Статья «Дифференцированное обучение на уроках математики в современном этапе развития общеобразовательной школы» 
ТЕМА: Дифференцированное обучение на уроках математики в современном этапе развития общеобразовательной школы.                                                                            
                                     Шигаепова Светлана Завдатовна- учитель математики 
МБОУ  «Митряевская основная общеобразовательная школа»                                                  Муслюмовского муниципального района РТ
                                
Высшей ценностью современного общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем нашего общества. Всестороннее развитие каждого человека – программная цель нашего общества.  Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.
Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость дифференцированного подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос о «дифференцированном подходе в обучении детей».
Дифференцированный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка.
Цель: Изучить особенность организации дифференцированного обучения в практике современной школы.  Обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, – адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение:
это форма организации учебного процесса, при которой учитель работая с группой учащихся, учитывает наличие у них каких-либо значимых для учебного процесса качеств (гомогенная группа);
это также часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении):
это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.
Это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Проблема дифференцированного подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до Октябрьской революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ребенку, к его возрастным и индивидуальным особенностям
Индивидуальные потребности в усвоении и применении знаний связывают с обучаемостью, которая включает: умственную выносливость, работоспособность, быстроту или замедленность усвоения учебного материала, гибкость мыслительных процессов.
Требование учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе обучения – очень давняя традиция. Необходимость в этом очевидна, ведь учащиеся в значительной мере отличаются друг от друга.
Вот уже больше 10 лет я веду уроки, используя метод  дифференцированного обучения  по математике, что помогает организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и в домашней подготовке к ним. И не допускать пробелов в знаниях и умениях, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса. 
Базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности. 
Подготовка к дифференцированному обучению  начинается уже с младших  классов. Учителя начальных классов ведут портфолио учащихся, где записывают все удачи, не удачи  пробелы и достижения ребенка. Когда уже ребенок переходит в среднее звено, мы изучаем их портфолио и делаем определенные выводы,  определяем уровень работоспособности ученика.  
  Весь класс делим на три группы:
первая – характеризуется высокой работоспособностью (таких учеников  36%)
вторая – средней (50–55%)
третья – низкой (8–17%)
Создаем оптимальные условия для развития личности наиболее полного учета индивидуальных различий учащихся. 
В своей практике я пользуюсь  дидактическим пособием Ганенкова И.С. «Многоуровневые самостоятельные работы в форме тестов». Где  количество заданий в каждом тесте различное в зависимости от изучаемого материала , что дает возможность  более полно проверить знания и навыки учащихся по изучаемой теме. Задания в тесте расположены по возрастанию степени трудности и распределены на одну или две части. 
 При подготовке к урокам  большую помощь оказывают мне  пособия для учителей «Поурочные планы по геометрии»  Гавриловой Н.Ф. Здесь можно найти подобные поурочные разработки, методические советы и рекомендации, разно уровневые тесты самостоятельных и контрольных работ, тестовые задания, задачи повышенной сложности. В пособии много  дополнительных задач для организации работы с одаренными детьми. 
Контрольные и самостоятельные работы даны в трех уровнях сложности, что позволяет осуществить дифференцированный контроль. Первый уровень соответствует обязательным программным требованиям, второй – среднему уровню  сложности, задания третьего уровня предназначены для учащихся, проявляющих повешенный интерес к математике.  
Учащиеся уже сами определяют свои возможности и ставят себе оценки исходя из того, на каком уровне они сегодня работали на уроке. 
Примечательно, что учащиеся с низкой работоспособностью чаще других попадают в ряд не успевающих, хотя в большинстве в своем вовсе не страдают умственной недостаточностью или отсутствием интереса к обучению. Нет, им просто нужен другой темп работы. 
За последние годы учащиеся сдают ГИА после девятого класса. Из моих учеников еще ни одному ученику  не приходилось пересдавать. Успеваемость по предмету-  100%, а  качество колеблется между 60и 80%. 
Я хочу показать еще  некоторые положительные аспекты дифференцированного обучения:
исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества «уравниловка» и усреднение детей;
у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания;
появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности;
 группе где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться.
Дифференциация обучения охватывает воспитание личности в широком значении этого понятия. Она создает предпосылки для развития интересов и социальных способностей ребенка при этом стараются учитывать имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые. Дифференциация обладает дополнительными возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Дифференциация сохраняет и развивает индивидуальность ребенка, воспитывает такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. 
В современной школе на настоящий момент практика дифференциации представлена большим разнообразием проявлений.
Дифференцированный подход обеспечивает личностно – ориентированную дифференцированную среду для развития, воспитания  и сохранения здоровья обучающихся