ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАБОТЕ
С
ТЕКСТОМ НА
УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда
многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не
только в суть классического литературного
текста, но и просто верно понять и
воспроизвести содержание задания, текста.
Чтение
-
это способность понимать и размышлять над письменным
текстом, пользоваться им, чтобы достичь определённой цели, узнавать что
-
то
новое, и развиваться, а также участвоват
ь в жизни общества.
Эффективность
чтения можно оценить по тому, способны ли школьники усваивать информацию из
текста. Другая важная составляющая
–
обдумывание прочитанного. Кроме акцента
на понимании и запоминании различных частей текста, нужно учитывать у
мение
школьников давать прочитанному свою
оценку.
Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения
вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов
метапредметности как условия достижения высокого качества образова
ния.
Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых
заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и
создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Связующим звеном всех учебных пред
метов является текст, работа с
которым позволяет добиваться оптимального результата.
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это
заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения.
Появилось новое понятие
–
смысловое
чтение
. Смысловое чтение
–
вид чтения,
которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г.,
Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду с многими универсальными
действиями,
выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением
цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
определением основной и второстепенной информации, с формулированием
проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового поним
ания недостаточно просто прочесть текст.
Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения,
разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. С
точки зр
ения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста
-
это вычитывание разных видов текстовой информации:
фактуальной,
подтекстовой, концептуальной.
Фактуальную
информацию составляет описание событий, героев,
места и времени действия и т.д.
Подтекстовая информация
напрямую не выражена в словах. Она
содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет,
опираясь на имеющиеся знания, опыт)
, в словах
-
образах (художественных
средствах) и т.д.
Под концептуальной информацией понимается
система взглядов,
мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее
восприятие читателем. Конечно, текст
-
это единое целое, и виды т
екстовой
информации разграничиваются условно: в науке
-
в исследовательских, а на
практике
-
в учебных целях.
Продуктивность учебной деятельности зависит от умения
ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие
знания или
другие ресурсы для достижения поставленных целей.
Важно развитие у учащихся умений читать тексты
с разным уровнем
понимания содержащейся в них информации:
•
с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);
•
с полным пониманием содержания (из
учающее (аналитическое)
чтение);
•
с извлечением необходимо значимой информации (поисковое);
•
критическое понимание информации.
Зрелое умение читать
предполагает как владение всеми видами
чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в
зависимости от
изменения цели получения информации из данного текста.
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
1)
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Ученик научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его
целостный смысл:
—
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
—
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий
содержанию и общему смыслу текста;
—
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
—
предвосхищать содержание
предметного плана текста по заголовку и с
опорой на предыдущий опыт;
—
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
—
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты:
обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять
части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в
запр
осе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно
-
познавательные и учебно
-
практические задачи,
требующие полного и критического понимания текста:
—
оп
ределять назначение разных видов текстов;
—
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в
данный момент информацию;
—
различать темы и подтемы специального текста;
—
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
—
прогнозирова
ть последовательность изложения идей текста;
—
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по
заданной теме;
—
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
—
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для
об
основания определённой позиции;
—
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе
чтения, получения и переработки полученной информац
ии и её осмысления.
2)
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Ученик научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки,
оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы,
изображени
я;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические,
электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного
представления данных к другому;
• интерпретир
овать текст:
—
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию
разного характера;
—
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
—
делать выводы из сформулированных посылок;
—
выводить заключение о намерении автора или
главной мысли текста.
Ученик получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста (информация, которая явно
в тексте не выражена, но существует, как подтекст и может быть домыслена
потребителем) на основе сопоставления иллюстративного ма
териала с
информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и
структуры текста).
3)
Работа с текстом: оценка информации
Ученик научится:
• откликаться на содержание текста:
—
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из
других источников;
—
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих
представлений о мире;
—
находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста,
но и его форму, а в целом
—
мастерств
о его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность
получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения
этих пробелов;
• в процессе работы
с одним или несколькими источниками выявлять
содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов
для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою
точку зрения
о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Можно сказать, что большинство наших школьников не умеют выражать
своё мнение о прочитанном.
Из сказанного выше следует, что именно навык смысловой переработки
текстовой информации в наше время информационного
«взрыва» во многом
обеспечивает успешную социализацию человека. Это обусловило включение в
Целевой раздел Примерной образовательной программы основного общего
образования ФГОС междисциплинарной программы «Стратегии смыслового
чтения и работа с текстом».
Чт
обы решить проблему полного понимания текста, необходимо выявить
затруднения, возникающие при поиске информации и понимании прочитанного
учениками. Эти затруднения можно представить так:
1. Непонимание лексического значения слова.
2.
Ограниченность читате
льского
кругозора.
3. Непонимание текста как структурного целого, определяющего смысл
деталей.
В результате сложившейся ситуации возникла необходимость разработки
технологии, в основе которой лежали бы способы формирования адекватного
читательского воспри
ятия, а также организация некоторых форм взаимодействия
читателя
-
ученика с учебно
-
научным текстом.
С целью облегчения работы
уже в 5 классе можно
совместно с
учениками составить
памятку «Как работать с текстом учебника», которая может
иметь следующее
содержание:
1. До чтения текста
-
прочитайте заглавие, выделите в нём знакомые и новые термины;
-
поставьте вопросы к заглавию и определите, какой теоретический
материал необходимо повторить;
-
попробуйте предположить, о чём пойдёт речь, и поставьте вопрос
ы от
заглавия;
-
попробуйте самостоятельно ответить на поставленные вопросы.
2. Во время чтения текста
-
находите неясные слова и определяйте их значения по словарю;
-
ставьте вопросы к отдельным абзацам или предложениям текста,
пробуйте ответить на эти
вопросы;
-
отделяйте теоретическую информацию от иллюстративной;
-
выделяйте новые термины и определения;
-
выясните, как новые термины связаны с известными;
-
прокомментируйте приведённые примеры;
-
подумайте, почему текст разделён на абзацы именно таким
образом, для
этого определите микротему каждого абзаца;
-
уточните, как микротемы раскрывают смысл всего текста.
3. После чтения текста
-
поставьте вопросы к тексту и ответьте на них;
-
приведите свои примеры и прокомментируйте их;
-
представьте текст в др
угой форме: в виде таблицы, схемы, алгоритма;
-
составьте план текста и перескажите его по плану.
необходимо добавить, что данная памятка полезна не только во время
самостоятельной работы с учебно
-
научным текстом на уроке, но и для
самообразования ученика,
ведь ученик таким образом учится «переносить»
полученные сведения в новую ситуацию. Данная памятка пригодится на всех
уроках школьной программы, где требуется умение осознанно читать учебные
тексты.
В результате системного взаимодействия с текстом происхо
дят
положительные изменения в восприятии учащимися смысла прочитанного текста.
Таким образом, использование данной методики работы с научным
текстом позволяет овладеть стратегией смыслового чтения, поэтапно планируя
последовательность действий педагога и у
чеников.