Мастер-класс Изобразительно-выразительные средства в художественном тексте. Использование тренажёров


МКОУ «Половино-Черемховская СОШ им. В.Быбина»
Кустовой семинар «Методы активного обучения как способ повышения качества знаний и мотивации к обучению»
Мастер-класс
«Изобразительно-выразительные средства в художественном тексте. Использование тренажёров»
Провела: Чистова Татьяна
Степановна,
учитель русского языка
и литературы
2015 год
[Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа. Введите аннотацию документа. Аннотация обычно представляет собой краткий обзор содержимого документа.]
2015
TS
office 2007 rus ent:
18.11.2015

МКОУ «Половино-Черемховская СОШ им. В.Быбина»
Кустовой семинар «Методы активного обучения как способ повышения качества знаний и мотивации к обучению»
Мастер-класс
«Изобразительно-выразительные средства в художественном тексте. Использование тренажёров»
Провела: Чистова Татьяна
Степановна,
учитель русского языка
и литературы
2015 год
Изобразительно-выразительные средства в художественном тексте. Использование тренажёров.
Содержание мастер-класса:
Эвристическая беседа «Повторим ИВС в художественном тексте». Раздаточный материал – таблицы ИВС с примерами.
Игра в форме учебной презентации «Кто хочет стать миллионером?»
Как использовать на ЕГЭ полученные знания?
Как изготовить тренажёр для обучающихся?
Итог мастер-класса
Цель мастер-класса: показать коллегам применение активных методов обучения как средства повышения учебной мотивации, научить использовать шаблоны презентаций для интерактивных обучающих игр.
Цели фрагмента урока: повторить известные учащимся звуковые средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте; выявить роль словообразования в организации художественного текста.
Тип урока: повторение, подготовка к ЕГЭ, частичное интегрирование с курсом литературы в 11 классе.
Ход мастер-класса
( для учителей): Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это позволяет ученикам думать, что это трудный материал. Но если разнообразить урок интересной тренировкой в определении ИВС, то успех придёт быстрее.
Давайте поговорим подробнее. Представьте, что вы не педагоги, ученики 11 класса, которым на экзамене надо быстро проанализировать текст и безошибочно найти в нём изобразительно-выразительные средства. Давайте потренируемся.
(присутствующие разбиваютс я на пары, получают опорные таблицы-подсказки)
(для учеников): Вы хорошо знакомы с тропами: эпитетами, сравнениями, метафорами, гиперболами. Тропы(греч. Tropos – поворот) – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности речи. В основе тропов лежит сопоставление двух понятий, которые близки в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет. Пользуясь таблицей, скажите мне, какое ИВС вы видите в следующих предложениях:
О чём ты воешь, ветр ночной?(Ф. Тютчев)- олицетворение
Все флаги в гости будут к нам. (А, Пушкин)- синекдоха
Мальчик с пальчик. - литота
Ну, скушай же тарелочку, мой милый! (И.Крылов)- метонимия.
К выразительным средствам языка относятся стилистические фигуры или фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, эллипсис, эпифора.Для активизации ученической деятельности, для понимания и запоминания ИВС я предлагаю игру «Кто хочет стать миллионером?».
(проводится игра. См. приложение презентация «Игра «Кто хочет стать миллионером?»)Полученные знания используются в задании №24 КИМов ЕГЭ. ( пример из кн. Г.Н. Егораева . ЕГЭ. Русский язык. Супертренинг. М. Экзамен, 2016 с. 65 задание 24)Игра сделана в программе Power Point. Шаблоны для презентаций можно взять на сайте «Коллекция ЦОР для педагогов». Свои шаблоны предлагают учителя на личных учительских сайтах. Если используете чей-то шаблон необходимо делать ссылку на автора. Один и тот же шаблон можно использовать в разных целях, на разные темы.
Например: берём шаблон «Тест по Слову о полку Игореве» и вручную меняем на задания по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», при этом оставляя ссылки –оценки.
(Подробно демонстрирую, как менять дизайн слайдов, как менять текст и некоторые ссылки).
Работая над сегодняшней темой, мы ещё раз убедились в богатстве и разнообразии ресурсов русского языка, его образных средств. Нужно учиться у великих художников слова пользоваться этим достоянием разумно и экономно, делая свою речь образной и красивой.
А самое главное, надо постоянно учиться новому в ИКТ, совершенствовать своё педагогическое мастерство и делиться своими «находками» с коллегами. Желаю успехов!
Приложения: