Тренировочные материалы для формирования коммуникативных УУД при коммуникативно-ориентированныому обучению грамматике немецкого языка

Тренировочные материалы
для формирования коммуникативных УУД
при коммуникативно-ориентированном обучении грамматике немецкого языка

Методы и формы работы по усвоению учащимися грамматического материала варьируются с учетом уровня знаний каждого ученика и группы в целом. Ниже приводятся образцы заданий, используемых для достижения этой цели.
Для тренировки будущего времени - работа с ситуациями, например, «Ваши друзья и вы решили отправиться в короткое путешествие, но вы не знаете, куда поехать, как туда добраться, жить там в палатках или в доме и что с собой взять». Помимо отработки правила структуры образования будущего времени, учащиеся отрабатывают вопросительную структуру предложения.
Для отработки модальных глаголов “man kann”:: Учитель говорит: “Вчера мой сын громко смеялся. Что заставило его смеяться?” Учащиеся строят предположения, употребляя модальный глагол в функции предположения.
Для отработки прошедшего времени: предлагается следующая ситуация: Учитель говорит: “Вчера мне позвонил мой друг, мы провели время вместе”. Учащиеся пытаются догадаться, кто этот друг, почему друзья долго не встречались, что заставило их встретиться вновь и т.д.
Умение задавать вопросы различных типов способствует развитию навыков инициативной речи. Один из методов – вопросы класса одному из учеников, целью которых является создание новой ситуации. В такую работу следует вовлекать всех учеников группы. Работа будет полезнее, если после окончания ее один из учащихся проговорит всю ситуацию, включая полученную им информацию.
5. Диалогические единства “утверждение – вопрос”. Учитель выдает какую-то информацию, например, “Вчера я был в кино”. Учащиеся задают вопросы для получения большей информации.
Провокационные вопросы, т.е. вопросы, содержащие фальшивую информацию о той или иной ситуации, что стимулирует активность учащихся и заставляет их учиться реагировать спонтанно.
Творческие задания на составление рассказа по картинкам на закрепление сослагательного наклонения. Например, ученик, видя пустую комнату на картинке, составляет рассказ о том, что бы он поместил в том или ином месте в комнате.
Работа с предметами на закрепление настоящего совершенного времени. Например, ученик видит разбитую чашку и говорит о том, кто ее разбил, порезался ли человек при этом и т.д.
Ситуации для создания диалогов с целью отработки того или иного грамматического явления или формы. Например, мама приходит домой с работы усталая, а квартира не прибрана. Она спрашивает дочь, чем та занималась весь день и т.д.
На более продвинутом этапе ученики с помощью учителя могут составлять сказки или просто истории. Учитель произносит первое предложение, но не заканчивает его с тем, чтобы ученик задал вопрос для получения информации. Учитель отвечает на вопрос ученика и продолжает рассказ, в очередной раз не заканчивая предложение.
Следующий продуктивный прием – различие в объеме информации. Этот прием основан на том факте, что партнеры владеют информацией, распределенной между ними. Они знают только то, что дано им, но если они обменяются имеющейся у них информацией в форме диалога, то будут владеть ею полностью. Например, у обоих учащихся есть карта, но у одного ученика на ней указано место, которое должен найти другой ученик. Таким образом, второй ученик просит первого сказать ему, как найти это место на своей карте. Происходит реальное общение на немецком языке, а ему способствует знание необходимой грамматики и лексики.
Два ученика – следователи. Они стоят спиной к доске. Учитель на доске описывают краткую ситуацию, например, “Das Haus im Feuer. ”. Остальные ученики в классе – свидетели, и они дают описание увиденного в настоящем продолженном времени: Die Leute springen aus den Feustern. Feuerwehrleute ziehen Schlauche. Die Kinder weinen, usw. «Следователи» пытаются отгадать ситуацию.
Для отработки пассивного залога можно предложить следующий прием: учитель выбирает любое слово и просит учеников составить совместную мини-лекцию по определенной теме, например, учитель предлагает учащимся слово «das Eis», и учащиеся составляют мини-лекцию: Eis wird aus Milch produziert. Die Kuhe werden von Melkerinnen gemolkt. и т.д.
Перечень возможных форм, видов и приемов работы над развитием неподготовленной речи и усвоением грамматики можно продолжить. Эти задания дифференцируются с учетом уровня знаний учащихся, их интересов, их характера и ведущей или ведомой роли в условиях парной или групповой работы. В рамках одной работы невозможно описать все возможные приемы работы, однако наиболее типичные их них были описаны выше. Диапазон выбора заданий, их форм и методов достаточно широк, поэтому вполне возможно выбрать упражнения для любого уровня группы или же адаптировать предложенные к уровню знаний конкретного ученика.


15