Обучение смысловому чтению на уроках английского языка


Учитель английского языка
ОГБОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №26» г.Рязань
Шестакова Алена Сергеевна.
Обучение разным видам чтения на уроках английского языка
Существуют три основных вида чтения и в основе каждого из них лежат основные умения, которыми читающий пользуется в тех или иных ситуациях. Одни из них связаны с пониманием содержания, другие – с осмыслением и переработкой информации. Смысловое чтение играет важнейшую роль при обучении иностранным языкам. С помощью различных видов чтения мы развиваем личностные (самоопределение, смыслообразование), регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование), познавательные(умение выделять основную мысль, обобщать прочитанное, понимать и оценивать, обращаться к собственному опыту и т.д.), а главное коммуникативные универсальные учебные действия(планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера).
Вид чтения определяет критерии к подбору текста для чтения.
Обучение ознакомительному чтению.
Условия, определяющие успешность обучения: дефицит времени при быстром темпе работы, чтение про себя, проверка понимания основной информации, исключение перевода на родной язык.
Для успешного овладения данного вида чтения учащиеся должны владеть следующими умениями: прогнозирование по заголовку, уметь определять главную мысль текста, отделять основную информацию от второстепенной, устанавливать логические связи, обобщать данные, использовать полученные данные в других видах деятельности.Примерные упражнения при обучении ознакомительному чтению:
1) Прочитайте заголовок текста, как Вы думаете, о чем пойдет речь в тексте?
2)Просмотрите текст. Какая информация вам уже известна? Какую информацию вы могли бы использовать в жизни? В каких сферах деятельности?
3)Подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные.
4)Найдите основную мысль в начале, середине и конце текста.
5)Составьте план текста.
6)Выберите правильный ответ из 3 вариантов:
7)Перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить.
8)Назовите наиболее интересные данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти данные.
9)На основе содержания прочитанного текста нарисуйте карту.
10)Выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей деятельности.
11) Поработайте в парах. Приготовьте вопросы для своего одноклассника, которые помогли бы ему точнее изложить информацию данную в тексте.
Обучение изучающему чтению
Это медленный вид чтения про себя без ограничения времени, самостоятельное чтение, связанное с переводом на родной язык всего текста или его фрагментов.
Учащиеся должны уметь определять важность информации, полно и точно понимать содержание текста, делать толкование трудных фраз для понимания слов или предложений, раскрывать причинно-следственные связи, уметь прогнозировать.
Примерные упражнения при обучении изучающему чтению:
1)Как бы вы озаглавили текст?;
2)распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важности. Обоснуйте свое решение;
3)добавьте факты, не меняя структуру текста; какие из фактов, приведенных вами, вы взяли из вашего собственного опыта?
4)найдите в тексте данные, которые можно использовать для вывода;
5)поставьте вопросы к основной информации текста и задайте эти вопросы одноклассникам;
7)переведите на родной язык указанные абзацы текста.
8)составьте реферат.
Обучение поисковому чтению.
Обучение чтению проводится при дефиците времени и очень быстром темпе. Основная цель поиска – содержательная информация. Проведение чтения на больших по объему текстах в форме чтения про себя.
Учащиеся должны уметь определять структурно-композиционные особенности текста, находить нужные факты или аргументы, ориентироваться в тексте путем выдвижения ряда гипотез, проводить беглый анализ абзацев.
Примерные упражнения при обучении поисковому виду чтения:
1)Определите главную тему, объединяющую тексты; найдите в текстах основные доводы в пользу заголовка;
2)Прочитайте данные тексты и определите, освещены ли в нем указанные темы:
Найдите предложения, посвященные указанным темам.
3)Просмотрите рисунки, назовите абзац, который он иллюстрирует.
4)Выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом.
5)найдите на указанной странице характеристику действующих лиц.