Рабочая программа по обществознанию 9 класс ФГОС ООО к учебнику под редакцией Боголюбова
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Гремяченская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании
МО учителей истории
Протокол № 1 от 29.08.2016
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
__________ В.В.Улеватая
30.08.2016
«Утверждаю»
Директор школы:
___________ И.Н.Лукьянова
Приказ № 122-О от 31.08.2016
Рабочая программа
по обществознанию
9 класс
Учитель: Каратыгина Елена Валерьяновна
2016 г.
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для 9 класса на 2016 – 2017 учебный год составлена на основе требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по обществознанию;
Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. . – М.: «Просвещение», 2012.
Типовая.
Функции.
Данная рабочая программа выполняет три основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся основной школы средствами конкретного учебного предмета, о вкладе каждого учебного предмета в решение общих целей основного образования.
Организационно-планирующая функция позволяет рассмотреть возможное направление развертыванья и конкретизации содержания образовательного стандарта основного общего образования по конкретному учебному предмету с учетом его специфики и логики учебного процесса. Реализация организационно-планирующей функции предусматривает выделение этапов обучения, определение количественных и качественных характеристик содержания обучения на каждом этапе.
Контролирующая функция заключается в том, что программа, задавая требования к уровню обученности школьников на каждом этапе обучения, может служить основой для сравнения полученных в ходе контроля результатов.
Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Основные цели:
- развитие личности в период социального взросления человека;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.
Задачи курса обществознания:
Обучить правилам пользования научными инструментами, теориями и методами;
Сформировать аналитическое мышление обучающихся, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;
Воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию;
Подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив исчерпывающую информацию об окружающем обществе.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Учебник: Обществознание. 9 класс./ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой и др. - М.: «Просвещение», 2014.
2. Рабочая тетрадь по курсу "Обществознание" 9 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: «Просвещение». 2014
3. Методическое обеспечение: учебное электронное издание «Обществознание», практикум. ООО «Марис», 2004.
Нормативные документы:
Конституция РФ
Количество часов по учебному плану:
Всего- 35, в неделю- 1.
Формы и приемы работы для:
– обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;
– формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
– обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и в СМИ.
Формы организации учебно-образовательного процесса на уроках обществознания: индивидуальная, групповая, фронтальная. Организация этапов уроков базируется на классно-урочной системе.
Доминирующими методами являются методы проблемного и развивающего обучения:
- творческие задания (эссе, метод кластера);
- обучающие игры (ролевые, деловые, образовательные);
- проектный метод (создание презентаций);
- интерактивная лекция;
- практические методы (работа с учебной и дополнительной литературой, метод опорных схем, составление тезисов и др.);
- объяснительно-иллюстративные методы (наглядные, графические, рассказ, проблемное изложение);
- дискуссии;
- методы коллективной познавательной деятельности (работа в группах);
- метод критического мышления;
- информационные методы;
- метод оценки и рефлексии учащимися собственных результатов деятельности.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся по обществознанию в 9 классе.
В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- Конституция РФ –основной закон страны;
- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;
- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);
-различать в социальной информации факты и мнения;
- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий по курсу;
- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
Владеть компетенциями.
Информационно- поисковой;
Учебно-познавательной;
Коммуникативной;
Рефлексивной;
Смыслопоисковой.
Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Средствами диагностики выступают: устные опросы, письменные к/р в виде тестов. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ, практикумов, решение проблемных заданий, учебно-ролевых игр.
Содержание учебного материала
Тема 1.
Политика (11 часов)
Понятие «политика». Происхождение политики. Власть – ключевое слово политики. Политическая власть, ее назначение. Функции политики.
Что такое государство. Понятие «государство» в истории научной мысли и в современной политологии. Теории происхождения государства. Признаки государства. Суверенитет. Государственный университет. Суверенитет народа.
Формы правления государства. Монархия. Абсолютизм и самодержавие. Конституционная монархия. Республика. Президентская республика. Парламентская республика. Смешанный тип республик.
Государственное и национально-государственное устройство. Формы государственного устройства: федерация, унитарное государство. Конфедерация- объединение полностью независимых государств. Россия – федеративное государство. Субъекты Российской Федерации, их виды. Опасность сепаратизма.
Политические режимы. Что такое демократия. Признаки демократии. Сильные и слабые стороны демократического режима. Либерализм. Либеральная демократия. Тоталитарный и авторитарный режимы. Понятие тоталитаризма и авторитаризма.
Роль выборов в демократическом государстве. Избирательное право. Принципы демократического избирательного права. Нарушения избирательного права. Избирательные системы. Избирательные комиссии. Референдум.
Партии и движения. Что такое общественно-политическое движение. Понятие политической партии. Генезис политических партий: аристократические группировки – политические клубы – партии современного типа. Политические партии в России. Классификация политических партий.
Тема 2
Право (19 часов)
Право и закон. Что такое право. Правовая норма. Правоотношения. Формы права. Закон и законодательство. Кодексы. Подзаконные акты. Региональные законодательные акты.
Отрасли права. Материальные отрасли права. Процессуальные отрасли права.
Основы конституционного строя России. Понятие «конституционный строй». Демократическое государство. Человек, его права и свободы – высшая ценность. Суверенитет народа. Свобода экономической жизни. Равенство всех форм собственности. Идеологическое многообразие и политический плюрализм. Социальные государства. Светский характер государства. Прямое действие положений Конституции РФ.
Правовое государство. Происхождение термина «правовое государства». Приоритет права над государством. Может ли государство быть справедливым. Верховенство права. Равенство людей перед законом. Разделение властей. Незыблемость прав и свобод человека и гражданина. Развитая судебная система.
Законодательная власть. Российский парламент – Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации). Состав палат Федерального собрания. Как осуществляется законодательная власть в России. Порядок принятия законов.
Исполнительная власть. Исполнение законов, принимаемых законодательной властью. Федеральная исполнительная власть. Правительство РФ, объем его полномочий.
Судебная власть. Как устроена судебная власть. Особенности судебной власти. Конституционный Суд РФ. Суды общего назначения. Верховный суд РФ. Арбитражные суды. Высший Арбитражный Суд РФ. Каким должен быть судья. Обращение в суд за защитой нарушенных прав.
Местное самоуправление, его признаки. Правовые основы местного самоуправления. Участие граждан в местном самоуправлении.
Права человека. Идея прав человека в прошлом и настоящем. Конституция РФ о правах человека. Пределы и ограничения прав и свобод. Обязанности гражданина.
Права ребенка. Правовой статус ребенка. Конвенция о правах ребенка. Защита прав ребенка национальным законодательством. Органы опеки и попечительства.
Защита прав человека. Почему нарушаются права человека. Конституционные гарантии. Право граждан на защиту в суде. Что главное в правосудии. Право на жалобу. Иные способы защиты прав человека.
Семья и право. Что такое семья. Семейное право. Семейный кодекс РФ. Правовые основы семейной жизни.
Трудовое право. Кодекс законов о труде РФ. Вопросы трудоустройства. Трудовой договор. Права наемного работника. Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. Трудовые права несовершеннолетних.
Административное право. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Виды административных правонарушений. Административные наказания.
Преступление и наказание. Уголовное право. Уголовный кодекс РФ. Что такое преступление. Виды преступлений. Уголовные наказания. Смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Адвокатура и адвокаты. Прокуратура и прокуроры. Милиция (полиция). Федеральная служба безопасности. Нотариат и нотариусы.
Включая 5 часов на повторительно-обобщающие уроки.
Календарно-тематическое планирование курса
№
п/п
Название раздела, тем
Кол-во
часов
Параграф
учебника
Дата по плану
Дата по факту
1
Введение.
1
01.09
Глава 1. Политика.
2
Политика и власть.
1
§1
08.09
3-4
Государство.
2
§2
15.09.
22.09
5
Политические режимы.
1
§3
29.09
6-7
Правовое государство.
2
§4
06.10
13.10
8
Гражданское общество и государство.
1
§5
20.10
9-10
Участие граждан в политической жизни.
2
§6
27.10
10.11
11
Политические партия и движения.
1
§7
17.11
12
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политика»
1
24.11
Глава 2. Право.
13
Право и его роль в жизни общества и государства.
1
§8
01.12
14
Правоотношения и субъекты права.
1
§9
08.12
15
Правонарушения и юридическая ответственность.
1
§10
15.12
16-17
Правоохранительные органы.
2
§11
22.12
12.01
18-19
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации.
2
§12-13
19.01
26.01
20
Права и свободы человека и гражданина
1
§14-15
02.02
21
Гражданские правоотношения.
1
§16
09. 02
22-23
Право на труд. Трудовые правоотношения.
2
§17
16.02
02.03
24-25
Семейные правоотношения.
2
§18
09.03
16.03
26-27
Административные правоотношения.
2
§19
30.03
06.04
28-29
Уголовно-правовые отношения.
2
§20
13.04
20.04
30
Социальные права. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
1
§21-22
27.04
31
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
1
§23
04.05
32
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Право».
1
11.05
33
Тестирование по теме: «Политика. Право».
1
34-35
Итоговые уроки.
2
18.05
Литература:
1. Введение в обществознание: Учеб. Пособие для 8-9 Кл. общеобразовательных учреждений/Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2009.
2. Методическое обеспечение: учебное электронное издание «Обществознание», практикум. ООО «Марис», 2004.
3. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание».,
часть I., Пособие для учителя. Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М., «Просвещение», 2005.
4. Методика преподавания обществознания в школе: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
5. Основы правовых знаний. 8-9 классы в 2-х частях/ под ред. А.Г. Калпина – М.:»Вита-пресс», 2003
6. Рабочая тетрадь по курсу "Обществознание" 9 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова.- М.: «Просвещение». 2010 год.
7. Учебник: Обществознание. 9 класс./ Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой и др. - М.: «Просвещение», 2012.
8. Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
9. Элиасберг С.И. Изучаем законы Российской Федерации. – СПб.; Союз, 2004 г.
15