Разработка мастер-класса Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Изобразительно-выразительные средства языка (задание №3) 
                                       Методическая разработка.
                                 Мастер – класс по русскому языку.               
(Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.)
                 Изобразительно-выразительные средства языка (задание №3). (Слайд 1)
Дата проведения:25.02.2015 г.
Автор: Панчёхина Инна Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ№3, сл. Большая Орловка.
Данный мастер-класс будет полезен для учащихся старших классов при подготовке к различным самостоятельным, олимпиадным и экзаменационным работам по русскому языку, литературе. 
Цель: 
-Показать последовательность работы при выполнении задания №3, охватив  основные средства языковой выразительности. 
-Создать условия для:
повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка; 
совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы; 
подготовки к сдаче ОГЭ.
                                                                    Ход занятия:
1. Вступительное слово.
-Приветствую вас, мои коллеги! В любом деле начинающему всегда сложно. Поэтому свой мастер-класс я начну шутливым стихотворением собственного сочинения, чтобы поднять себе дух, а вам настроение:
Я в строгом платьице иду,В такт каблучком своим стучу,Стараюсь скрыть волненье,Стесненье, смущенье и смятенье.
Подбадривайте же  меня,Жду очень одобренья,И мастер-класс представлю я Вам всем на обозренье. 
Буду, буду я стараться,                                                                                                                                            ИКТ здесь применять.                                                                                                                                         И  нельзя мне расслабляться,Так как первой выступать.- Приободрившись, можно и начать. Эпиграфом  к мастер-классу я взяла  слова К.Г.Паустовского (Слайд 2):
«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия». 
-Коллеги, что же это за волшебные понятия, которые превращают обычные слова в завораживающие звуки, заставляющие нас плакать и наслаждаться, любить и ненавидеть, страдать и чувствовать себя счастливым?
(Изобразительно - выразительные средства)(Слайды 3-20)
Тема моего мастер-класса: «Изобразительно-выразительные средства языка».
- Мы с вами, коллеги, познакомимся с основными тропами, затем найдем их в предложениях и определим вид, т.е. проделаем такую работу, которую  выполняют  9-классники, готовясь к экзамену. 
- Как вы думаете, почему этот вид работы включён в ОГЭ? 
(Очень важно уметь точно, образно, красиво и ярко выражать свои мысли)
2.Основная теоретическая часть.
-Итак, сегодня мы будем работать с изобразительно-выразительными средствами, которые наиболее часто встречаются в экзаменационных тестах в задании №3. Это такие средства, как: сравнение, олицетворение, метафора и фразеологизм.  Давайте вспомним, что это за понятия. Вы можете воспользоваться материалом, который у вас лежит на столах, а можете воспользоваться информацией на слайде. (Слайд 21)
МетАфора –употребление слова в переносном значении; скрытое сравнение, основанное на сходстве в каком-либо отношении двух предметов или явлений.
(Крыло птицы - крыло самолёта; золотая осень - золотая цепь; нос человека - нос корабля.) 
ОлицетворЕние – перенос признака или действия с живого предмета на неживой.
(Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами…)
СравнЕние –сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.        
(И деревья, как всадники, съехались в нашем саду.)
ФразеологИзмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
(Как рыба в воде, бить баклуши, вешать лапшу на уши, семь пятниц на неделе)
  -Как называются лексические средства выразительности? (Тропы) 
  -С какими тропами вы познакомились? (Метафора, олицетворение, сравнение)
  -А как называется фразеологическое средство выразительности?(Фразеологизм)
 3.Практическая часть.
 -Вы правильно перечислили выразительные средства. Давайте проверим, насколько точно вы их уяснили. Перед вами тестовые задания, отметьте кружком правильные варианты ответов.
  (Проверка заданий на экране.)
 3  33
    1.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек.
2) Лицо учительницы было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.
3) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.
4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.
    
 2.  В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
3) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
4) А в глубине класса стоял учитель, и сердце его сдавливала боль.
3.  В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) Ученики очень любили своего классного руководителя и часто говорили, что с её приходом в классе даже парты, стулья и учебники начинали от радости  петь и танцевать.
2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.
3) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!
4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» –рассуждала бабушка.
4.  В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.
2) – Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.
3) Ученики учителя в классе ждут, не дождутся и, когда, наконец, дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.
4) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.
(Ответы: 1.2,  2.4,  3.1,  4.3) (Слайд 22)
4. Заключительная часть.
  - Итак, мы проверили знания теории, закрепив их на примерах. Скажите, пожалуйста, где чаще всего мы встречаемся с изобразительно-выразительными  средствами?
  (В художественной литературе)
  -В моём стихотворении можно также отметить некоторые средства выразительности.
- Вы отлично, коллеги, справились с заданиями. Спасибо за работу! Желаю всем творческих успехов! (Слайд 23) И пусть ваше сердце никогда не сдавливает боль, пусть при виде вас поют и танцуют от радости не только ученики, но и парты, стулья и учебники, и чтобы вам от любви детей никогда не хотелось сбежать на край света из стен нашей родной школы!
 Вывод: написание синквейна( например, Изобразительные средства рисуют, звучат, чувствуют…
Язык -  всем знаниям и всей природе ключ…
Как я люблю русский язык!)