Рабочая программа по обществознанию к учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова для 7 класса. ФГОС


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс.  Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.  Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, положение человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важным содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цели и задачи изучения обществознания
Развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения социальной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации.
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации, обществе, основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качеств ах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений, механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Краткая характеристика курса «Обществознание. 7 класс»
Изучение обществознания в 7 классе ориентировано на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них — «Регулирование поведения людей в обществе» — представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема — «Человек в экономических отношениях» — даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»).
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета – опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Цели и задачи курса:
развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам;
усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.
Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.
В 7 классе на изучение предмета отводится 35 часов (из расчета 35 учебных недель, 1 час в неделю).
Основное содержание программы:
Введение – 1 ч.
Знакомство с курсом «Обществознание. 7 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника.
Глава 2. Регулирование поведения людей в обществе – 13 часов
Что значит жить по правилам. Многообразие правил. Привычка. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита. Международные правовые документы о правах ребенка.
Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Защита прав и свобод человека и гражданина. Закон выше власти.
Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Священный долг гражданина – защита Отечества. Военная служба. Основные обязанности военнослужащих. Подготовка к выполнению воинского долга.
Для чего нужна дисциплина. Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. Дисциплинарные взыскания.
Виновен – отвечай. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.
Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан. Какие задачи решает милиция. Кто стоит на страже защиты несовершеннолетних.
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе». Познавательные и творческие задания по теме «Регулирование поведения людей в обществе».
Глава 3. Человек в экономических отношениях – 13 часов
Экономика и ее основные участники. Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики, производство, потребление, обмен. Взаимосвязь правонарушителей и потребителей.
Мастерство работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.
Производство: затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Развитие производства. Затраты производства.
Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Роль предпринимательства в развитии экономики.
Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен. Торговля. Формы торговли. Реклама. Как обмен решает задачи экономики. Торговля – источник богатства страны.
Деньги и их функции. Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Экономика семьи. Доходы семьи. Семейный бюджет. Формы денежных сбережений. Виды расходов. Рациональное хозяйствование.
Практикум по теме «Человек и экономика». Познавательные и творческие задания по теме «Человек и экономика».
Глава 4. Человек и природа – 5 часов
Воздействие человека на природу. Самое громкое слово. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Что значит относиться к природе по-человечески? Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль.
Закон на страже природы. Природа нуждается в охране. Что подлежит охране. Что может сделать гражданин для охраны природы.
Повторение по теме «Человек и природа». Познавательные и творческие задания по теме «Человек и природа».
Повторение – 2 часа
Основное содержание курса «Обществознание. 7 класс»
Преобладающие формы текущего контроля уровня формирования УУД и промежуточной аттестации обучающихсяВид контроля Авторы заданий
Тестирование Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В.Поздеев. – М.: ВАКО, 2011.
О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Индивидуальные карточки с разнотиповыми задачами Контрольная работа, состоящая из заданий, требующих развернутого ответа Работа над проектом Количество самостоятельных работ - 3
Количество контрольных работ - 1

Материально-техническое обеспечение учебного процесса
литература (основная и дополнительная):
Обществознание. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. ; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Обществознание. 6 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: - Просвещение, 2013.
дидактический материал:
О.А.Котова, Т.Е.Лискова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс / Сост. А.В.Поздеев. – М.: ВАКО, 2011.
оборудование и приборы:
Боголюбов Л.Н. Обществознание. 7 класс. Электронное приложение к учебнику 6 класс (CD)
Таблицы и схемы по темам
Компьютер, проектор, презентации Power Point
Интернет-ресурсы:
www.gov.ru – Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации
www.krugosvet.ru – Энциклопедия «Кругосвет»
www.megabook.ru – Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»
www.slovardalya.ru – Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даляwww.rubricon.com – Рубрикон: энциклопедии, словари. справочники
www.rulex.ru – Русский биографический словарь
www.n-t.ord/nl - Нобелевские лауреаты: биографические статьи
www.clow.ru/ruspeople.html – Познавательный портал
www.rules.narod.ru – Всемирная история в лицах
www.kinder.ru – Каталог Интернет-ресурсов о детях и для детей
www.fom.ru – Организация «Фонд «Общественное мнение»
www.school-sector.relarn.ru/prava – Права и дети в Интернете

Календарно-тематическое планирование
№ урока Дата проведения Тема
урока Количество часов Цель урока Тип урока Основное содержание урока Основ
ные понятия Формируемые УУД Оборудование Дом.
задание
Предмет
ныеКоммуникативные
РегулятивНые Познава-тельные Личностные 1 Введение 1 Познакомить учащихся с задачами и структурой курса обществознания, обсудить ключевые понятия и темы, сформировать положительную установку на изучение нового предмета Урок изучения нового матери-алаЗнакомство с курсом «Обществознание. 7 класс». Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания учебника. Закон, право, дееспособность Выявлять характер-ные черты нового предмета, его роль в развитии общества, объяснять значение ключевых понятий курса обществознания Организовывать учебное в ходе работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, допускать существование различ-ных точек зрения,
принимать другое мнение и позицию Принимать и сохранять учебную задачу, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала Давать определения понятиям, выявлять особенности и признаки объектов, приводить примеры в качестве доказательства выдви-гаемых положений Формиро-вать стартовую мотивацию к изучению нового материала, осмысление важности изучения обществознания Учебник, пакет с рабо-чими материа-лами, схемы к уроку Стр. 5-6
Глава 2. Регулирование поведения людей в обществе – 13 часов
2 Что значит жить по правилам 1 Формирова-ние представ-лений о разнообразии социальных норм, опре-деляющих отношения между людьми в обществе Урок изучения нового матери-алаМногообразие правил.
Привычка.
Правила этикета и хорошие манеры. Правило, привыч-ка, этикет, обычай, ритуал, обряд, церемо-нияНазывать различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе существу-ют прави-ла этикета, приводить примеры обычаев и ритуалов, объяснять, какие пра-вила регу-лируют поведение людей в обществе Планировать цели и способы взаимодействия в группе, обменивать-ся мнения-ми, слушать и слышать друг друга, принимать опзицию партнера. в том числе и отличную от своей, согласовывать свои действия с партнером Самостоя-тельно организовы-вать учебное взаимодействие в группе, принимать и сохранять учебную задачу, учитывая выделенные учителем ориентиры действия Раскрывать определения понятий, осуществ-лять расширенный поиск информации анализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, устанавли-вать причинно-следствен-ные связи и зависимости между объектами Выражать положительное отношение к процессу познания, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, адекватно понимать причины успешности/неуспеш-ности учебной деятельностиУчебник, доп. материал презентация П-ф 1, вопросы «Прове-рим себя», «В классе и дома» №№
2, 3, 4
3-4 Права и обязанности граждан 2 Формирова-ние представ-лений о правах и обязанностях гражданина, о том, что права человека принадлежат каждому с момента рождения и закрепляются в законах Комбинирован-ный урок Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребенка и их защита. Международ-ные правовые документы о правах ребенка Гражданские права, экономические права, социаль-ные права, политические права, культур-ные права Опреде-лять, как права человека связаны с его потреб
ностями, называть, какие группы прав суще
ствуют, соотносить права с группой, объяснять, что означает выражение «права человека закреп-лены в законе» Участво-вать в коллектив-ном обсуждении проблемы, формули-ровать собственное мнение, обмениваться мнениями, принимать позицию партнера Самостоя-тельно орга-низовывать учебное взаимодействие в группе, принимать и сохранять учебную задачу , выделять и формулиро-вать цель, составлять план и последова-тельность действий Анализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления,
осуществ-лять расширенный поиск информации, работая с текстами учебника и дополнительных источников, представ-лять ответы в различной форме Выражать положительное отношение к процессу познания, оценивать собственную учебную деятель-ностьУчебник, Конституция РФ, Всеоб-щая деклара-ция прав человека, Конвен-ция о правах ребенка, презентация П-ф 2, п.1, 2, вопросы «Прове-рим себя» №№ 1-3
П-ф 2, п.3, 4, вопросы «Прове-рим себя» №№ 4, 5, «В классе и дома»
№ 2
5 Почему важно соблюдать законы 1 Формирова-ние представ-лений о важности соблюдения законов, отрицательно-го отношения к противо-правным поступкам, побуждение детей к защите своих прав, уважению прав другого человека Урок изучения нового матери-алаСвобода и ответ
ственность. Конституция РФ. Защита прав и свобод человека и гражданина. Закон выше власти
Свобода, закон, порядок, справед-ливостьОпреде-лять, зачем человечес-кому обществу нужен порядок, каковы способы установ-ления порядка в обществе, раскрывать смысл понятий, разъяснятьпочему свобода не может быть без-граничной Строить взаимоотношения с учетом эмоционального состояния окружаю-щих, участвовать в коллектив-ном обсуждении проблемы, обмениваться мнениями, принимать позицию партнера Самостоя-тельно орга-низовывать учебное взаимодействие в группе, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, выделять и формулиро-вать цель, составлять план и последова-тельность действий Осуществ-лять расширенный поиск информации, анализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления,
представ-лять ответы в различной форме Оценивать собственную учебную деятель-ность, свои достижения, формиро-вать мотивированность и направлен-ность на активное и созидательное участие в обществен-ной жизни Учебник, Конституция РФ, презентация П-ф 3. вопросы «Проверим себя», «В классе и дома» №№
1, 2 ,4
6-7 Защита Отечества 2 Ознакомление подростков с перспективами военной службы; формирование осознанного решения о необходимости готовиться к выполнению воинского долга Комбинирован-ный урок Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество. Священный долг гражданина – защита Отечества. Военная служба. Основные обязанности военнослужа-щих. Подготовка к выполнению воинского долга Военко-мат, присяга, долг Опреде-лять, зачем нужна регулярная армия, в чем состо-ит обяза-тельная подготовка к военной службе, раскрывать отличие военной службы по призыву от военной службы по контракту, характери-зовать основные обязаннос-ти военно-служащих, как готовить себя к военной службе Участво-вать в коллектив-ном обсуждении проблемы, формули-ровать собственное мнение, обменивать-ся мнениями, принимать позицию партнера Самостоя-тельно орга-низовывать учебное взаимодействие в группе, принимать и сохранять учебную задачу, выделять и формулиро-вать цель, составлять план и последова-тельность действий Осуществ-лять расширенный поиск информации, анализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления,
представ-лять ответы в различной форме, раскрывать значение понятий Формиро-вать мотивированность и направлен-ность на активное и созидательное участие в обществен-ной жизни, оценивать собственную учебную деятель-ность, выражать положительное отношение к процессу познания Учебник, презентация П-ф 4, п.1, 2
вопросы «Проверим себя», №№ 1-4, «В классе и дома»
№№
1, 2, 6
П-ф 4, п.3,
«В классе и дома»
№ 3, 5 (по выбору)

8-9 Для чего нужна дисциплина 2 Формирова-ние представ-лений о социальном и личностном значении дисциплины, самодисциплины Урок изучения нового матери-алаДисциплина общеобязатель-ная и специальная. Правомерное поведение. Дисциплинар-ные взыскания Дисциплина, мораль, самоконтроль Раскры-вать смысл понятия «дисциплина», называть виды дис-циплины и давать им характеристику, объяснять, каковы последст-вия нарушения дисципли-ны, приводить конкрет-ные примеры Участво-вать в обсуждении проблемы, формули-ровать собственное мнение, обменивать-ся мнениями, принимать позицию партнера Самостоя-тельно орга-низовывать учебное взаимодействие в группе, ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно, выделять и формулиро-вать цель, составлять план и последова-тельность действий Раскрывать значение понятий, анализиро-вать вопросы, осуществ-лять расширенный поиск информации, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления,
формулиро-вать ответы Оценивать собственную учебную деятель-ность,
свои дости-жения,
формиро-вать мотивированность и направлен-ность на активное и созидательное участие в обществен-ной жизни, анализиро-вать собст-
венные поступки, формиро-вать ответственность за свои решения Учебник, доп. материалпрезентацияП-ф 5, п.1, вопросы «Проверим себя», «В классе и дома» №№ 1, 5
П-ф 5, п.2, 3, «В классе и дома» №№
2, 4, 6
10-11 Виновен - отвечай 2 Формирова-ние пред-ставлений о наступающей ответственности за противо-правные поступки и неуважение к закону Урок-лекция
Комбинирован-ный урок
Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды право-нарушений. Юридическая ответственность.Особенности правового статуса несовершен-нолетних. Презумпция невиновности Законопослушный человек, законопослушное поведе-ние, противо-законное поведе-ние, просту-пок, преступ-ление, подстре-катель, соучаст-ник, юридическая ответст-венность, санкции, презумп-ция невинов-ностиДавать характеристику законопос-лушного поведения, объяснять, в чем коварство мелкого хулиганс-тва, раскрывать признаки противоп-равного поведения, особеннос-ти наказания несовершеннолетних, раскрывать смысл понятий Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Принимать и сохранять учебную задачу, учитывая выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Раскрывать значение понятий, анализиро-вать вопросы, осуществ-лять расширенный поиск информации, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления,
формулиро-вать ответы Определять целостный, социально ориентированный взгляд на мир, формиро-вать мотивированность и направлен-ность на активное и созидательное участие в обществен-ной жизни, анализиро-вать собст-
венные поступки, формиро-вать ответственность за свои решения Учебник, доп. материалпрезентацияП-ф 6, п. 1-3, вопросы «Проверим себя» №№ 1-3
П-ф 6,
п. 4,
«В классе и дома»
12-13 Кто стоит на страже закона 2 Формирова-ние представ
лений о структуре правоохрани-тельных органов, уважительно-го отношения к сотрудникам правоохрани-тельных органов Урок-исследо-ваниеПравоохрани-тельные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохрани-тельных органов и граждан. Какие задачи решает милиция. Кто стоит на страже защиты несовершеннолетнихАдвокатура, адвокат, нотариат, нотариуспрокура-тура, прокурорсуд, правосудие, презумп-ция невинов-ности, приговортаможняОбъяснять, какие орга-ны называ-ются право
охранительными, определять за-дачи, кото-рые стоят перед ними, формулировать задачи, стоящие перед судом, называть основные направления деятель
ности полиции, раскрывать принципы осуществления дея-тельности полиции, описывать работу подразделения по делам несовершеннолетних Планировать учебное сотрудничество, обме-ниваться мнениями, участвовать в обсужде-нии проблем, распреде-лять обязанности, проявлять способность к взаимо-действию Самостоя-тельно орга-низовывать учебное взаимодействие в группе, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, формулиро-вать цель, составлять план и последова-тельность действий Осуществ-лять расширенный поиск информации анализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, привлекать информа-цию, полу-ченную ранее, для решения учебной задачи, давать определение понятиям овладевать целостным представлением о качествах личности человека Формиро-вать мотивированность и направлен-ность на активное и созидательное участие в обществен-ной жизни, анализиро-вать собст-
венные поступки, формиро-вать ответственность за свое поведение, оценивать собственную учебную деятель-ность, сохранять мотивацию к учебной деятельности, развивать творческие способности через актив-ные формы деятель-ностиУчебник, доп. материал презентация П-ф 7, п. 1, 2, вопросы «Проверим себя» №№ 1-3, «В классе и дома»
№ 5
П-ф 7, вопросы «Проверим себя» №№ 4,5

14 Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе» 1 Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Человек и закон» Урок система-тизации и контроля знаний Права и обязанности граждан. Механизмы реализации прав и свобод. Понятия и терми-ны, изученные по теме Выполнять практические и развивающие задачи, работать с тестовыми контроль-но-измери-тельными материа-лами, ис-пользовать изученные термины по теме «Регулирование поведения людей в обществе» Обме-ниваться мнениями, участвовать в обсужде-нии проблем, распреде-лять обязанности, проявлять способность к взаимо-действию обме-ниваться мнениями, участвовать в обсужде-нии проблем, распреде-лять обязанности, проявлять способность к взаимо-действию Учитывать ориентиры, данные учителем, при работ е с учебным материалом Овладевать целостными представлениями о качествах личности человека, привлекать информа-цию, полученную ранее, для решения познавательных задач Оценивать собственную учебную деятель-ность, адекватно понимать причины успешности/неуспеш-ности учебной деятельности Познавательные и творчес-кие задания Повто-рить пройденный материал
Глава 3. Человек в экономических отношениях – 13 часов
15-16 Экономика и ее основные участники 2 Формирова-ние представ-лений о понятии «экономика», об участниках экономического процесса Урок изучения нового матери-алаУрок-практи-кум Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики, производство, потребление, обмен. Взаимосвязь правонарушителей и потребителей Экономика, производство, произво-дитель, потребление, потреби-тель, распределение, обмен, натуральное хо-зяйство, производитель-ность труда
Раскры-вать подходы к определе-нию экономики,
называть основные функции экономики
объяснять общее и различия в экономических интересах производителей и потребите-лей, вза-имосвязь основных участников экономики Взаимодействовать в ходе групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, высказывать свою точку зрения, допускать существо-вание различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию Самостоя-тельно организовывать учебное взаимодействие в группе
принимать и сохранять учебную задачу, формулиро-вать цель, составлять план и последова-тельность действий, прогнозиро-вать результаты уровня усвоения изучаемого материала Раскрывать определение понятий, анализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, выявлять особенности и признаки объектов, приводить примеры в качестве доказатель-ства выдви-гаемых положений, привлекать полученную информа-цию для решения познавательных задач Сохранять мотивацию к учебной деятельнос-ти, проявлять интерес к новому учебному материалу, выражать положительное отношение к процессу понимания, адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятель-ностиУчебник, презентация
Учебник, карточки с задани-ямиП-ф 8, вопросы «Проверим себя»
П-ф 8, «В классе и дома» №№ 4, 6, 7, 8
17-18 Мастерство работника 2 Формирова-ние представ-лений о связи мастерства работника с его заработной платой и влиянием на экономическое состояние страны Комбинирован-ный урок Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда Труд, квалификация, производитель-ность труда, заработная плата Объяснять из каких элементов складыва-ется мас-терство работника
раскры-вать значение квалификации работ
ника,
объяснять, чем опре-деляется размер зарплаты работника должна ли зарплата зависеть от обра-зования работника. Участво-вать в коллектив-ном обсуждении проблемы, обменивать-ся мнениями, проявлять способность к взаимо-действию Самостоят-ельно организовы-вать учебное взаимодействие в группе, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, формулиро-вать цель, составлять план и последова-тельность действий Овладевать целостным представле-нием о качествах личности человека, привлекать информа-цию, полученную ранее, для решения учебной задачи, анализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Оценивать собственную учебную деятель-ность, сохранять мотивацию к учебной деятельности, сравнивать различные точки зрения 19 Производст-во: затраты, выручка, прибыль 1 Формирова-ние представ-
лений о производстве как об основе экономики и способах его эффективной организации Комбинирован-ный урок Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль. Развитие производства. Затраты производства Производство, затраты, выручка, прибыль Объяснятькакова роль раз-деления труда в развитии производства,
давать характеристику основным видам затрат,
решать экономические задачи.
Организовывать учебное взаимодействие, планировать цели и способы взаимодействия, обмени-ваться мнениями, слушать и слышать друг друга, принимать позицию партнера, в том числе и отличающуюся от своей, согласовы-вать свои действия с партнеромСамостоят-ельно организовы-вать учебное взаимодействие в группе, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, формулиро-вать цель, составлять план и последова-тельность действий Давать определение понятиям, анализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, ус- танавливать причинно-следствен-ные связи между объектами, привлекать полученную информа-цию для решения проблемных и позна-вательных задач Сохранять мотивацию к учебной деятельности , проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий Учебник, доп. материал презентация П-ф 10, «В классе и дома» №№ 1, 2, 4, 5
20-21 Виды и формы бизнеса 2 Формирова-ние представ-лений о формах и видах бизнеса Уро изучения нового матери-
ала
Предпринимательство. Малое предпринима-тельство и фермерское хозяйство. Основные организацион-но-правовые формы предпринима-тельства. Роль предпринима-тельства в развитии экономики Бизнес, предпри-нимательство, экономический продукт
Опреде-лять, какова роль предпринимательства в развитии экономикидавать характеристику основным видам , раскрыватькак сделать бизнес успешным и получить прибыль, бизнеса;
называть формы бизнеса.
Организовывать учебное взаимодействие, планировать цели и способы взаимодействия, обмени-ваться мнениями, участвовать в коллек-тивном решении проблемы Самостоят-ельно организовы-вать учебное взаимодействие в группе, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала, формулиро-вать цель, составлять план и последова-тельность действий Овладевать целостным представле-нием о качествах личности человека, привлекать информа-цию, полученную ранее, для решения учебной задачи, анализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, давать определение понятиям Сохранять мотивацию к учебной деятель-ности, оценивать собственную учебную деятель-ность, сравнивать разные точки зрения Учебник, презентация,
доп. материал П-ф 11, п. 1, 2, вопросы «Проверим себя» №№ 1-3
П-ф 11, п.3, вопросы «Проверим себя» №№ 4,5,
«В классе и дома»
№ 1 (груп-повой проект)

22-23 Обмен, торговля, реклама 2 Формирова-ние представ-лений об основном элементе структуры экономичес-кой деятель-ности – обмене и его форме - торговле Урок изучения нового матери-алаТовары и услуги. Обмен. Торговля.
Формы торговли. Реклама. Как обмен решает задачи экономики. Торговля – источник богатства страны Обмен, стои-мость, цена товара, торговля, реклама.
Объяснять, каким образом обмен решает задачи экономики
разъяснять сущность стоимости и цены товара,
давать характеристику торговле и её основным формам,
объяснять функции рекламы в современ-ном мире. Организовывать учебное взаимодействие, догова-риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельнос-ти, задавать вопросы, необходи-мые для организации собственной деятельнос-ти и сотруд-ничества с партнеромСамостоят-ельно организовы-вать учебное взаимодействие в группе, определять последова-тельность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и последова-тельность действий Давать определение понятиям, анализиро-вать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, ориентироваться в разно-образии способов решения познавательных задач, выбирать наиболее эффектив-ные способы их решения Выражать положительный интерес к процессу познания, проявлять заинтересо-ванность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельнос-тиУчебник, презентация, доп. материал П-ф 12, п.1, 2, вопросы «Проверим себя» №№ 1-4
П-ф 12, п. 3, «В классе и дома»
№ 2
24-25 Деньги и их функции 2 Формирова-ние представ-лений об экономичес-ком содержании денег как всеобщего эквивалента в процессе обмена и основной социальной функции денег Урок изучения нового матери-ала Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют Бартер, эквивалент, деньги, инфля-цияНазывать основные функции денег,
объяснять, почему бартер со временем уступил своё место деньгам,
объяснять, чем отли-чаются монеты от банкнот
Организовывать учебное взаимодействие, догова-риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельнос-ти Самостоят-ельно организовы-вать учебное взаимодействие в группе, учитывать ориентиры, данные учителем, определять последова-тельность промежуточных целей с учетом конечного результата Давать определение понятиям, осуществ-лять расширенный поиск информации, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать факты и явления, выбирать наиболее эффектив-ные способы решения познавательных задач Сохранять мотивацию к учебной деятельности , проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий Учебник, доп. материал презентация П-ф 13, п.1, 2, «В классе и дома» №№ 1, 2
П-ф 13, п. 3, «В классе и дома»
№ 4 (подгот. проект)
26-27 Экономика семьи
2 Формирова-ние представ-лений о семейной экономике, семейном бюджете Комбинирова-нный урок Доходы семьи. Семейный бюджет. Формы денежных сбережений. Виды расходов. Рациональное хозяйствование Матери-альные, трудовые информационные, финансовые, энергетические ресурсы семьи, бюджет.
Давать характеристику основных ресурсов семьи,
объяснять из чего складываются доходы семьи,
называть основные значения понятия бюджет, определятькак рационально вести хозяйство Организовывать учебное взаимодействие, адекватно использо-вать речевые средства для эффективно-го решения разнообраз-ных комму-никативных задач Самостоят-ельно организовы-вать учебное взаимодействие в группе, планировать свои действия в соответст-вии с пос-тавленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внут -реннем плане Давать определение понятиям, осуществ-лять расширенный поиск информации, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе твор-ческого и исследова-тельского характера Сохранять мотивацию к учебной деятельности , определять свою личностную позицию, адекватно дифференцированную самооценку своей успешности Учебник, доп. материал П-ф 14, п. 1, 2, вопросы «Проверим себя», «В классе и дома» №№
1, 2, 3
П-ф 14, п. 3, «В классе и дома» №№
5, 6, 8
28 Практикум по теме «Человек и экономика» 1 Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Человек и экономика» Урок систематизации и контроля знаний Основное содержание темы «Человек и экономика» Понятия и терми-ны, изу-ченные по теме «Человек и эко-номика» Выполнять практические и развивающие задачи, работать с тестовыми контроль-но-измери-тельными материа-лами, ис-пользовать изученные термины по теме «Человек и экономи-ка» Обме-ниваться мнениями, участвовать в обсужде-нии проблем, распреде-лять обязанности, проявлять способность к взаимо-действию обме-ниваться мнениями, участвовать в обсужде-нии проблем, распреде-лять обязанности, проявлять способность к взаимо-действию Учитывать ориентиры, данные учителем, при работ е с учебным материалом Овладевать целостными представлениями о качествах личности человека, привлекать информа-цию, полученную ранее, для решения познавательных задач Сохранять мотивацию к учебной деятельности , оценивать собственную учебную деятель-ность, адекватно понимать причины успешности/неуспеш-ности учебной деятельности Творчес-кие и практические задания Повто-рить пройденный материал
Глава 4. Человек и природа – 5 часов
29 Воздействие человека на природу 1 Формирова-ние представ-лений о воздействии человека на природу, о глобальной экологической угрозе Урок изучения нового матери-алаСамое громкое слово.
Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая.
Загрязнение атмосферы.
Загрязнение воды и почвы. Экология экологическое правило Объяс-нять, в чём значение «золотого экологического правила».
называть основные причины загрязнения воды, почвы, атмосфе-ры, при-водить примеры нерацио-нального исполь-зования природ-ных ресурсов и способы решения экологических проблем.
Находить информацию по теме урока в СМИ. Обмени-ваться мнениями, участвовать в коллектив-ном обсуждении проблемы, распреде-лять обязанности, проявлять способность к взаимо-действию Самостоя-тельно организовы-вать учебное взаимодействие в группе, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала Овладевать целостными представлениями о качествах личности человека, привлекать информа-цию, полученную ранее, для решения познавательных задач Сохранять мотивацию к учебной деятель-ности, оценивать собственную учебную деятель-ность, сравнивать разные точки зрения Учебник, презентация П-ф 15, вопросы «Проверим себя», «В классе и дома» №№ 1, 3 (по выбору, в виде проекта)
30 Охранять природу – значит охранять жизнь 1 Формирова-ние представ-ления о законодатель-стве по вопросам охраны природу, ответственном отношении к природе Комбинирован-ный урок Что значит относиться к природе по-человечески?
Тяжелые последствия безответственности.
Экологическая мораль. Экологи-ческая мораль, браконь-ер.
Объяснять, почему ответственное отношение к природе называют истинно человеческим, в чём состоит главный смысл экологической морали,
называть черты безответственного поведения человека,
определять свою позицию отношения к природе Договари-ваться о распределе-нии функций и ролей в совместной деятельнос-ти, обмени-ваться мнениями, участвовать в коллектив-ном обсуждении проблемыСамостоя-тельно организовы-вать учебное взаимодействие в группе, адекватно восприни-мать пред-ложения и оценку учителей и одноклассников Осуществ-лять расширенный поиск информации, выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач, контролиро-вать и оценивать процесс и результат своей дея-тельностиПроявлять способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении и устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Учебник, доп. материал П-ф 16, «В классе и дома»
№ 6
31-32 Закон на страже природы 2 Формирова-ние представ-ления о законодатель-ных актах государства, направленных на охрану окружающей среды Урок изучения нового матери-алаУрок-практикум Природа нуждается в охране.
Что подлежит охране.
Что может сделать гражданин для охраны природы. Государственный инспек-тор по охране природы, заповед-ник, нацио-нальный парк, Красная Книга. Объяснять, почему необходи-ма актив-ная дея-тельность по охране природы,
называть законы РФ, направленные на охрану окружающей среды, виды наказаний, за вред, на-несённый природе Адекватно использо-вать речевые средства для эффективно-го решения разнообраз-ных комму-никативных задач Самостоя-тельно организовы-вать учебное взаимодействие в группе, формулировать цель и проблему урока, планировать свои действия в соответст-вии с постав
ленной задачей и условиями ее реализа-цииДавать определение понятиям, осуществ-лять расширенный поиск информации, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе твор-ческого и исследова-тельского характера Определять свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности Учебник, доп. матералП-ф 17, подгот. сообщ. о заповедниках, нац. парках в нашем крае
Задание стр. 150 (по выбору)

33 Практикум по теме
«Человек и природа» 1 Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме
«Человек и природа» Урок систематизации и контроля знаний Основное содержание темы «Человек и природа» Понятия и терми-ны, изу-ченные по теме
«Человек и природа» Выполнять практичес-кие и развивающие задачи, работать с тестовыми контроль-но-измери-тельными материа-лами, ис-пользовать изученные термины по теме
«Человек и природа» Обме-ниваться мнениями, участвовать в обсужде-нии проблем, распреде-лять обязанности, проявлять способность к взаимо-действию обме-ниваться мнениями, участвовать в обсужде-нии проблем, распреде-лять обязанности, проявлять способность к взаимо-действию Учитывать ориентиры, данные учителем, при работ е с учебным материалом Овладевать целостными представлениями о качествах личности человека, привлекать информа-цию, полученную ранее, для решения познавательных задач Оценивать собственную учебную деятель-ность, адекватно понимать причины успешности/неуспеш-ности учебной деятельности Тестовые и практические задания Повто-рить пройденный материал
Повторение – 2 часа
34-35 Обобщение и систематизация знаний по курсу «Обществознание. 7 класс» 2 Повторить и обобщить знания учащихся по курсу «Обществознание. 7 класс» Урок обобщения и систематизации знаний
Урок контроля знаний
Основное содержание курса «Обществознание. 7 класс» Понятия и терми-ны, изу-ченные по курсу общест вознания в 7 кл.
Применять освоенный понятий-ный аппарат, выполнять познава-тельные и тестовые задания Точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, проявлять активность во взаимо-действии для решения коммуникативных и познавательных задач Формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий Осуществ-лять анализ объектов с выделение существен-ных и несу-щественных признаков, выслуши-вать и извлекать информа-цию из мне-ния других людей Выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию. адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельнос-тиУчебникпакет с материалами для работы в группах
Тест

Подгото-виться к контрольному тесту