Разработка: Использование математических знаний учащихся при изучении темы: «Лента времени» на уроках истории.
Аржанова Татьяна Николаевна учитель истории
Проскурина Анна Петровна учитель математики
РБГОУ «Черногорская специальная
(коррекционная) школа-интернат
Использование математических знаний учащихся при изучении темы: «Лента времени» на уроках истории.
В исследованиях психологов и дефектологов отмечаются некоторые особенности памяти у детей с интеллектуальными нарушениями: трудности запоминания и сохранения учебной информации, неточность воспроизведения. Поэтому учащиеся коррекционной школы испытывают затруднения при формировании понятий и представлений о времени. Они не в состоянии понять отдалённость исторических событий и их длительность. У детей часто происходит смещение событий и даже их нелепая перестановка. Лучше всего ребята ориентируются в настоящем, но с большим трудом представляют будущее.
Представление о историческом времени – это представление о соотношении определённого исторического факта с определённым временем, представление о длительности исторических событий и явлений, об отдалённости их друг от друга и от современности.
Формирование у учащихся представлений об историческом времени связано с выработкой понимания единиц измерения исторического времени (год, век, столетие, тысячелетие, период, эра, эпоха). Учащиеся должны понимать временные отношения («давно», «недавно», «до», «после», «раньше», «позже», «сначала», «потом», «в настоящее время» и т.д.).К началу изучения истории в 7 классе учащиеся уже имеют некоторое представление о времени. Однако в основном это сводится к житейским представлениям (дни, недели, месяцы). Из курса математики им известны единицы измерения времени, но глубины исторического времени они не представляют. Поэтому овладение хронологией им даётся не сразу и с трудом.
Препятствием является и несформированность учебной деятельности, не способность понять с историческим содержанием без предварительной подготовки со стороны учителя.
На I этапе, где происходит уточнение понятий исторического времени и временных отношений, для облегчения запоминания материала и его лучшего воспроизведения использую методические приёмы, требующие включения различных анализаторов (слуховых, зрительных, тактильных). Знакомство с хронологией начинаю, опираясь на личный опыт детей. Так, изучая в 7 классе тему «Счёт лет в истории»,я пригласила учителя математики и мы совместно решили использовать пособие «Линия времени». Где с помощью полосок различной длины и цвета дети зрительно по величине фигуры определяют « отрезок жизни», родителей, бабушек или дедушек.
19 2014
лет жизни
19 2014
лет жизни
19 2014
Раздаю карточки каждому учащемуся и начинается индивидуальная работа, где каждый ребёнок использует свои знания о своей семье и знания основных арифметических действий из уроков математики. Подключается учитель математики. Проводится подготовительная работа повторяем : разностное сравнение чисел и измерение времени(месяц, год, век.) римское написание чисел.
На рисунках изображены отрезки жизни ученика и его ближайших родственников (мамы, папы, бабушки или дедушки). Далее работа с карточкой.
Я предлагаю детям :1.Посчитать возраст каждого члена семьи и подписать.
2.Определить на сколько лет ребёнок младше мамы (используется разностное сравнение чисел).
3.На сколько лет бабушка старше внука?
4. Кто родился раньше? Позже? Сравниваем цветные полоски.
Чем дата меньше, тем полоска больше то есть человек прожил больше и наоборот.
При использовании этого материала у детей формируются образные представления о длительности исторического времени, его последовательности. Учащиеся усваивают такие закономерности: чем дата (год) рождения человека меньше, тем он старше, и наоборот: чем человек позже родился, тем он моложе.
На II этапе происходит знакомство с летоисчислением. Само понятие «летоисчисление» я не даю, но уточняю, что в истории счёт событий ведётся по годам и векам (тысячелетие упоминается редко). Дети должны усвоить: 100 лет (век) – это жизнь нескольких поколений, что век принято обозначать римскими цифрами, а даты и события – арабскими. На доске чертится лента времени с 1901года по2000 год, отмечаются промежутки с интервалом 25 лет. Условно расставляем даты рождения членов семьи. Включается учитель математики:
Что такое век? В каком веке мы живём? Какой век был до этого? Какой век был до ХХ?
На столе различные картинки членов семьи нужно расставить их по годам.
Определите участниками каких основных событий в нашей стране в течении этого века были члены семьи? (события напечатаны их нужно подставить к каждому члену семьи)
В каком веке жили все эти люди?
Самый младший из них? Найдите разницу в возрасте прадеда и внука.
Сколько лет составляет жизнь этой семьи?
Как по другому называется это число?
Сколько поколений проживает за век?
Таким образом, благодаря применению разнообразных приёмов на уроках, формирование представлений об историческом времени у учащихся с нарушением интеллекта осуществляется более успешно. Кроме образных представлений у детей развивается координация движений, мелкая моторика, зрительная память, внимание, мышление и, что также важно, дети лучше усваивают и воспроизводят учебный материал.
Литература.
Никитина Л. В., Бгажнокова И.М. К проблеме обучения истории детей с недостатками интеллекта / Л.В. Никитина, И.М. Бгажнокова // Дефектология. - 1997.- № 5. - С. 33-35.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева, Б. Б. Горскин и др.; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001– 272 с.
Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 208 с.