Рабочая программа по обществознанию 5 класс. ФГОС. К учебнику Л.Н.Боголюбова
Пояснительная записка по ФГОС
1)Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования; Примерной программе основного общего образования, Рабочей программы под редакцией Л.Н.Боголюбова. Предметная линия учебников 5-9 классов. – М.: Просвещение, 2014
2)
Требования стандарта
Базисный образовательный план Фундаментальное ядро Программа воспитания и социализации Программа формирования универсальных учебных действий Планируемый результат
Примерные учебные программы
Авторские программы
Образовательный процесс
Система оценки
3) Количество учебных часов.
В год – 34.
В неделю – 1.
4) Учебно и учебно-методическое обеспечение
Для учителя Для ученика
Обществознание 5 класс / Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградов. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение 2014
Конституция Российской Федерации. www.kodeks.ru.
Обществознание 5 класс / Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградов. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение 2014
Конституция Российской Федерации. www.kodeks.ru.
5) Промежуточная и итоговая аттестация проводится согласно Положению о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости в форме тестирования (формат ЕГЭ).
.
6) Изменений, внесённых в программу, нет.
7) Цели обучения:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;, Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
8) Планируемый результат:
Личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса являются:
-мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектной деятельности.
Предметными результатами освоения данного курса являются:
-относительно целостное представление о человеке;
-понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;
-знание ряда ключевых понятий, умения объяснять их с позиций явления социальной действительности;
-умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать собственную точку зрения.
Поурочное планирование по курсу обществознание 5 класс.
№ занятия Раздел и тема урока Количество часов Содержание по теме Характеристика основных видов деятельности
(предметные, метапредметные, личностные) Планируемые результаты Домашнее задание Дата проведения
план факт
1 Введение (1ч.) 1 Обществознание. Что изучает в классе. Общество — большой «дом» человечества. Причины и направления развития общества. Социальный прогресс. Типы обществ. Основные сферы общественной жизни. Особенности российского общества. Знакомство с содержанием учебника «Обществознание» для 6 класса. Предметные: познакомиться с новым учебным курсом, требованиям к результатам обучения, учебно-методическим комплексом, особенностями работы с ними.
Метапредметные: использовать элементы причинно-следственного анализа при формулировании собственного суждения.
Личностные: выражать собственную точку зрения на общественные процессы. Предметные: сформировать представление об обществознании как о методе познания действительности.
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: развивать у учащихся представление о месте обществознания в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: уметь использовать ключевые базовые понятия курса обществознания.
Личностные УУД: формирование стартовой мотивации к изучению нового предмета.стр.5-8, читать.
2 Человек родился 1 Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек – биологическое и социальное существо. Отличие человека от животных. Предметные: раскрывать на конкретных примерах Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека
Метапредметные: использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике различных сфер жизни общества.
Личностные: Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.
. Предметные: раскрывать на конкретных примерах Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека; уметь анализировать собственные поступки с точки зрения природы человека.
Метапредметные (УУД):
Познавательные УУД
Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему.
Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.
Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Коммуникативные УУД
Готовить коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?»
Регулятивные УУД
Составлять свой план текста
Личностные: Высказывать свои предположения о том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.
§ 1 стр 10-11, зад. 1-3 стр. 14-
3 Что такое наследственность. 1 Наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Предметные: раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «наследственность».
Метапредметные: использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике человека и общества
Личностные: определять свое отношение к проблемам жизни человека. Предметные: Познакомиться с понятием «наследственность»; научиться понимать роль и значение сообщества в жизни людей. Метапредметные (УУД): Коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; Познавательные: владеть смысловым чтением — самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую информацию, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; Личностные УУД: Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание ответственности за принятие решений. § 1 стр. 12-13, вопросы и задания стр 14-15.
. 4 Отрочество – особая пора жизни 1 Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем Предметные: объяснять и описывать характерные черты подросткового возраста; раскрывать роль близкого окружения на мировоззрение подростков.
Метапредметные: анализировать несложные практические ситуации
Личностные: формулировать собственное мнение Предметные: Познакомиться с периодом отрочества; научиться показывать на примерах, характерные черты подросткового возраста; раскрывать роль близкого окружения на мировоззрение подростков.
Метапредметные (УУД):
Коммуникативные: Придумывать сценки из жизни :»Общение взрослого и подростка, разделившись на группы».
Регулятивные: Описывать отрочество как особую пору жизни.
Самостоятельно составлять схему правил общения.
Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых.
Понимать смысл высказывания и приводить примеры из собственной жизни.
Познавательные: устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию, систематизировать ее и представлять в виде текста; анализировать результаты исследований, фиксировать их.
Личностные УУД: Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками.
§ 3, стр. 15-16
Индивидуально: задания 1-2 стр 22х 5 Самостоятельность – показатель взрослости 1 Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари..
Предметные: характеризовать самостоятельность, Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости
Метапредметные: выделять главные смысловые части текста.
Личностные: Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.
Предметные: характеризовать самостоятельность, Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы.
Познавательные: выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения.
Личностные УУД: Формирование познавательного интереса к изучению нового. Высказывать свое мнение может ли самостоятельность быть отрицательным качеством § 3, вопросы на стр 21.
6 Практикум по теме «Человек». 1 Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Пользу или вред приносит самостоятельность Предметные: систе матизировать знания
Метапредметные: выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов.
Личностные: Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство Предметные: систе матизировать знания
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: управлять своим поведением, оценивать свои действия. Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах
Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего поведения, формировать способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций. Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет.
Личностные УУД: Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание активной гражданской позиции. Повт. Гл. 1, зад. 25
7 Семья – ячейка общества 1 Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс..Предметные: характеризовать семью и семейные отношения; знать понимать главные понятия темы.
Метапредметные: выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов.
Личностные: Составить свой кодекс семейных отношений
. Предметные: характеризовать семью и семейные отношения; знать понимать главные понятия темы; научиться оценивать и выражать свое отношение к роли и влиянию государства на семью
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации.
Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений.
Познавательные: устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию, систематизировать ее и представлять в виде текста; анализировать результаты исследований, фиксировать их
Личностные УУД: Формирование мотивации к самосовершенствованию. Воспитание активного гражданского начала. § 3 стр 26-27, зад. 1-2 стр. 33.
8 Семейные заботы 1 Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы Предметные: описывать характерные черты различных видов семей; знать и понимать главные понятия темы.
Метапредметные: выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: на примере жизнедеятельности своей семьи видеть связь социальной сферы общества и ее важность. Предметные: познакомиться с многообразием семейных отношений; научиться понимать сущность социальной структуры общества; анализировать собственные поступки с точки зрения окружающих.
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций. Познавательные: осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям
Личностные УУД: формирование мотивации к самосовершенствованию. § 3, пересказ стр.27-29
Индивидуально – написать небольшое эссе по теме «Моя семья. 9 Семейное хозяйство. 1 Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Предметные: выявлять и различать обязанности членом малой группы; на примерах определять обязанности подростков.
Метапредметные: находить и извлекать необходимую информацию из адаптированных источников; выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: осознание собственных различий с другими людьми. Предметные: выявлять и различать обязанности членом малой группы; на примерах определять обязанности подростков
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: выслушивать мнение членов команды, работая над проектом.
Регулятивные: прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности. Познавательные: формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов.
Личностные УУД: формирование мотивации к самосовершенствованию Осознание наличия социальных различий между людьми в обществе. § 4, стр. 33-35 вопросы 1-2 стр. 39.
10 Дому нужен хозяин 1 Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам Предметные: определять сущностные характеристики понятия рациональное ведение хозяйства
Метапредметные: находить и извлекать необходимую информацию из адаптированных источников; выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: Формулировать свои правила ведения домашнего хозяйства. Предметные: формулировать правила рационального ведения домашнего хозяйства
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Регулятивные: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов. Заполнять таблицу на основе текста, выписывая цитаты и свои мысли. Устанавливать соответствие между понятиями и определениями
Личностные УУД: Формирование способности к волевому усилию в преодолении трудностей.. § 4 стр 36-38 пересказ.
Индивидуально – задания на стр 40 (по выбору). 11 Свободное время. 1 Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер Предметные: определять сущностные характеристики понятия «свободное время»; различать и описывать основные направления дополнительного образования подростков.
Метапредметные: находить и извлекать необходимую информацию из адаптированных источников; выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: выражать свое отношение к тенденциям в культурном развитии. Высказывать свое мнение .
Предметные: познакомиться с духовной сферой жизни общества; научиться понимать сущность культуры; научиться анализировать собственные поступки с точки зрения духовного развития человека; воспитывать в себе культуру поведения.
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Регулятивные: проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Личностные УУД: Формирование способности к волевому усилию в преодолении трудностей. Осознание роли культуры в жизни человека. § 5 стр. 41-43, вопросы на стр 47.
12 Что такое хобби? 1 Увлечение человека. Значимость здорового образа жизни
Предметные: характеризовать многообразие увлечении человека.
Метапредметные: находить и извлекать необходимую информацию из адаптированных источников; выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: Высказывать свое мнение .
. Предметные: познакомиться с многообразием человеческих увлечений; осознавать значимость здорового образа жизни
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Личностные УУД: формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования. § 5, стр. 44-48, задания к репродукциям. 13 Практикум по теме «Семья» 1 Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье. Предметные: характеризовать и конкретизировать фактами специфику ведения домашнего хозяйства
Метапредметные: использовать элементы причинно-следственного анализа и характеристике глобальных проблем; выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: на примере своей семьи видеть проявления рачительности в ведении хозяйства Предметные: Иллюстрировать конкретными примерами специфику ведения домашнего хозяйства
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: осуществлять планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определять цели, функции участников, способы взаимодействия; сотрудничать в поиске и сборе информации; развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.
Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; осваивать навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки, саморегуляции.
Познавательные: анализировать результаты исследований, фиксировать их.
Личностные УУД: формирование познавательного интереса. Осознание необходимости не только личного успеха, но и позитива в развитии различных сторон жизни общества Повт. Гл. 2;
. 14 Образование в жизни человека. 1 Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Предметные: понимать Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества.; понимать термины и понятия курса.
Метапредметные: использовать элементы причинно-следственного анализа при решении тестовых заданий; выделять главные смысловые части текста; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: понимать значимость собственных знаний. Предметные: характеризовать Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих задач.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание ответственности за свои решения. № 6 стр 50-54, зад стр 57 15 Профессия - ученик 1 Профессия – ученик. Чему учит школа. Учись – учиться. Предметные: понимать значимость образования; понимать термины и понятия курса.
Метапредметные:
Составлять личный алгоритм – «Учись учиться».
использовать элементы причинно-следственного анализа при решении тестовых заданий; выделять главные смысловые части текста; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: понимать значимость собственных знаний. Высказывать свое мнение, что ты чувствуешь, когда после приложенных усилий добиваешься хорошего результата Предметные: понимать значимость образования; понимать термины и понятия курса.
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих задач.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание ответственности за свои решения. № 6 стр.54-57, пересказ, задания стр. 58 16 Образование и самообразование. 1 Образование и самообразование. Учеба – основной труд школьника. Предметные: объяснять процессы образования и самообразования раскрывать смысл понятий «самообразование», непрерывность образования».
Метапредметные:
Составлять личный алгоритм – «Учись учиться».
Прогнозировать какой будет школа в будущем, написав сочинение выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: Выявлять мотив деятельности: зачем я учусь.
Предметные: объяснять процессы образования и самообразования раскрывать смысл понятий «самообразование», непрерывность образования».
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: Характеризовать учебу как основной труд школьника.
Выявлять позитивные результаты учения, опираясь на примеры из художественных произведений
уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание гуманизма и толерантности. § 7, пересказ.
17 Самообразование – путь к успеху 1 Учение вне стен школы. Умение учиться. Предметные: характеризовать формы дополнительного образования.
Метапредметные: выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: Высказывать свое мнение Предметные: познакомиться с многообразием форм самообразования; научиться объяснять роль и значение современных средств связи и коммуникации на конкретных примерах.
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий.
Познавательные: уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Осознание соотношения материальных и нравственных интересов. Индивидуально – задания на стр.63-64, индивидуально 18 Одноклассники, сверстники, друзья 1 Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Предметные: характеризовать межличностные отношения, складывающиеся в малых группах
Метапредметные: Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.
Описывать случай из своей жизни, который говорил бы о настоящем товариществе
Личностные: формулировать собственное отношение к дружбе, товариществу. Предметные: познакомиться с формами межличностных отношений.
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: уметь находить в тексте информацию, необходимую для решения поставленных задач. Регулятивные: составлять последовательность действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание активной и созидательной позиции для участия в общественной и государственной жизни страны; ответственности за свои решения. § 8 стр.64-68, вопросы. Стр.70
19 Слово не воробей 1 Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их разрешения. Предметные: осознавать, что в силах сделать подросток для формирования дружественной обстановки; понимать усилия общества в решении конфликтных ситуаций
Метапредметные: Извлекать информацию из текста.
Выбирать качества, которые ты считаешь наиболее важными для друзей Придумывать ситуации, раскрывающие особенности межличностных отношений.
Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений Личностные: Высказывать свое мнение
Предметные: познакомиться с проблемой взаимоотношений подростка и группы, разработать меры по разрешению конфликтов.
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Личностные УУД: Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. § 8, вопросы. Стр 70-71
20 Практикум по теме «Школа» 1 Учимся жить дружно в классе. Классный коллектив. Коллективный досуг и взаимопомощь Предметные: Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на жизненный опыт родных.
Метапредметные: выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.. Предметные: познакомиться с характерными чертами жизни российского общества в начале XXI в; сформировать представления о составе, динамике, проблемах российского общества в начале XXI в.
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структурных единицах, свойствах и связях.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание уважения к людям труда, созидающим богатство общества. Осознание социальной ответственности каждого гражданина. Повт. Гл 3.
Индивидуально – практикум 3 (по желанию). 21 Труд – основа жизни 1 Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда.
Предметные: раскрывать взаимосвязь трудовой деятедьности с общественным развитием, раскрывать на конкретных примерах данную связь .Метапредметные: выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: выражать собственное отношение к наличию и к труду Предметные: Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.
Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного человека и труд рабов».
Составлять синонимы со словом «Труд».
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на обобщения информации по данной теме.
Регулятивные: осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.
Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Осознание роли и влияния трудовой деятельности на жизнь общества. Воспитание активной и созидательной позиции для участия в общественной и государственной жизни страны. § 9 стр. 74-77, вопросы на стр. 79.
22 Как оценивается труд 1 Труд – условия благополучия человека. Благотворительность и меценатство Предметные: Различать материальную и моральную оценку труда.
Заполнять схему «Источники богатства».
Приводить примеры благотворительности и меценатства.
Метапредметные: выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.
Предметные: Различать материальную и моральную оценку труда.
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: развивать умение обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание активной и созидательной позиции для участия в общественной и государственной жизни страны. §19 стр 77-79, вопросы стр 80-81.
Индивидуально. 23 Труд и творчество 1 Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства
Предметные: Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека.
Объяснять смысл пословиц о труде.
Метапредметные: выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: Давать характеристику своей трудовой деятельности Предметные: сравнивать труд человека с активностью животного.
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения проблемных задач.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. § 10 стр. 82-84, пересказ.
Индивидуально – практикум 1 или 2 по выбору. 24 Что такое творчество 1 Творческий труд. Творчество в искусстве. Предметные: Составлять синквейн со словом «Творчество»
Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
Метапредметные: выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: Высказывать свое мнение о проявлении творчества в учебном процессе и своих чувствах, которые ты испытал..Предметные: Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.
Познавательные: выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Личностные УУД: Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. § 10 стр. 85-89,пересказ.
Зад. Стр 90 по желанию. 25 Практикум по теме «Труд». 1 Учимся трудиться и уважать труд. Учимся творчеству. Предметные: Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд
Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».
Метапредметные: выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы.. Предметные: Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь строитг рас- суждение в форме связи простых суждений об изучаемой проблеме.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание активной и созидательной позиции для участия в общественной и государственной жизни страны; ответственности за свои решения. Повторить Гл 4
Индивидуально – практикум стр. 91 1,2 или 3,4 по выбору. 26 Наша Родина – Россия. 1 Наша Родина – Россия, Российская Федерация.
Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Предметные: Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации.
Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.
Характеризовать особенности России как многонационального государства.
Объяснять значение русского языка как государственного.
Метапредметные: выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: на собственном примере увидеть значимость духовных ценностей в жизни своей страны. Предметные: познакомиться с духовными ценностями и их видами; выяснить роль и значение религии в формировании духовных ценностей народа; задуматься о нравственных и исторических ценностях.
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, coставлять план действий. Познавательные: применять таблицы, схемы, модели для получения информации; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание активной и созидательной позиции для участия в общественной и государственной жизни страны. § 11 стр.92-95, пересказ.
Стр 99. Зад 1-3. 27 Что значит быть патриотом 1 Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Предметные: характеризовать факты, Приводить примеры проявления патриотизма
Метапредметные: выделять главные смысловые части текста; использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: соотносить жизнь своей семьи и близких с Россией. Предметные: познакомиться с положением России в современном мире; выяснить факторы, обеспечивающие величие государства. Приводить примеры проявления патриотизма
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
Познавательные: владеть общим приемом решения учебных задач.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание активной и созидательной позиции для участия в общественной и государственной жизни страны; чувства гордости за свою страну и любви к ней. § 11 стр. 95-98, вопросы. Стр 99-100 28 Государственные символы России 1 Государственные символы России. Герб, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России Предметные: характеризовать государственные символы страны
Метапредметные: использовать элементы причинно-следственного анализа при решении тестовых заданий; выделять главные смысловые части текста; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: понимать значимость собственных знаний. Придумывать свой личный герб, нарисовав его и описав.
Предметные: повторить и характеризовать государственные символы страны
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Познавательные: Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России. Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание ответственности за свои решения. № 12, стр. 99-103, 29 Государственные символы России 1 Государственные символы России.
Флаг, гимн. История государственных символов Предметные: понимать и применять на практике основные знания по разделу; понимать термины и понятия курса.
Метапредметные: использовать элементы причинно-следственного анализа при решении тестовых заданий; выделять главные смысловые части текста; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: понимать значимость собственных знаний. Предметные: в тестовой разно уровневой форме повторить и обобщить знания по теме «Государственные символы России
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения творческих задач.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание ответственности за свои решения. № 103-107 стр , задания индивидуально 30 Гражданин России. 1 Гражданин – Отечества достойный сын. Предметные: понимать и применять на практике основные знания по курсу; понимать термины и понятия курса.
Метапредметные: использовать элементы причинно-следственного анализа при решении тестовых заданий; выделять главные смысловые части текста; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: понимать значимость собственных знаний. Предметные: научиться воспроизводить приобретенные знания, умения и навыки в ходе конкретной деятельности.
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание ответственности за свои решения. № 13, стр. 107-108 31 Права и обязанности граждан России 1 Права граждан. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России. Какие прав человек получает от рождения?Предметные: Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.
Называть основные обязанности граждан РФ.
Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.
Метапредметные: использовать элементы причинно-следственного анализа при решении тестовых заданий; выделять главные смысловые части текста; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: понимать значимость собственных знаний Предметные: научиться воспроизводить приобретенные знания, умения и навыки в ходе конкретной деятельности.
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание ответственности за свои решения. № 13 32 Мы – многонациональный народ 1 Россия – многонациональное государство. Народы России – одна семья. Предметные: Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Метапредметные: использовать элементы причинно-следственного анализа при решении тестовых заданий; выделять главные смысловые части текста; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься.
Предметные: Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание ответственности за свои решения. № 14 33 Многонациональная культура России 1 Национальность человека. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения. ПРЕДМЕТНЫЕ:
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявление толерантного отношения к людям разных национальностей.
Метапредметные: использовать элементы причинно-следственного анализа при решении тестовых заданий; выделять главные смысловые части текста; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишьсяПредметные: Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание ответственности за свои решения 34 Практикум по теме «Родина» 1 Учимся быть достойными гражданами. Учимся уважать людей любой национальности. Правила толерантного отношения к людям. ПРЕДМЕТНЫЕ:
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявление толерантного отношения к людям разных национальностей.
Метапредметные: использовать элементы причинно-следственного анализа при решении тестовых заданий; выделять главные смысловые части текста; уметь систематизировать учебный текст в другой форме (таблица, схема, конспект).
Личностные: Приведите конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишьсяПредметные: Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия
Метапредметные (УУД): Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Личностные УУД: формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности. Воспитание ответственности за свои решения