Рабочая программа по внеурочной деятельности тренинг Учимся договариваться
Муниципальное образование город-герой Новороссийск
(территориальный, административный округ (город, район, поселок))
Муниципальное общеобразовательная школа № 15
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
Решение педсовета протокол №1
от 27.08.2015 года
Председатель педсовета
_______________ Акимова Н.В.
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тренинг «Учимся договариваться»
Кильпа А.Б.
(Ф.И.О. учителя, составителя )Рабочая программа составлена на основе рабочей программы
учителя начальных классов МБОУ ООШ №15 КильпаА.Б. , утверждено решением педсовета от " 27 " августа 2015 года (протокол № 1)
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности тренинг «Учимся договариваться» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к структуре программы воспитания и социализации учащихся, определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование. Программа составлена на основе воспитательной программы Максаковой В.И.(«Организация воспитания младших школьников»). Программа рассчитана на34 часа. В неделю 1 час.
Актуальность программы
Дети младшего школьного возраста не всегда могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими людьми. Поэтому развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы. Младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.
Коммуникативная компетентность - целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т. е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Коммуникативная компетентность ученика имеет большое значение в образовательном процессе.
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его отметка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям.
Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Личность современного ребенка складывается в атмосфере творческого созидания, поэтому актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Театральное творчество не только активизирует интерес школьника к искусству театра и искусству вообще, но и в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции.
Очень важно, чтобы именно в младшем школьном возрасте произошло глубокое, окрашенное чувством усвоение понятий, которые лягут в основу представлений ребенка о сущности человека и общества, о достойном поведении людей, об ответственности каждого перед самим собой и окружающими. Тогда можно будет надеяться, что в более старшем возрасте дети смогут отстоять и утвердить эти ценности в своей деятельности.
Цель и задачи программы
Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную практику.
Задачи программы:
-развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.
- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных способов договориться.
-формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков общения друг с другом.
-развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
-приобретение опыта общения, значимых для других.-осознание ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции ученика, определяющей новый образ жизни школьника и перспективы личностного и познавательного развития;
- формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
-формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
-формирование понимания и поддержания таких нравственных устоев, как любовь, взаимопомощь, забота о младших товарищах, ответственность за другого человека;
-развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных взаимодействий;
-формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию, использовать адекватные стратегии поведения;
- выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора, умение противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
- дать возможность проявить себя, творчески раскрыться, развивать природные задатки и творческие способности;
развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости, фантазии, воображения, образного мышления;
- снятие зажатости и скованности;
-повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение родителей для успешной реализации программы;
-создание условий для воспитания культурного человека, имеющего широкое гуманитарное мировоззрение, способного адаптироваться к жизни в обществе, готового к последующему освоению профессиональных образовательных программ, усвоившего нравственные ценности.
Отличительные особенности программы
в программе аспекты позитивного взгляда на жизнь определяют целевые ориентиры и составляют ее основу, интеграция этих аспектов способствует построению в сознании детей адекватной возрасту целостной «картины человека» и целостного образа «Я»;
занятия по данной программе способствуют раскрытию и активизации своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребенка, этой задаче раскрытия “Я”- личности учащегося, служат игровые исполнительские задания, где могут быть разные варианты исполнения, и каждый ребенок может предложить свой вариант в соответствии со своим пониманием и выдумкой;
Основные принципы построения и реализации программы
-научность
-доступность
-добровольность
-субъектность
-системно- деятельностный и личностный подходы
-преемственность
-результативность
-партнерство
-творчество и успех
В основе построения программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня личностного и познавательного развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
В программе обеспечено взаимодействие различных субъектов, направлений и технологий в целях достижения полноценного результата.
Основные методы и технологии
Основной метод для специально организованных занятий по развитию коммуникативной компетентности учащихся – активное социально-психологическое обучение. Для детей создаются условия, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения.
Существенные преимущества данного обучения по сравнению с традиционными (не активными) формами состоят в следующем:
во-первых, самостоятельно открытое знание является максимально усвоенным, принятым и действенным. Оно тесно связано с личными переживаниями, поэтому более существенно может влиять на изменение личностных отношений, качеств и поведения;
во-вторых, ребенок не устает, не воспринимает происходящее как скучную, формализованную учебу. Наоборот, предлагаемые формы активного социально- психологического обучения, как правило, связаны с эмоциями интереса и радости.
На занятиях используются следующие адаптированные психологические методы:
групповая дискуссия;
анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов;
создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
элементы исследования, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, опыты;
ролевые игры;
драматизация;
тестирование и другие диагностические процедуры;
элементы социально-психологического тренинга;
слушание и анализ драматических произведений.
Сочетание на занятиях аналитических, активных и диагностических методов работы позволяет ребенку заинтересованно работать на занятиях, а учителю - отслеживать эффективность формируемых на занятии умений.
Цель: приобретение школьником опыта взаимодействия с социальными субъектами в открытой общественной среде.
Задачи:
создание условий для воспитания культурного человека, имеющего широкое гуманитарное мировоззрение, способного адаптироваться к жизни в обществе, готового к последующему освоению профессиональных образовательных программ, усвоившего нравственные ценности.
Формы и организация детского коллектива
Базовые формы занятий: информационные (беседа, сообщение), дискуссия, коллективное творчество, исследования, опыты, наблюдения, общение .
Информационное занятие предполагает беседы и сообщения. Фронтальная беседа - специально организованный диалог, в ходе которого учитель руководит обменом мнениями по какому-либо вопросу (проблеме). Назначение сообщений состоит в квалифицированном комментировании какой-либо проблемы, которое позволяет слушателю сориентироваться в информации.
Место проведения занятий - в классной комнате во внеурочное время, в школе. Для более эффективной работы имеет смысл привлекать родителей к выполнению заданий, к участию на некоторых из занятий, к подготовке спектаклей.
Группы комплектуются с учетом индивидуальных особенностей детей (10- 15 чел.), состав групп на протяжении года будет меняться.
2.Учебно – тематический план
№ п/п Наименование разделов, блоков, тем Всего, час Количество часов Характеристика деятельности учащихся
Аудиторные Внеаудиторные 1 Я
Азбука этики. Культура поведения и такт.
Культура общения. Человек и его имя.
Моя малая Родина.
Устав - основной закон школы. Речевой этикет. Приветствие и знакомства. Чувство, настроение и характер. Школьный этикет. 9 4
1
1
1
1 5
1
1
1
1
1 Учатся аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; проявлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
2 ТЫ
Цветы в жизни человека. Поступки человека и его характер. Нравственные отношения в коллективе. Мода и школьная одежда. Поведение при приветствии и знакомстве. Поведение в общественных местах. Человек в природе и его здоровье. 7 4
1
1
1
1 3
1
1
1
Учатся осознавать необходимость самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
3 МЫ
Нравственное отношение в семье.
Я отвечаю за свои поступки. Как решить конфликт. Сильный человек. Оценка решения.
Как влиять на поведение другого человека. Решительное поведение. Учимся принимать самостоятельное решение. Что делать, если решение надо изменить?
Кому легче? 9 4
1
1
1
1 5
1
1
1
1
1 Учатся правильному поведению в общественных местах, стремлению выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу.
Я, ТЫ, МЫ
Мои манеры.
Наблюдение за своим поведением. Какой у меня характер? Конфликтная ситуация. Наблюдение за модой. Коллективная творческая работа: «Давай договоримся!» Мы в общественных местах.
Проект «Я умею договариваться». Обобщающий урок по курсу тренинга «Учимся договариваться». 9 5
1
1
1
1
1 4
1
1
1
1 Получают опыт самостоятельного общественного действия; учатся проводить индивидуальную самостоятельную работу и сотрудничество в коллективе.
Итого: 34 16 18 3. Содержание программы
4 класс – 34 часа
Я - 9 часов
Азбука этики. Культура поведения и такт. Культура общения. Человек и его имя. Моя малая Родина. Устав - основной закон школы. Речевой этикет. Приветствие и знакомства. Чувство, настроение и характер. Школьный этикет.
ТЫ – 7 часов
Цветы в жизни человека. Поступки человека и его характер. Нравственные отношения в коллективе. Мода и школьная одежда. Приветствие и знакомства. Поведение в общественных местах. Человек в природе и его здоровье.
МЫ – 9 часов
Нравственное отношение в семье. Я отвечаю за свои поступки. Как решить конфликт. Сильный человек. Оценка решения. Как влиять на поведение другого человека. Решительное поведение. Учимся принимать самостоятельное решение. Что делать, если решение надо изменить? Кому легче?
Я, ТЫ, МЫ – 9 часов
Мои манеры. Наблюдение за своим поведением. Какой у меня характер? Конфликтная ситуация. Наблюдение за модой. Коллективная творческая работа: «Давай договоримся!» Мы в общественных местах. Проект «Я умею договариваться». Обобщающий урок по курсу тренинга «Учимся договариваться».
4. Предполагаемые результаты реализации программы.
Планируемые результаты воспитания определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:
1. Изменения в модели поведения школьника:
-проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
-соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
-использование полученной на уроках информации во внеурочной и внешкольной деятельности;
-краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
-объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
-способность объективно оценивать поведение других людей и собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса тренинга «Учимся договариваться»:
Личностные Метапредметные Предметные
Знают – о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения в обществе, семье, со сверстниками;
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению. - знают о ценностном отношении к своему душевному здоровью и внутренней гармонии;
- имеют нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Осознают собственную полезность и ценность;
- основные способы психологического взаимодействия между людьми;
- приемы повышения собственной самооценки;
- осознание своего места в мире и обществе;
Умеют - анализируют и сопоставляют, обобщают, делают выводы, проявляют настойчивость в достижении цели
-налаживают контакт с людьми;
-соблюдают правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействуют с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражают себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей;
- контролируют и оценивать процесс и результат деятельности;
- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности;
- формулируют собственное мнение и позицию;
работают в группе, в коллективе.
-получают удовольствие от процесса познания
-преодолевают возникающие в школе трудности
- психологически справляются с неудачами;
-осознают и контролируют свое психологическое и эмоциональное состояние;
Применяют - сдержанность, терпение, вежливость в процессе взаимодействия;
-подводят самостоятельный итог занятия; анализируют и систематизируют полученные умения и навыки.
- знания и практические умения в области самоанализа и саморазвития - полученные знания для преодоления различных страхов, в том числе страха перед учителем;
- приобретенную информацию для установления дружественной атмосферы в классе, решения межличностных конфликтов; - полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения;
- полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности;
5. Формы и виды контроля:
Диагностика. Работа в библиотеке. Тренинги. Изготовление книжек-малышек по проблемам. Экскурсии. Акции. Волонтерская деятельность. Практикумы. Круглый стол. Заочные путешествия, участия в творческой деятельности,. Просмотр учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей. Коллективные игры. Встречи. Конкурсы и соревнования. Защита проектов.
Объективный и систематический контроль деятельности учащихся способствует формированию у них ответственности за качество деятельности, своего поведения, творческого роста. Результаты служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию внеурочной деятельности, а также для поощрения успешной работы учащихся, развитие их творческих способностей, самостоятельности и инициативы.
6. Методические рекомендации.
Занятия проводит учитель начальных классов. Он может самостоятельно перераспределить часы с учётом подготовленности учащихся и условий работы в данном классе.
Формы внеурочной деятельности чрезвычайно многообразны. Занятия могут проходить как практикумы, экскурсии, соревнования, беседы.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. На первом занятии важно создать комфортную доверительную атмосферу, доброжелательный тон общения преподавателя с детьми. Необходимо с первых минут настроить на вежливое, товарищеское отношение друг с другом. Необходимо ограничить объем информации самыми интересными фактами. Перед изучением тем ребенка необходимо настроить на результат работы (поставить перед ним цель). На первом занятие необходимо нацелить учащихся на усвоение материала, учитывая и разноуровневый состав группы.
Занятия тренингом поднимают самооценку, развивают логику, мыслительную деятельность, способствуют воспитанию пространственного воображения, творческого мышления.
С первых минут очень важно вселить ребенку уверенность в собственные силы и положительный результат работы, поддерживать на протяжении всех занятий в дальнейшей работе. Желательно, чтобы дети увидели результат своих занятий. Деловые игры, в которых рассматриваются конкретные жизненные ситуации, позволяют применить знания, полученные на занятиях на практике. Ребенок, почувствовав успех, приходит к мысли, что он может сделать что-то необычное интересное, это придает ему уверенность в себе.
Занятия следует проводить эмоционально – это позволяет ребенку поверить в себя и создает доброжелательный микроклимат в коллективе, что важно для дальнейшей работы учащихся.
Уже на первых занятиях явно выражены лидеры – ребята быстрее справляющиеся с заданиями. Таких детей необходимо похвалить и использовать их уже как помощников, предлагая им помочь другим ребятам, объяснить или разыграть ту или иную ситуацию.
В начале каждого занятия необходимо осуществлять повторение пройденного материала, обращая внимание на ошибки и способы их устранения.
Преподаватель должен дать необходимые знания, позволяющие научить открыто общаться ребенка в обществе.
Совместно с детьми проводится анализ поступков, высказываний, результатов анкетирования и как итог учащиеся делают самостоятельные выводы и дают оценки поступкам героев игры.
В каждой теме вводятся определенные понятия, дается этимологическое и лексическое значение этих слов. Тем самым повышается культурный уровень детей, расширяется их кругозор и словарный запас.
Используются методы обучения:
- репродуктивный;
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
- эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и подведения итогов привлекаются различные персонажи мультимедийных уроков: «Уроки тетушки Совы», «Лунтик» и др. С целью проверки усвоения материала рекомендуем проводить игры, а в качестве психологической разгрузки – физминутки. Новые формы и методы организации занятий позволяют сделать работу разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Положительная оценка любой деятельности ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отмечать недостатки, но похвала должна предварять и завершать оценку.
Чтобы понять детей, найти подход к ним, рекомендуем взглянуть на ребенка с точки зрения его личностного развития. Акцент ставится на воспитание культуры общения ребенка, развитие творческих способностей и адаптацию его к современной социальной среде.
Описание материально – технического обеспечения:
№п /пНаименование объектов и средств материально – технического обеспечения. Количество
1 Библиотечный фонд (книгопечатная продукция ) 1.Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников - Москва,2003.-253с.
1
2.Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности
// Завуч начальной школы.-2004.-№3.-С.71-125
1
3. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности
// Завуч начальной школы.-2004.-№4.-С.69-142
1
4. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности
// Завуч начальной школы.-2004.-№5.-С.79 -131
1
5. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности
// Завуч начальной школы.-2004.-№6.-С.47- 125
1
Конвенция о правах ребёнка. Права ребёнка: Нормативные правовые документы. Составитель Цветкова Г.В. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 1
2 Технические средства обучения Компьютер, электронная доска СМАРТ, диапроектор. 1
3 Экранно – звуковые пособия Колонки 1
4 Игры и игрушки -
5 Оборудование класса Рабочий стол учителя
парты для учеников
стул для учителя
стулья для учеников
магнитная доска 1
14
1
30
1
6 Перечень наглядных средств обучения: СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО
от августа 2015 года № 1
_____________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________
__.08.2015 год