ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАБОТЕ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ И РАБОТЕ 
С 
ТЕКСТОМ НА 
УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
 
Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда 
многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не 
только в суть классического литературного
 
текста, но и просто верно понять и 
воспроизвести содержание задания, текста.
 
Чтение 
-
 
 
это способность понимать и размышлять над письменным 
текстом, пользоваться им, чтобы достичь определённой цели, узнавать что
-
то 
новое, и развиваться, а также участвоват
ь в жизни общества.
 
Эффективность 
чтения можно оценить по тому, способны ли школьники усваивать информацию из 
текста. Другая важная составляющая 
–
 
обдумывание прочитанного. Кроме акцента 
на понимании и запоминании различных частей текста, нужно учитывать у
мение 
школьников давать прочитанному свою
 
 
оценку.
 
     
Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения 
вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов 
метапредметности как условия достижения высокого качества образова
ния. 
Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых 
заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и 
создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. 
 
     
Связующим звеном всех учебных пред
метов является текст, работа с 
которым позволяет добиваться оптимального результата.
 
     
В школе необходимо обучать чтению и пониманию текста. И это 
заключается не только в освоении учащимися алфавита, техникой чтения. 
Появилось новое понятие 
–
 
смысловое 
чтение
. Смысловое чтение
 
–
 
вид чтения, 
которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
 
     
В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., 
Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду с многими универсальными 
действиями,
 
выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением 
цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и 
определением основной и второстепенной информации, с формулированием 
проблемы и главной идеи текста.
 
    
Для смыслового поним
ания недостаточно просто прочесть текст. 
Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
 
     
При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, 
разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. С 
точки зр
ения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста 
-
 
это вычитывание разных видов текстовой информации: 
фактуальной, 
подтекстовой, концептуальной. 
 
     
Фактуальную
 
информацию составляет описание событий, героев, 
места и времени действия и т.д. 
 
     
Подтекстовая информация
 
напрямую не выражена в словах. Она 
содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, 
опираясь на имеющиеся знания, опыт)
, в словах
-
образах (художественных 
средствах) и т.д. 
 
     
Под концептуальной информацией понимается
 
система взглядов, 
мыслей и чувств автора, которые он отражает в тексте, рассчитывая на ее 
восприятие читателем. Конечно, текст 
-
 
это единое целое, и виды т
екстовой 
информации разграничиваются условно: в науке 
-
 
в исследовательских, а на 
практике 
-
 
в учебных целях. 
 
     
Продуктивность учебной деятельности зависит от умения 
ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие 
знания или
 
другие ресурсы для достижения поставленных целей.
 
     
Важно развитие у учащихся умений читать тексты 
с разным уровнем 
понимания содержащейся в них информации:
 
•
 
с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);
 
•
 
с полным пониманием содержания (из
учающее (аналитическое) 
чтение);
 
•
 
с извлечением необходимо значимой информации (поисковое);
 
•
 
критическое понимание информации.
 
     
Зрелое умение читать
 
предполагает как владение всеми видами 
чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в
 
зависимости от 
изменения цели получения информации из данного текста.
 
     
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом
 
1)
 
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
 
Ученик научится:
 
• ориентироваться в содержании текста и понимать его 
целостный смысл:
 
—
 
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
 
—
 
выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий 
содержанию и общему смыслу текста;
 
—
 
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
 
—
 
предвосхищать содержание 
предметного плана текста по заголовку и с 
опорой на предыдущий опыт;
 
—
 
объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
 
—
 
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: 
обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
 
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять 
части графика или таблицы и т. д.;
 
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, 
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в 
запр
осе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или 
синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
 
• решать учебно
-
познавательные и учебно
-
практические задачи, 
требующие полного и критического понимания текста:
 
—
 
оп
ределять назначение разных видов текстов;
 
—
 
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в 
данный момент информацию;
 
—
 
различать темы и подтемы специального текста;
 
—
 
выделять не только главную, но и избыточную информацию;
 
—
 
прогнозирова
ть последовательность изложения идей текста;
 
—
 
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по 
заданной теме;
 
—
 
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
 
—
 
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для 
об
основания определённой позиции;
 
—
 
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
 
Ученик получит возможность научиться:
 
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе 
чтения, получения и переработки полученной информац
ии и её осмысления.
 
2)
 
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
 
Ученик научится:
 
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, 
оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, 
изображени
я;
 
• преобразовывать текст, используя новые формы представления 
информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, 
электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного 
представления данных к другому;
 
• интерпретир
овать текст:
 
—
 
сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию 
разного характера;
 
—
 
обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
 
—
 
делать выводы из сформулированных посылок;
 
—
 
выводить заключение о намерении автора или 
главной мысли текста.
 
Ученик получит возможность научиться:
 
• выявлять имплицитную информацию текста (информация, которая явно 
в тексте не выражена, но существует, как подтекст и может быть домыслена 
потребителем) на основе сопоставления иллюстративного ма
териала с 
информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и 
структуры текста).
 
3)
 
Работа с текстом: оценка информации
 
Ученик научится:
 
• откликаться на содержание текста:
 
—
 
связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из 
других источников;
 
—
 
оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих 
представлений о мире;
 
—
 
находить доводы в защиту своей точки зрения;
 
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, 
но и его форму, а в целом 
—
 
мастерств
о его исполнения;
 
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению 
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность 
получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения 
этих пробелов;
 
• в процессе работы
 
с одним или несколькими источниками выявлять 
содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
 
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов 
для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою 
точку зрения
 
о полученном сообщении (прочитанном тексте).
 
Можно сказать, что большинство наших школьников не умеют выражать 
своё мнение о прочитанном.
 
Из сказанного выше следует, что именно навык смысловой переработки 
текстовой информации в наше время информационного 
«взрыва» во многом 
обеспечивает успешную социализацию человека. Это обусловило включение в 
Целевой раздел Примерной образовательной программы основного общего 
образования ФГОС междисциплинарной программы «Стратегии смыслового 
чтения и работа с текстом».
 
Чт
обы решить проблему полного понимания текста, необходимо выявить 
затруднения, возникающие при поиске информации и понимании прочитанного 
учениками. Эти затруднения можно представить так:
 
1. Непонимание лексического значения слова.
 
2.
 
 
Ограниченность читате
льского
 
 
кругозора.
 
3. Непонимание текста как структурного целого, определяющего смысл 
деталей.
 
В результате сложившейся ситуации возникла необходимость разработки 
технологии, в основе которой лежали бы способы формирования адекватного 
читательского воспри
ятия, а также организация некоторых форм взаимодействия 
читателя
-
ученика с учебно
-
научным текстом.
 
С целью облегчения работы
 
 
уже в 5 классе можно
 
совместно с 
учениками составить
 
памятку «Как работать с текстом учебника», которая может 
иметь следующее 
содержание:
 
1. До чтения текста
 
-
 
прочитайте заглавие, выделите в нём знакомые и новые термины;
 
-
 
поставьте вопросы к заглавию и определите, какой теоретический 
материал необходимо повторить;
 
-
 
попробуйте предположить, о чём пойдёт речь, и поставьте вопрос
ы от 
заглавия;
 
-
 
попробуйте самостоятельно ответить на поставленные вопросы.
 
2. Во время чтения текста
 
-
 
находите неясные слова и определяйте их значения по словарю;
 
-
 
ставьте вопросы к отдельным абзацам или предложениям текста, 
пробуйте ответить на эти 
вопросы;
 
-
 
отделяйте теоретическую информацию от иллюстративной;
 
-
 
выделяйте новые термины и определения;
 
-
 
выясните, как новые термины связаны с известными;
 
-
 
прокомментируйте приведённые примеры;
 
-
 
подумайте, почему текст разделён на абзацы именно таким 
образом, для 
этого определите микротему каждого абзаца;
 
-
 
уточните, как микротемы раскрывают смысл всего текста.
 
3. После чтения текста
 
-
 
поставьте вопросы к тексту и ответьте на них;
 
-
 
приведите свои примеры и прокомментируйте их;
 
-
 
представьте текст в др
угой форме: в виде таблицы, схемы, алгоритма;
 
-
 
составьте план текста и перескажите его по плану.
 
необходимо добавить, что данная памятка полезна не только во время 
самостоятельной работы с учебно
-
научным текстом на уроке, но и для 
самообразования ученика,
 
ведь ученик таким образом учится «переносить» 
полученные сведения в новую ситуацию. Данная памятка пригодится на всех 
уроках школьной программы, где требуется умение осознанно читать учебные 
тексты.
 
В результате системного взаимодействия с текстом происхо
дят 
положительные изменения в восприятии учащимися смысла прочитанного текста.
 
Таким образом, использование данной методики работы с научным 
текстом позволяет овладеть стратегией смыслового чтения, поэтапно планируя 
последовательность действий педагога и у
чеников.