Урок русского языка в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»

Дата:
Тема: тире между подлежащим и сказуемым
Цели и задачи:
Совершенствовать умения и навыки учащихся определять способы выражения подлежащего и сказуемого.
Познакомить с пунктограммой «Тире между подлежащим и сказуемым».
Совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся.
Развивать и пополнять словарный запас.
Воспитывать культуру поведения на уроке.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы и методы: инд., фронтальная, групповая.; вербальный, анализ и синтез, эвристически, исследовательский, работа с учебником.
Оборудование: учебник, памятки, план работы, презентация, флеш-анимация, словари.
Ход урока
Организационный момент.
- Поздоровайтесь с нашим завучем, Зинаидой Алексеевной, друг с другом и с хорошим настроением садитесь.
Орфоэпическая минутка.
- Ребята, у которых индивидуальные карточки на партах, работают по картам. Остальные – внимание. Орфоэпическая минутка.
Словарная работа.
Аудиодиктант:
Аллея, коллекция, миллион, металл, аппетит, грамм, килограмм, аккуратный.
- Обменялись тетрадями в статических парах. Взаимопроверка.
- Найдите лишнее слово и выпишите его.
- Выполните фонетический разбор.
- Выполните морфологический разбор.
- Здесь же выполните морфемный разбор.
IV. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
- Мы выполнили сегодня фонетический, морфемный, морфологический анализ. А кокой вид разбора мы не выполняли?
- Верно. Синтаксический. Но прежде давайте проверим ваши знания
- В роли учителей

- Какой раздел грамматики изучает словосочетание и предложение? (синтаксис)
- Грамматически оформленная единица речи, которая выражает законченную мысль, называется (предложение)
- Назовите типы предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные, побудительные)
- Назовите типы предложений по эмоциональной окраске. (восклицательные, невосклицательные)
- Назовите типы предложений по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения. (распространённые, нераспространённые)
- Назовите типы предложений по количеству грамматических основ. (простые, сложные)
- Назовите типы предложений по наличию/отсутствию союзов между простыми предложениями. (союзные, бессоюзные)
- Назовите типы союзных предложений. (сложноподчинённые, сложносочинённые)
Назовите типы предложений по количеству главных членов предложения. (двусоставные, односоставные)
- Предложения, которые имеют в составе однородные члены, называются(осложнённые)
- Назовите главные члены предложения. (подлежащее, сказуемое)
- Как по-другому можно их назвать? (грамматическая основа)
- Назовите второстепенные члены предложения. (дополнение, определение, обстоятельство).

- Дайте рецензию на опрос. Какой была речь наших учителей. (содержательной, последовательной, чёткой, точной, лаконичной, выразительной, правильной)

V. Физкультминутка. Офтальмологическая гимнастика.
- Встаньте и посмотрите в окно. Сегодня чудесный день. Задание: составьте предложение сложное, бессоюзное, где бы встречались слова иней, дома, деревья.




- Пользуясь памятками, выполните полный синтаксический разбор.

VI. Изучение нового материала.
- Ребята, мы с вами продолжаем работать над разделом грамматики – синтаксис.
- У вас на партах есть план. Прочитайте.
- Посоветуйтесь в парах и определите тему и цели.\
- Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым».
- Цели:
Продолжить работу над синтаксическим разбором предложения.
Научиться ставить тире между существительным, которое выступает в роли подлежащего и между существительным, которое выступает в роли сказуемого в предложении.
- Давайте обратимся к учебнику «Теория» § 17. Чтобы вы не листали, я вынесла вам на экран.
- Давайте посмотрим, в каких случаях ставиться тире. Сегодня мы рассмотрим только первый из них. Между существительными. Остальные мы будем изучать в старших классах.
- Первый конверт я пока открывать с примерами не буду. Забегая наперёд, хочу показать, в каких случаях тире не ставится.
- А теперь посмотрите случаи, когда тире ставится. Вскрываем конверт!
- Приведите свои примеры.
- Ну а теперь давайте попробуем звания применить на практике.
- Упражнение 234. Я его немного изменила, поэтому учебники пока не открываем.
- Записываем предложения, расставляем недостающие знаки препинания, обозначаем пунктограммы.
- Можете проверить свои знания по учебнику.
VII. Закрепление изученного.
- Ну а сейчас небольшой письменный опрос.
- Подчеркните грамматическую основу. Вставьте недостающие знаки препинания. Обозначьте пунктограмму.
VIII. Домашнее задание: § 17; упражнение 237, по выбору 233 (устно).
IX. Рефлексия.
- Посмотрите на план урока и подведите итог.
- Как вы думаете, удалось ли на ваш взгляд достичь поставленных целей?
- Кому тема показалась сложной?
- Что понравилось и больше всего запомнилось?


15