагательных в пословицах.
1. У короткого ума ____________язык.
2. Старый друг лучше ____________двух.
3.Доброе слово лечит, а ____________калечит.
4. Горькая правда лучше____________лжи.
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: К прилагательным можно подобрать слова близкие по смыслу – синонимы и противоположные по смыслу – антонимы.
Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.
6)Работа у доски.Игра «В каком магазине?»
На доске написаны названия предметов: Овощи, книги, обувь, цветы, кефир, баранки, шкаф, коньки, матрешка. Образуйте прилагательное, обозначающее в каком магазине можно купить тот или иной предмет.
Словообразование.
Образуйте от существительных имена прилагательные.
Вода -- __________________Дождь - ____________________
Земля - _____________________
Дерево - __________________
Лес - ___________
При помощи какой морфемы образовались прилагательные? Назовите суффиксы прилагательных.
7)Итог урока.
Дополни текст прилагательными.(Работа по карточкам)
Вот и подошел к концу ______________________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _______________. Дети нашего класса были ________________________. Они давали_____________________________ответы . На уроке мы узнали много _____________ и _____________________, надеемся, что станем еще более ____________________. В гостях у нас сегодня было много______________________ гостей. Надеемся, что по окончании урока настроение у всех будет ________________________________________________.