Пояснительная записка по обществознанию,к учебнику Боголюбова
Пояснительная записка.
Рабочая программа по обществознанию в 8кл составлена в соответствии с примерной программой по обществознанию для основного общего образования .Программа в полном объеме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом образования РФ № 1089 от 05.03.2004г
Нормативные документы используемые для составления программы:
Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;
Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011-12 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 2080 от 24.12.2010 г.;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089
Программы по обществознанию для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Боголюбов 2010
Цели и задачи курса:
создание условий для социализации личности;
формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Место учебного предмета «Обществознание» в Базисном учебном
(образовательном) плане«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.
Распределение учебного материала в 8классе (34ч)
№ п/ Наименование раздела Количество часов
1 Введение 1
2 Личность и общество 4
3 Сфера духовной жизни 8
Экономика 14
4 Социальная сфера 5
5 Итоговое повторение 1
Итого 34
Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента и учебного плана образовательного учреждения. В рамках реализации регионального компонента: НРЭО отражаются в следующих темах:
Темы КТП НРЭО
Ур №6.Сфера духовной жизни 1.Участие граждан в духовной жизни ,культуры Челябинской области, Чеб-го района
Ур №10 Роль образовании в современном обществе. 2. Развитие образования в Челябинской области, Чеб-го района
Ур.№16Собственность Право собственности по Челябинской области, Чеб-го района
Ур №18.Производство 4. Производство по Челябинской области,Чеб-му району
Ур №19.Предпринимательство 5. Предпринимательство по Челябинской области, Чеб-му району
Ур № 25.Безработица. 6 Безработица по Челябинской области, Чеб-му району
Общая характеристика учебного курса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических технологий и методов обучения.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8 КЛАСС ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (34час)
Личность и общество (5 час)
Личность. Мировоззрение. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Сфера духовной культуры (9 час)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Социальные ценности и нормы. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Экономика (14 час)
Экономика и ее роль в жизни общества. Потребности и ресурсы.Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Главные вопросы экономики. Модели экономических систем. Собственность. Защита прав собственности. Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют. Производство. Товары и услуги. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика. Роль государства в экономике. Налоги, уплачиваемые гражданами. Распределение доходов. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Потребление. Семейный бюджет. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Безработица как социальное явление. Мировое хозяйство. Международная торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.
Социальная сфера (7час)
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальная роль и социальный статус. Социальные роли подростка. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство. Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; - на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся в 8 классе
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Программа призвана помочь осуществлению учащимся 8 класса школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения обществознания ученик должен :Знать/понимать • сущность взаимодействия человека с природой;
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально- политические, культурологические знания;
оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте. Формы контроля:
тестирование;
наблюдение;
беседа;
фронтальный опрос
; индивидуальный опрос
Критерии оценивания устных и письменных ответов по обществознанию
1.Отметка за устный ответ по обществознанию.
«5» ставиться, если обучающийся даёт полный ответ в соответствии с учебной программой, допускает один недочёт, объём ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях.Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
«4» ставиться, если устный ответ обучающегося в общем соответствует требованиям учебной программы, но имеются одна или две негрубые ошибки, или три недочёта и объём ЗУНов составляет 70 - 90% содержания(правильный, но не совсем точный ответ)
«3» ставится, если устный ответ обучающегося в основном соответствует требованиям учебной программы, однако имеется: 1 грубая ошибка и 2 недочёта, или 1 грубая ошибка и 1 негрубая ошибка, или 2-3 грубые ошибки, или 1 негрубая ошибка и 3 недочёта, или 4-5 недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объёме 50-70% содержания ( правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или , недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
«2» ставиться, если устный ответ обучающегося частично соответствует требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания(неправильный ответ)
Отметка за выполнение тестовой работы по общеставознаниюЕсли тест состоит из заданий трёх степеннее сложности А,В, С, то:
-- за правильный ответ на задание из группы А ставиться 1 балл, за неправильный – 0 баллов;
-- за правильный ответ на задание из группы В ставиться 2 балла, за неправильный – 0 баллов;
-- за правильный ответ на задание из группы С ставиться 3 балла, за неправильный – 0 баллов.
Отметка выставляется в следующем порядке:
«5» -- 90-100% выполненных заданий, набранных баллов от максимального количества баллов;
«4» -- 70-89%; «3» -- 50-69%; «2» -- менее 50%.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Программа общеобразовательных учреждений. Обществознание./ Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И. и др.- М. «Просвещение»,2010г
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Л. Н. Боголюбова,Н.И.Городецкая, Л.Ф.Ивановой.— М., 2011г
Литература дополнительная - Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002 г
Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. 4. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 8 кл.— М., 2010.
Методические рекомендации по курсу « Обществознание 8 класс/ Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2010. -Контрольно-измерительные материалы. Обществознание:8 класс/ Сост.А.В.Поздеев.-М.:ВАКО, 2011 г
Программа по обществознанию для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Боголюбов, 2010
Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова. изд.— М., 2010. Изменения, внесенные в авторскую программу, их обоснование
Технические средства обучения
электронные презентации по обществознанию .
Оборудование класса
ученические двухместные столы с комплектом стульев стол учительский -шкаф