Разработка по русскому языку на темуОбобщение знаний о частях речи (4 класс)
Методическая разработка урока
Ф.И.О. педагога: Горобец Галина Васильевна, учитель начальных классов
Место работы: МОУ СОШ №11, х. Красночервонный
Русский язык
Класс: 4 специальный (коррекционный) класс VII вида
Тема: Обобщение знаний о частях речи
Тип урока: по основной дидактической цели: повторение пройденного материала
Цели урока: 1) Обобщить и закрепить знания учащихся о словах, обозначающих предметы, действия предметов, признаки предметов;
2) развивать умение распознавать и осознанно употреблять в речи изученные части речи;
3) воспитывать чуткое отношение к птицам, к природе.
Оборудование: домики с названием части речи, сигнальные карточки, иллюстрации с изображением птиц, картина «Весна», загадки.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, давайте проверим, все ли готовы к уроку?
1 ряд: Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки.
2 ряд: Каждой вещи своё место.
- А, девиз у нас, какой? Всё что над - под рукой!
II. Минутка чистописания
Игра «Путаница» - на доске записаны элементы букв, дети угадывают буквы и записывают их: о, а, и, у, г, п, р, т
III. Словарная работа на тему «Кто прилетал к кормушке?»
- Картинный диктант. Что вы знаете о дятле?
(Воспитательный момент о чутком отношении к птицам)
- Что обозначают записанные слова? На какой вопрос отвечают?
IV. Работа по теме урока.
- В наших исследованиях тайн русского языка помогали друзья: Толя Торопилкин, Петя Сочинилкин и Денис Сообразилкин. Сегодня подведём итоги наших исследований, будем обобщать то, что вы узнали о частях речи. Все слова живут в стране, которая называется Речь.
- Кто живет в нашем хуторе? (люди, народ)
- А тех, кто живёт в стране Речь, называют Части речи.
- Сейчас будем выяснять, кто живёт в этих домиках? (На доске 3 домика, на обратной стороне записаны части речи).
1. Игра «Защити слово»
- Ребята, Толя Торопилкин так спешил, что растерял буквы:
В…сна, скв…рец, мес…ц, б…рёза, к…раблик.
- С помощью сигнальных карточек, объясните пропущенные орфограммы. Запишите слова.
- Что объединяет эти слова? На какие вопросы они отвечают?
- Какая же часть речи живёт в 1 домике?
- Расскажите, что знаете об имени существительном.
2. Выборочное письмо
- Денис Сообразилкин решил стать программистом и составил программу для компьютера. Он заложил разные слова и машина составила текст «Медвежонок»
Вот проказник! Хоть и мал,
Весь малинник (истоптал),
(Выгнал) пчёл, (наелся) мёду
И (упал) с обрыва в воду.
- Как видите, компьютер выдал не все слова.
- Как вы думаете, какие слова пропущены? Запишите их в тетрадь.
- Можно ли эти слова объединить в одну группу? Открывается 2 домик.
- Расскажите, что знаете о глаголе.
- Определите временные формы выписанных глаголов.
3. Объяснительный диктант
Когда это бывает?
Голубые, синие небо и ручьи,
В синих лужах плещутся, стайкой воробьи. (Весной)
- Какие слова помогли узнать время года?
- Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Открывается 3 домик.
- Что ещё можете рассказать об имени прилагательном?
Физкультминутка «Бабочка»
V. Творческая работа. Дефференцированное задание.
- Для чего нужны части речи?
- Петя Сочинилкин предлагает работу, которой вам интересно было бы заняться, на тему «Весна пришла».
1 уровень: Обогатить текст, красивыми словами, т.е. именами прилагательными.
Наступила весна. Снег начал таять. Потекли ручьи. Появляются проталины. Скоро вернутся птицы.
2 уровень: Из музея Весны пропала картина. Постарайтесь дать её словесное описание, примените изученные части речи.
3 уровень: Составьте текст по опорным словам:
Лучи, ласковые, посылают, солнышка, тепло. Тает, ручейки, снег, и, бегут, звонкие. Скоро, грачи, прилетят, и, скворцы.
- Ребята, чем вам нравится это время года? (Воспитательный момент о бережном отношении к природе).
VI. Итог урока:
- С какими частями речи сегодня работали на уроке?
- Что было самым сложным для вас, при изучении частей речи?
Что вам больше всего понравилось на уроке, хотелось бы повторить?
VII. Домашнее задание:
- Записать пять имён существительных, пять глаголов, пять имён прилагательных.