«Сплочение группы. Развитие умения взаимодействовать в команде» 
Маслова Елена Владимировна
Очёрская СОШ №3
«Сплочение группы.
 Развитие умения взаимодействовать в команде»
     Проблема психологической готовности перехода ребенка из начальной  в основную школу продолжает оставаться актуальной. 
Согласно  Федеральному  Государственному  Образовательному Стандарту  (ФГОС), утвержденному  приказом  Минобрнауки  России  17 декабря 2010  года, психолого-педагогические  условия реализации основной образовательной  программы  ОУ  должны  обеспечивать,  в  частности,  учет специфики  возрастного  психо
     Согласно  Федеральному  Государственному  Образовательному Стандарту  (ФГОС), утвержденному  приказом  Минобрнауки  России  17 декабря 2010  года, психолого-педагогические  условия реализации основной образовательной  программы  ОУ  должны  обеспечивать,  в  частности,  учет специфики  возрастного  психофизиологического  развития  обучающихся,  в том  числе  особенности  перехода  из  младшего  школьного  возраста  в подростковый. 
     Переход  в  основную  школу  требует  от  пятиклассника мотивированной  активности,  способности  к  целеполаганию  и смыслообразованию  в  учебной  деятельности,  компетентности  в  учебном сотрудничестве, сформированности начальных форм формально-логического интеллекта, определенных учебных  знаний, действий, необходимого уровня развития  произвольности,  способности  к  саморегуляции,  рефлексии  и  т.д. 
     Данные  умения,  согласно  ФГОС  второго  поколения, относятся  к  универсальным учебным действиям (УУД): личностным, коммуникативным, познавательным и регулятивным. Недостаточный уровень сформированности УУД  может  привести  к  школьной  дезадаптации,  которая  проявляется  в негативном  отношении  к  школе  в  целом,  проявлениях  признаков тревожности, неадекватных поведенческих реакциях на замечания и реплики учителя,  нарушениях  во  взаимоотношениях  со  сверстниками,  нарушениях правил поведения в школе, стойкой неуспеваемости и т.д. 
     Поэтому одной из важнейших задач педагога-психолога школы совместно с классными руководителями развивать у учащихся коммуникативные  навыки,  навыки  сотрудничества  и бесконфликтного общения, в том числе, умение взаимодействовать в команде. Решение этой задачи через игру (с элементами психологического тренинга)  «Ребята, давайте жить дружно!»  направлено, в том числе, на профилактику школьной дезадаптации. Участники игры - параллель 5-х классов. 
Ход игры.
1). Ведущий рассказывает байку «Гусиная энциклопедия». 
  Когда  речь  заходит  о  перелетных  птицах,  почти сразу  же  вспоминается  летящий  по  небу  журавлиный  клин.  Впрочем, подобное  построение  используют  не  только  журавли    многие  другие крупные  птицы,  например,  гуси,  утки,  ибисы  также  предпочитают путешествовать,  построившись  в  виде  клина.  Таким  образом,  можно предположить,  что  этот  строй  является  достаточно  удобным  для  долгих перелетов. Однако сразу же возникает вопрос: почему?
Почему птицы, летя на дальние расстояния, собираются   в стаи и летят клином? (Заслушиваются все версии учащихся). 
     Большинство  видов  перелетных  птиц  летает  стаей  в  форме  клина. Первой  во  главе  клина  летит  самая  опытная  и  сильная  птица  –  это  вожак стаи.  Когда  он  совершает  мах  крылом,  позади  образуются  завихрения воздуха  и  восходящие  потоки,  и  летящие  за  ним  птицы  могут воспользоваться  этой  подъемной  силой.  Таким  образом,  каждая  птица экономит до 25% энергии на перелет.  
Так  как  каждая  птица  машет  крыльями,  это  помогает  той,  что  летит сзади.  Благодаря  расположению  клином  дальность  полета  увеличивается более чем на 70% по сравнению с путем, преодолеваемым одиноко летящей птицей. 
Вывод:  Люди,  которые  движутся  вместе  в  одном  направлении,  могут добраться  до  цели  быстрее  и  легче,  получая  «подъем»  от  других  членов команды.
     Всякий раз, когда птица выпадает из стаи, она чувствует притяжение и сопротивляется  попытке  лететь  одной,  поэтому  она  быстро  возвращается  в стаю, чтобы воспользоваться возможностью подъема, которую предоставляет птица, летящая впереди. 
Вывод: Разумно и целесообразно оставаться  в «стае» с теми, кто  знает,  куда  летим,  и  принимать  их  помощь,  а также  помогать  и  другим  членам команды.  
     Большая часть нагрузки во время полета, достается вожаку, но когда он устает, то улетает в конец клина, а его место занимает птица, летевшая сразу за ним. Так птицы меняются местами  на протяжении всего полета, и каждая получает возможность отдохнуть. 
Вывод:  Всей  команде  полезно  меняться,  выполняя  трудную  задачу,  и  разделять лидерство. 
     Знакомый всем крик, который издает птичья стая – это на самом деле звуковой    стимулирующий  сигнал  от  летящих  в  конце  птиц:  так    они  поддерживают тех, кто впереди  и просят их не сбавлять скорость. 
Вывод: Поддержите  вашего  лидера  одобрительным  гоготом  –  никому  не  нравится отсталый ведущий! 
     Если же по каким-то причинам, одна  из птиц не может лететь дальше, то  вместе  с  ней    покидают  стаю    две  птицы,  летевшие  рядом  с  ней  и сопровождают  ее  на  землю,  чтобы  помочь  и  защитить  ее,  пока  она  не оправится. После чего они летят дальше. 
Вывод: Мы также должны быть вместе в трудные и счастливые времена.
Мораль. Природа – мастерская, и многие инструменты из  этой мастерской могут  быть  нам  полезны;  у  природы  можно  научиться  многому,  что пригодится и в нашей жизни.
 В том числе и умение строить дружеские отношения.
2. Учащееся параллели делятся на смешанные команды не более 10-12 человек, затем отправляются по станциям, согласно маршрутному листу, каждый из которых имеет определенную последовательность станций (см. приложение) 
Станция «Строим автомобиль». Вам предлагается построить автомобиль: Кто какой частью автомобиля будет (колёсами, мотором, тормозом и т. д.) Распределив роли вам нужно изобразить автомобиль в движении на расстояние не менее 5 метров. Выполняя каждый свою функцию, не забывайте, что вы - единый механизм. 
Станция «Последний вагон» Представьте, что ваша команда опаздывает на поезд и вам всем нужно вскочить в последний вагон. Перед этим  испытанием нужно особым образом построить команду. Капитан с обручем в руках стоит на линии старта. Команда располагается вдоль линии эстафеты. По сигналу руководителя станции капитан очень сильно толкает вперед обруч, а все стоящие вдоль трассы игроки команды стремятся по ходу обруча прыгать сквозь него и при этом по возможности не сбить. Чем больше участников успело проскочить через него, тем лучше. Не успевшие «заскочить в вагон»  с первой попытки, пытаются сделать это со второго толчка обруча. В зачет идет значение суммы игроков, прошедших испытание с первой попытки.
Каждой команде даётся тренировочный бросок. (Чем лучше команда умеет договариваться и сотрудничать, тем лучше результат)
Станция «Народная мудрость»
1. Составьте высказывания из двух частей.
2. Вспомните и запишите пословицы и поговорки о дружбе. 
3. Выберете лучшую поговорку о дружбе и громко прокричите её хором.
Станция «Портрет идеального друга» (Выполняется на ватмане маркерами)
1.Вам нужно предложить  и записать не менее 5 качеств идеального друга
2. Вам предлагается составить и записать не менее 5 правил настоящей крепкой дружбы
3. Дружба должна расти и укрепляться, а не стоять  на месте. Дайте (запишите) советы двум воображаемым друзьям (группе друзей), как развивать их дружеские отношения и составьте фото-коллаж с примерами к вашим рекомендациям (используются фотографии и репродукции из журналов)
Станция «Сиамские близнецы» Каждая команда разбивается на пары. Левая рука одного участника пары связывается (можно надеть слабые резинки) с правой рукой другого, левая нога одного - связывается с правой ногой другого. Задача пары - быстро  «доковылять» до мольберта и нарисовать связанными руками пейзаж  с морем  и парусником. Для поддержания интереса между парами устраивается мини-командное соревнование на скорость выполнения всего задания.
     На каждой станции находятся судьи (педагоги или подготвленные старшеклассники), объясняющие правила и выставляющие оценки в маршрутный лист.
 В заключение игры подводятся итоги игры. Перед игрой желательно провести адаптационное занятие психолога с учащимися каждого из 5-х классов по развитию навыков взаимодействия в группе и коммуникативных навыков;  сплочению классного коллектива.
Маршрутный лист
Команда_______________________________________________
Станция
Сплоченность всей команды
Креативность, творческий подход
Итого
«Портрет идеального друга »
«Автомобиль дружбы»
«Эстафета сиамских близнецов»
«Народная мудрость»
 «Последний вагон»
  Работа команды оценивается по 5 бальной системе за каждый критерий 
13PAGE  15
Заголовок 115