Рабочая программа по обществознанию 10 класс базовый уровень к учебнику Л.Н. Боголюбова

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса составлена на основе авторской программы «Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: «Просвещение» 2011», Положения о рабочей программе МКОУ «Октябрьская СОШ» (приказ №35 от 30.05.2016).
Из резервного времени добавлены 3 ч на тему «Право» и 1 ч на итоговое повторение.
Планируемые результаты обучения курса
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; - применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Содержание учебного предмета(70 ч)
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 ч)
Тема 1. Общество (4 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Тема 2. Человек (12 ч)
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное, рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (38 ч)
Тема 3. Духовная культура (8 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категория. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направление. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 4. Экономическая сфера (4 ч)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.
Тема 5. Социальная сфера (14 ч)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные взаимоотношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 6. Политическая сфера (11 ч)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВО (13 ч)
Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Заключительные уроки (3 ч)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.





















Календарно-тематическое планирование

п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Домашнее задание

Раздел 1. Общество и человек (16 ч)

1-2
Что такое общество
2

№ 1; вопросы и задания к параграфу

3-4
Общество как сложная динамичная система
2

№ 2 (1-2) вопросы и задания к параграфу

5-6
Природа человека
2

№ 3(1-2) вопросы и задания к параграфу

7-8
Человек как духовное существо
2

№ 4(1) вопросы и задания к параграфу

9-10
Деятельность-способ существования людей
2

№ 5 (1) вопросы и задания к параграфу

11-12
Познание и знание
2

№6 (1-2) вопросы и задания к параграфу

13-14
Человек в системе социальных связей
2

№7 (1-2) вопросы и задания к параграфу, подгот. к уроку обобщения

15-16
Повторение по теме: «Общество и человек»
2



Раздел 2. Основные сферы общественной жизни (38 ч)

17-18
Культура и духовная жизнь общества
2

№ 8 (1-3) вопросы и задания к параграфу

19-20
Наука. Образование.
2

№ 9 вопросы и задания к параграфу

21-22
Мораль. Религия.
2

№ 10 (1) вопросы и задания к параграфу

23-24
Искусство и духовная жизнь.
2

№ 11,вопросы и задания к параграфу

25-26
Роль экономики в жизни общества
2

№12 (1-2),вопросы и задания к параграфу

27-28
Экономическая культура.
2

№ 13 вопросы и задания к параграфу

29-30
Социальная структура общества.
2

№ 14 вопросы и задания к параграфу

31-32
Социальные взаимодействия.
2

№ 15 вопросы и задания к параграфу

33-34
Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
2

№ 16 вопросы и задания к параграфу

35-36
Нации и межнациональные отношения.
2

№ 17 вопросы и задания к параграфу

37-38
Семья и быт.
2

№ 18 вопросы и задания к параграфу

39-40
Социальное развитие и молодежь.
2

№ 19 вопросы и задания к параграфу, подг. к уроку повт.

41-42
Повторение по теме «Социальная сфера»
2



43-44
Политика и власть.
2

№ 20 вопросы и задания к параграфу

45-46
Политическая система.
2

№ 21 вопросы и задания к параграфу

47-48
Гражданское общество и правовое государство.
2

№ 22 вопросы и задания к параграфу

49-50
Демократические выборы и политические партии.
2

№23 вопросы и задания к параграфу

51-52
Участие гражданина в политической жизни.
2

№24 вопросы и задания к параграфу

53-54
Повторительно-обобщающие уроки по разделу 2.
2



Раздел 3 . Право (13 ч)

55-56
Право в системе социальных норм.
2

№ 25 вопросы и задания к параграфу

57-58
Источники права.
2

№ 26 вопросы и задания к параграфу

59-60
Правоотношения и правонарушения.
2

№ 27 вопросы и задания к параграфу

61-63
Современное российское законодательство.
3

№ 28 вопросы и задания к параграфу

64-65
Предпосылки правомерного поведения.
2

№ 29 вопросы и задания к параграфу

66-67
Повторительно-обобщающие уроки по разделу 3.
2



Заключительные уроки (4 ч)

68-69-
Общество в развитии.
2

Подг. к уроку повторения

70
Итоговое повторение
1












13PAGE \* MERGEFORMAT14415




15