Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию для 11класса профильный уровень по программе и учебнику Боголюбова Л.Н. на 1 полугодие 
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение г. Хабаровска 
«Гимназия № 3 имени М.Ф. Панькова»
Рабочая программа 
по  обществознанию для 11 класса 
(профильный уровень)
Учитель: Китаева Т.К.,
учитель истории и обществознания 
Рабочая программа  по  обществознанию для 10 -11 класса 
(профильный уровень)
Пояснительная записка 
       Настоящая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень)  и авторской программы  "Обществознание.10—11 классы, профильный уровень" (210 ч) под редакцией Л. Н. Боголюбова, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора; Л. Ф. Ивановой, кандидата педагогических наук; А. Ю. Лазебниковой, доктора педагогических наук ("Просвещение".2007 год). Рабочая программа ориентирована на 10-11 классы, рассчитана на 102 учебных часа из расчёта 3 часа в неделю. Сроком реализации программы считать 2 года.
         Учебники:  Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю. "Обществознание. 10, 11 класс. Профильный уровень" учебник для 10, 11 класса общеобразовательных. учреждений . М.: Просвещение. 2012 год.
          Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами. 
      Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей. 
         Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. 
     Данная программа выполняет две основные функции: 
●     Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. 
●   Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели и задачи: 
●      развитие личности в ответственный период социального взросления человека , ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации; 
●      воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; 
●   освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; 
●      овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях; 
●      формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях. 
      50% учебного времени в каждой теме отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. К этому добавляется время из резерва, выделенного для каждого года обучения. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
●      работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
●  критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
●     анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
●    решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
●   участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
●     участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции, оппонирование иному мнению;
●  осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;
подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
●     осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления. 
        Формы организации учебного процесса:
●      коллективная; 
●      групповая; 
●      индивидуальная.  
     Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной   организации:  содержания;  обучающих средств;  методов обучения. 
   Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие,  игры-обсуждения, проектная деятельность.
      Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная   аттестация ,которые позволяют:
●      определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся  по предмету ( согласно учебного плана);
●      установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
●      осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
     1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока.
      2.Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
     3. Итоговая  аттестация обучающихся  11-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного  контроля и в  форме ЕГЭ (тестирования).  Сроки итоговой аттестации  устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Требования к уровню подготовки обучающихся:. 
    Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами  являются:
●    определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
●    использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
●      исследование реальных связей и зависимостей;
●  умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
●    объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
●   поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
●   отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
●     передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
●      перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
●      выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); 
●      уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
●      владение навыками редактирования текста;
●      самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
●  участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);●      формулирование полученных результатов;
●      создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
●      пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
●      владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
●      Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
                                  
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
10 класс (102 часа)
Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (24 ч)
        Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.
       Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
      Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
        Общественная мысль России. Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века.
      Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.
           Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.
Тема 2. Общество и человек (24 ч)
        Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.
        Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.
      Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.
        Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.
        Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.
     Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.
     Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.
      Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
 Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.
            Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Тема   3.   Деятельность   как   способ   существования людей (14 ч)
      Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.
     Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.
    Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.
       Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.
Тема 4. Сознание и познание (16 ч)
          Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.
      Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.
        Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.
       Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.
       Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.
      Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.
      Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.
Тема 5. Личность. Межличностные отношения (24 ч)
     Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.
   Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.
        Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.
      Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
       Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
      Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
      Малые группы.- Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
      Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.
          Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
        Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.
      Антисоциальные группы. Дедовщина и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.
       Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.
11 класс. (102 часа)
Т е м а  1. Социальное развитие современного общества (28 ч)
      Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. 
      Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. 
     Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура. 
      Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте. 
      Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида. 
     Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения. 
      Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения. 
      Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса. 
      Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России. 
      Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России. 
      Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи. 
      Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. 
      Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ. 
Т е м а  2. Политическая жизнь современного общества (28 ч)
      Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия. 
      Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства. 
      Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России. 
      Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии. 
      Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры. 
      Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества. Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти. 
      Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение. 
      Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике. 
      Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование). 
      Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России. 
      Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях. 
      Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования. 
      Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя. 
      Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России. 
Т е м а  3. Духовная культура (16 ч)
      Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность. 
      Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность. 
      Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура. 
      Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе. 
      Наука. Функции современной науки. Этика науки. 
      Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения. 
      Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства. 
      Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества. 
Т е м а  4. Современный этап мирового развития (8 ч)
      Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации. 
      Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем. 
      Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества. 
      Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации. 
      Резерв времени — 25 ч.
 
 
 
 
 
 
Перспективное планирование по предмету обществознание
для 11 класса (профильный уровень)
на 2015-2016 учебный год
№ Программная тема Всего часов Полугодие
1 Социальное развитие современного общества.
34 1
2 Политическая жизнь современного общества.
30 1,2
3 Духовная культура.
18 2
4 Современный этап мирового развития.
10 2
5 Резервные часы
10 2
Итого
102
Календарно-тематическое планирование на 2015-2016 учебный год 
по обществознанию  
11а (социально-гуманитарный) / 11 в (социально-экономический)
№
урока Тема раздела, урока Количество часов Ключевые даты, термины, личности Дата проведения 
10а
соц.-гум. 10в
соц.-экон1 полугодие
Социальное развитие современного общества.
34 часа
1-2
Введение. Повторение пройденного за 10 кл.
Стартовый тест за 10 класс.
2 3-5 Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы. 
. 3 Социальная стратификация, дифференциация, страты, малые и большие социальные группы, маргинал, люмпен, БОМЖ 6-8 Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность. 
3 Социальные институты, мобильность, лифты, агенты социализации, социализация 9-11      Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура. 
3 Экономика, производство, рынок, перераспределение, ВВП, ВНП, доход, прибыль 12-13 Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте. 
2 Статус, предписанные, приобретенные, социальная роль, авторитет, престиж, конфликт, конфессия, этнос 14-16       Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества. Правовая культура. Социализация индивида. 
3 Социализация, семья, государство,СМИ, право, мораль, нравственность 17-18 Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения. 
2 Позитивное и негативное отклоняющееся поведение, социальные санкции, контроль 19-20       Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения. 
2 Сотрудничество, конфликт 21-22 Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса. 
2 Этнос, род, народность, нация, менталитет, поликультурность, толерантность 23-24 Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России 2 Этнос, род, народность, нация, менталитет, поликультурность, толерантность, Конституция 25-26 Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России.
Урок экскурсия. 2 Демография, глобальные проблемы, Север-Юг. 27-29 Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи. 
3 Семья, статус, бюджет, патриархальная, нуклеарная30-31       Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально-вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России. 
2 Молодежь, мобильность, конформизм, нигилизм, субкультура 32-33       Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ. 
2 Миграция, трудовые мигранты, поликультурность, диаспора, толерантность, урбанизация 34 Проверочная работа по теме «Социальное развитие современного общества» 1 Политическая жизнь современного общества.
30 часов 30
35-36       Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия. 
. 2 Система, функции, структура, тоталитаризм, демократия, авторитаризм, монархия, республика 37-38       Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства. 
2 Государство, форма государства, государственная служба, бюрократия 39-40       Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии. Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России. 
2 Демократия, парламентаризм, многопартийность, плюрализм 41-43       Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии. 
3 Мажоритарная, пропорциональная, смешанная, выборы, избирательное право 44-45       Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры. 
2 46 Обобщение темы «Политическая жизнь современного общества» 1 Итого за первое полугодие                             46 часов